На протяжении последних нескольких недель наблюдать за тем, что, как сообщал портал Gold Derby, было довольно утомительно — мягко говоря. Для каждого любителя следить за судьбой призов и новостями о кинопремии «Эмми» вебсайт — это только самое начало, и в выложенных таблицах с предварительными оценками, где поработали эксперты со своими мнениями об актерах и сериалах, которые, на их взгляд, те будут номинированы — в основном, фигурируют уже давно знакомые лица. Многократным призерам — вроде Джима Парсонса (Jim Parsons) и Мэгги Смит (Maggie Smith) — видимо, суждено номинироваться, чтобы потом получить очередную статуэтку. Джулинанна Маргулис (Julianna Margulies) уже увезла домой две статуэтки за «Хорошую жену» (The Good Wife) и поставила их на камин рядом со своей золотой наградой. Похоже, что в этом году лидировать выпало Виоле Дэвис (Viola Davis), поэтому так ли уж надо Джулианне идти на бал опять?

В наше время, когда благодаря нынешней технической революции мы смотрим телевизор совершенно по-другому — через Netflix и Amazon или в ноутбуке и в телефоне — принцип и порядок вручения «Эмми» почти не меняются, и все эти прогнозы лишь отражают «в основном, прежнее мировосприятие», которое очень часто портит всю церемонию.

Однако в четверг «Эмми» совершила исторический прорыв, отставив в сторону бессменных номинантов ради новичков. В результате многолетних требований поклонников наконец-таки была номинирована Татьяна Маслани (Tatiana Maslany) за главную роль в телесериале «Темное дитя» (Orphan Black), а играющая сегодня в «Светской львице» (It Girl) Эми Шумер (Amy Schumer) получила номинацию на лучшую женскую роль в невероятно популярном комедийном шоу на Comedy Central «Внутри Эми Шумер» (Inside Amy Schumer). А после эмоциональной речи Кейтлин Дженнер (Caitlyn Jenner) во время вручения престижной спортивной премии ESPY Award комедийный сериал веб-сервиса Amazon «Очевидное» (Transparent) получил несколько номинаций на награды в категориях «Лучший комедийный фильм», «Лучший актер комедийного сериала» (Джеффри Тэмбор/Jeffrey Tambor) и «Лучшая актриса второго плана в комедийном сериале» (Габи Хоффман/Gaby Hoffman).

Среди номинантов этого года — от Лизы Кудроу (Lisa Kudrow) из комедийного сериала «Возвращение» (The Comeback) до удивительного множества особо упомянутых темнокожих актеров (всего 14 человек) — есть безумное количество достойных. Но самой большой проблемой является в этом году «Американская семейка» (Modern Family).

Этот лучший комедийный сериал на канале ABC со времени своего дебюта в 2009 году стал абсолютным фаворитом среди призеров «Эмми», завоевав 21 заветную статуэтку, хотя за все время номинировался 67 раз. С учетом этого, «Семейка» является одной из самых популярных комедий в истории, которая завоевывала призы в номинации «Лучший комедийный сериал» пять лет подряд — срок рекордный и изнурительный.

«Очевидное» — комедия, получившая в этом году самую лучшую оценку критиков — вполне заслуживает награды, но большинство голосов будут против нее. На момент написания этой статьи эксперты сайта Gold Derby прогнозируют, что «Американская семейка» совершит в этом году еще один круг почета — потому, что именно таковы принципы работы организаторов «Эмми». Как правило, этим призом награждают неизменных — вечных победителей (и Джулия Луи-Дрейфус/Julia Louis-Dreyfus кажется бесспорной кандидатурой на свой уже четвертый трофей в своей категории), хотя этому пора положить конец. Пора организаторам, в конце концов, занять жесткую позицию и в этом году дать возможность кому-нибудь еще победить в категории «Лучший комедийный сериал».



На самом деле странно, что «Американская семейка» была буквально обречена на ошеломляющий успех и лидерство среди обладателей «Эмми». Когда шесть лет назад шоу стало телехитом, этот семейный ситком, созданный Стивеном Левитаном (Steven Levitan) и Кристофером Ллойдом (Christopher Lloyd) — нет, не тем Ллойдом из «Повелителя страниц» (The Pagemaster) — был самым актуальным из всех известных телесериалов. Это история трех семей, члены которых относятся к разным поколениям, национальностям и отличаются разными сексуальными наклонностями. Сериал выражал новаторский (во всяком случае, для праймтайма на ТВ) взгляд на семейные отношения в меняющейся Америке. Митчелл, Кэм и Лили стали самой знаменитой однополой семьей в истории телевидения, а София Вергара (Sofia Vergara) стала звездой первой величины.

Похоже, что благодаря успеху этого сериала появились другие комедийные шоу, изображающие семьи, не похожие на Сиверов или Кливеров — например, «Трудности ассимиляции» (Fresh Off the Boat), «Черноватый» (Black-ish) и «Очевидное» (Transparent) — но как ни странно, именно из-за этого прогресса «Американская семейка» осталась позади. Как отметил в редакторской статье в журнале Salon Дэниел Д’Аддарио (Daniel D’Addario), сериал все больше отдаляется от жизни современной Америки, поскольку создается впечатление, что действие происходит в «выдуманном бесклассовом мире»:

А теперь — поподробнее об этих трех семейных парах: владелец строительной компании и домохозяйка, риэлтор и домохозяйка, юрист и домохозяин. О том, как семьи работают, можно только догадываться. Когда Клэр — одна из домохозяек — выражает сожаление о своем выборе, она делает это лишь потому, что ей нравилось работать в гостиничном бизнесе, а не потому, что их семья испытывает финансовые трудности.

