В связи с растущим числом фактов, указывающих на то, что чартерный самолет, возможно, потерпел катастрофу из-за заложенной бомбы, возникают тревожащие вопросы. Не избрало ли «Исламское государство» новую стратегию совершения за переделами своего самопровозглашенного халифата терактов, ведущих к массовым жертвам, и почему одна из лучших разведслужб на Ближнем Востоке не смогла сорвать этот заговор?

До сих пор власти США придерживались мнения о том, что боевики ИГИЛ — в отличие от экстремистов «Аль-Каиды» — сосредотачивают свои усилия на захвате и удержании территорий, а не на совершении резонансных ударов по самолетам или другим целям за рубежом. Но западные чиновники теперь уже опасаются, что ИГ может однажды последовать примеру «Аль-Каиды» и попытаться совершить эффектный и показательный теракт, воспользовавшись для его подготовки своими опорными пунктами в Сирии и Ираке.

Через несколько часов после того, как чартерный самолет авиакомпании «Метроджет» распался на части в небе над Синайским полуостровом, в результате чего погибли находившиеся на борту 224 человека, египетская группировка «Исламского государства» взяла на себя ответственность за авиакатастрофу, заявив, что это месть за военную интервенцию России в Сирии. «Русские, знайте, что ни вы, ни ваши союзники никогда не будут чувствовать себя в безопасности... на земле... мусульман...», — говорится в онлайн-заявлении боевиков.

Сначала западные страны отнеслись к этому заявлению сдержанно, однако в среду власти Великобритании выразили опасения в связи с тем, что аэробус «вполне мог быть уничтожен с помощью взрывного устройства», и вследствие этого отменили все рейсы из курортного города Шарм-эш-Шейха. Лондон первым на Западе высказал предположение о том, что причиной крушения самолета могла быть бомба, заложенная террористами.

Египетские военные на месте крушения самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа»


Как заявил в интервью изданию Foreign Policy высокопоставленный представитель разведки США, тот факт, что фюзеляж самолета разорвало и разбросало на большое расстояние — по имеющимся сообщениям, его обломки разбросаны на площади более 20 квадратных километров — указывает на то, что самолет был взорван заложенной на борту бомбой. Самолеты, которые взрываются в результате неисправности двигателя или утечки горючего, как правило, распадаются на две части.

О заложенной на борту бомбе «были подозрения... с самого начала», — сказал представитель разведки на условиях анонимности. Он не ставил под сомнение сообщения, связывавшие взрыв самолета с заложенной бомбой, и отметил, что вряд ли британские власти отменили бы рейсы из небольшого аэропорта Шарм-эш-Шейха, если бы не было угрозы терактов. Однако при этом он предупредил, что пока еще рано говорить о том, что именно произошло.

Администрация президента Барака Обамы отказалась открыто высказываться о том, разделяет ли она мнение Британии, однако власти США говорят о наличии предварительных фактов — в том числе данных, полученных путем перехвата разговоров — которые указывают на то, что причиной авиакатастрофы могла быть бомба, заложенная боевиками ИГ. Но представители властей отметили, что это могло произойти в результате диверсии местной группировки ИГИЛ, действующей на Синайском полуострове, а не основной структуры «Исламского государства», расположенной в Сирии.

Уже давно считается, что самую серьезную угрозу для гражданских самолетов представляет собой отделение «Аль-Каиды» в Йемене, поскольку эта организация способна изготавливать сложные и хитроумные бомбы, которые можно незаметно пронести через металлодетектор. Однако легче всего проникнуть в аэропорт Шарм-эш-Шейха было боевикам египетской группировки ИГ, так как эта организация успешно пользуется повсеместным недовольством населения в отношении египетских властей и вполне может иметь среди персонала аэропорта своих тайных агентов, готовых спрятать на борту самолета обычную бомбу.

Заложить бомбу в самолет, вылетавший из Шарм-эш-Шейха, «[„Исламскому государству“] было вполне под силу», считает — бывший высокопоставленный работник ЦРУ, занимавшийся выявлением террористических угроз на Ближнем Востоке Брюс Ридел (Bruce Riedel).

«Главное — найти кого-нибудь в аэропорту, кому можно передать бомбу, и кто затем сможет проникнуть в самолет, — сказал Ридел в интервью Foreign Policy. — Я очень сомневаюсь, что служба безопасности в Шарме способна этому помешать. На Синайском полуострове есть множество людей, недовольных египетскими властями».

Даже при том, что египетское отделение ИГИЛ с гордостью заявило о том, что взорвало самолет, это заявление об ответственности звучит «весьма неубедительно» по сравнению с прежними заявлениями ИГИЛ о крупных терактах. Так утверждает Рита Кац (Rita Katz), исполнительный директор вашингтонской группы SITE Intelligence Group, отслеживающей и анализирующей появляющиеся в сети заявления джихадистов. Она предполагает, что «Исламское государство» скоро выступит с новыми пропагандистскими заявлениями после того, как недавно боевики ИГ в северном Ираке процитировали слова одного воюющего там русского боевика, обращенные к «путинской свинье».