В то время, когда многие семьи пытаются справиться с затянувшимися последствиями экономического кризиса 2008 года, Причетты сорят деньгами в отпуске на Гавайях, пользуются всеми прелестями комфортной и безбедной жизни в Калифорнии в окружении дорогих гаджетов Apple (действие одной из серий этого сезона происходило исключительно на экране принадлежащего Клэр ноутбука). Стремление жить в соответствии с правилами, принятыми среди представителей верхушки среднего класса, выглядит до боли иронично в сериале, который постепенно превратился в подобие тех комедий о пресыщенных и скучных семьях, которые он, изначально задуманный как пародия, должен был высмеивать.

В 2012 году журналист издания Salon Вилла Паскин (Willa Paskin) отметила, что поскольку сериал «Американская семейка» изживает себя, и авторам больше нечего сказать зрителям, он почти полностью превратился в шаблонную карикатуру. «По мере того, как “Американская семейка” становится старше, ее персонажи и их взаимоотношения — в той или иной степени противоречивые — закостенели и превратились в привычку», — пишет она.

Далее Паскин пишет:

Больше других изуродован и практически уничтожен образ Глории — очень молодой жены Джея и матери Мэнни. София Вергара, играющая роль Глории, говорит с таким грубым испанским акцентом, что сравнить его можно с земной корой, на которой к тому же, скажем, возвышается горный массив. … Когда она изображает знойную латиноамериканку и пытается войти в образ, все ее художественные приемы так или иначе заточены на предсказуемые «горячие латиноамериканские шутки» — ее произношение, природное колумбийское буйство, внешний вид. Она предпочитает гарцевать на нелепых высоченных каблуках! Она вспыльчивая и упрямая! Она не может произнести имя Люк! Она не говорит, а кричит! Д-да, кричит, переходя на визг!

И хотя может показаться, что сериал в некотором смысле развивается и набирает обороты, по сравнению с драматическим сериалом «Оранжевый — хит сезона» (Orange Is the New Black) его можно назвать лишь «косметическим ремонтом» (намек на телесериал сериал «Большой ремонт»/Home Improvement, — прим. перев.).

Как и в «Американской семейке» в этой чрезвычайно популярной трагикомедии веб-сервиса Netflix затрагиваются расовые проблемы и проблемы сексуальной ориентации, а также в качестве главного героя впервые в истории телевидения представлен трансгендер. При этом сериал считается одним из самых разноплановых телешоу в истории, в котором представлено этническое и социокультурное многообразие. Такие критики, как Роксэн Гэй (Roxane Gay) осуждают то, как в сериале трактуется это многообразие, и сериал, конечно же, не лишен стереотипов в изображении героев с другим цветом кожи. Однако нельзя сказать, что режиссер Дженджи Коэн (Jenji Kohan) задействует персонажей с другим цветом кожи для того, чтобы придать особый колорит миру, в котором живут белые люди. Он скорее пытается устами главной героини сериала белокожей Пайпер Чепман рассказать о тех людях, которых мы не часто видим по телевизору. И Чепман в сериале задумана не как женщина с определенным цветом кожи, а как выразительница главной идеи.

Но, само собой разумеется, «Американская семейка» взяла верх над комедийным сериалом «Оранжевый — хит сезона» (который затем в качестве кандидата на «Эмми» 2015 был переведен в категорию драматических сериалов) — несмотря на то, что интерес к «Семейке» со стороны критиков и телезрителей с годами снижается. И хотя грандиозная победа «Американской семейки» в 2010 году была встречена с большим воодушевлением и овациями, ее бессменное лидерство среди обладателей «Эмми» не то, чтобы удивляет, но раздражает. Сериал достаточно грамотно сделан, чтобы сойти за подходящую кандидатуру на приз, но он не является настолько оригинальным и трендовым, чтобы испугать более консервативно настроенных членов жюри, присуждающего заветные статуэтки.

Правда, «Американская семейка» — это не просто беспроигрышный вариант, но еще и легкий. Если учесть огромный выбор других более популярных телеработ — вроде «Брод сити» (Broad City) на канале Comedy Central или «Девственница Джейн» (Jane the Virgin) на CW — создается впечатление, что те, кто голосуют, даже не задумываются. Во время круглого стола, проводившегося организаторами «Эмми» с участием журналистов The Los Angeles Times, телекритик Мелисса Мерц (Melissa Maerz) озвучила то, над чем уже несколько лет ломают головы представители интернет-ссобщества — смотрят ли по-прежнему участники голосования сериал «Американская семейка» или его просто автоматически штампуют в бюллетенях.

«Американская семейка» заслуживает своего места и на телевидении, и в истории присуждения «Эмми». Но если эти премии даются для того, чтобы воздать должное революционному стремлению показывать этническое и социокультурное многообразие жизни, развитию которого способствовал этот сериал, нам следует положить конец практике, когда один сериал продолжает из года в год оттеснять в тень другие работы. Это ведет к постоянному приуменьшению той роли, которую играет телевидение в эпоху интернета.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.