«Каким бы неубедительным ни было это заявление ИГ, сейчас не следует полностью сбрасывать его со счетов», — пишет Кац в своей аналитической статье, опубликованной в среду в издании International Business Times.

«И, тем не менее, ИГИЛ должно предоставить мировой общественности больше доказательств своей причастности», — считает Кац.

Как ИГИЛ, так и отделение «Аль-Каиды» в Сирии «Фронт ан-Нусра» открыто призывают своих сторонников наносить удары против России в ответ на решение президента Владимира Путина направить в Сирию военную авиацию и войска. На протяжении последнего месяца российские реактивные истребители-штурмовики активно бомбят позиции повстанцев, выступающих против режима диктатора Башара Асада (Bashar al-Assad), в том числе совершая налеты на позиции ан-Нусры и боевиков ИГИЛ. Как заявил в среду республиканец от штата Калифорнии Эд Ройс (Ed Royce), возглавляющий Комитет по иностранным делам Палаты представителей, в октябре Россия нанесла в Сирии восемьсот авиаударов, а США — только сто.

Представители американских разведслужб и аналитики давно уже подчеркивают разницу между «Исламским государством» и «Аль-Каидой», отмечая, что ИГ намерено осуществить вооруженный захват территории, укрепиться на ней и осуществлять управление в населенных пунктах «железной рукой». Что же касается «Аль-Каиды», она ставит своей целью нанесение ударов по западным странам, которые она обвиняет в поддержке сомнительных режимов на Ближнем Востоке.

Но вполне возможно, что ситуация начинает меняться. Очередным доказательством того, что ИГИЛ может пойти по стопам «Аль-Каиды», служит сделанное во вторник заявление властей Испании о разоблачении ячейки ИГ, причастной к подготовке теракта в испанской столице. В ходе проводившихся рано утром рейдов полиция арестовала двух марокканцев, легально проживавших в стране и «демонстрировавших явную готовность совершить теракт в Мадриде». В 2004 году в результате взрывов пригородных электропоездов, совершенных террористами из «Аль-Каиды», погиб 191 человек.

Если данные криминалистической экспертизы обломков разбившегося самолета подтвердят, что отделение ИГИЛ совершило теракт, это ознаменует новый опасный этап в развитии этой организации. Хотя по-прежнему остается неясным, в какой степени руководители «Исламского государства», действующего в Сирии, контролируют отделения в Египте и других странах. И это внесет коррективы в планы Вашингтона, осуществляющего борьбу с ИГИЛ в Ираке и Сирии.

Бортинженер моет лобовое стекло истребителя, стоящего на палубе авианосца «Теодор Рузвельт»


В Ираке США бомбят позиции ИГИЛ уже больше года, и для проведения инструктажа и обучения местной армии они перебросили туда контингент численностью в три тысячи военнослужащих. На минувшей неделе Белый дом заявил о том, что планирует направить в Сирию около 50 спецназовцев для оказания помощи повстанцам и активизации боевых действий против ИГИЛ в их опорном пункте Ракка. Правда, пока попытки переломить ситуацию в борьбе с ИГИЛ не увенчались успехом ни в одной из стран.

Если самолет авиакомпании «Метроджет» был действительно взорван заложенной на борту бомбой, то возникают серьезные вопросы в отношении действенности служб безопасности Египта, которые Вашингтон расхваливал, подчеркивая их высокую эффективность в вопросах предотвращения терактов и раскрытия заговоров.

Взаимодействие в антитеррористической деятельности является важным направлением в отношениях между Вашингтоном и Каиром. И именно это служило достаточным основанием для того, чтобы США ежегодно выделяли существенную сумму в 1,3 миллиарда долларов для оказания военной помощи, предоставляемой Каиру на постоянной основе — несмотря на то, что президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси (Abdel Fattah al-Sisi) проводит политику жестоких репрессий и нарушает права человека.

США продолжают поставки военной техники, даже несмотря на настойчивые утверждения о том, что агенты египетских служб безопасности применяют к заключенным пытки. По данным правозащитных организаций и согласно докладу, подготовленному сенатской комиссией по вопросам разведки, в годы президентства Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) ЦРУ переводили обвиняемых в терроризме в подконтрольную ему секретную тюрьму в Египте, где во время допросов спецслужбы применяли пытки в отношении заключенных.

Экономика Египта — и его мощная индустрия туризма — почти наверняка пострадают из-за того, что национальная служба безопасности явно не смогла предотвратить теракт. В 2014 году туристический сектор обеспечил 11,3% ВВП страны и 14,4% валютных поступлений в бюджет. Информационное агентство «Интерфакс», ссылаясь на пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину, сообщило, что падение продаж в день катастрофы составило 50%.

Авиакомпании Lufthansa, Emirates и Air France уже прекратили полеты в этот регион и заявили, что возобновят перевозки лишь после того, как будет выяснена причина крушения самолета. В среду полеты в Египет отменила и Ирландия. Министр иностранных дел Египта Самех Шукри (Sameh Shoukry) назвал решение правительства Великобритании «несколько преждевременным».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.