Всего полгода назад, 19-го июня, нефть марки Brent стоила 115,71 доллара за баррель. А в минувший понедельник зафиксирован пятилетний минимум: январские фьючерсы на нефть той же марки упали ниже 60 долларов и продолжают колебаться возле данной отметки. Складывается впечатление, что нефть перестала подчиняться привычному порядку. В нефтедобывающих регионах — в частности, у нас, на Ближнем Востоке — растет политическая нестабильность, ширится кризис в международных отношениях, а нефть — вопреки всему — дешевеет.

«Нефтяное пике» порождает три главных вопроса: почему дешевеет нефть, что будет с ценами на нее в наступающем году и почему бензин в Израиле и за рубежом не дешевеет столь же сильно? Ответим на каждый из них. Но прежде я должен принести читателям извинения. Как правило, в своих статьях я стараюсь по возможности избегать специальной терминологии, излагая сложные вещи простым языком. Однако в данном случае без терминов, похоже, не обойтись.

1. Почему дешевеет нефть?
 
Важнейшая причина падения цен на черное золото — рост предложения. Добыча нефти в мире непрерывно повышается с нынешнего лета, когда, повторю, была зарегистрирована самая высокая цена в текущем году.

Летом возобновил работу ливийский порт, заблокированный повстанцами в 2013 году. С того момента Ливия повысила объем нефтяной добычи втрое.

Смягчение международных санкций позволило наращивать экспорт нефти Ирану. Недавно министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Намдар Зангане пообещал к 2018 году увеличить поставки нефти до 5,7 миллиона баррелей в сутки (сегодня этот показатель не превышает 4 миллиона).

К рекордным значениям нефтедобычи приближается и чемпион мира Саудовская Аравия (более 11 млн. баррелей в сутки), а также страны ОПЕК в целом (30 млн. баррелей ежедневно). На своем саммите 27 ноября страны — экспортеры нефти приняли решение сохранить квоту на суточную добычу на уровне 30 миллионов баррелей. Министр энергетики ОАЭ Сухаил аль-Мазурей подчеркнул на этой неделе, что ОПЕК не пойдет на сокращение квоты даже в том случае, если цена нефти упадет до 40 долларов за баррель.

Соединенные Штаты тоже не стоят на месте, стараясь потеснить Россию и Саудовскую Аравию. Более того, благодаря внедрению новейших технологий и так называемой «сланцевой революции», американцы, возможно, выйдут на первое место в мире. По некоторым прогнозам, добыча нефти в США в 2015 году с учетом конденсата и биотоплива превысит 12 миллионов баррелей в сутки.

Усиление конкуренции на нефтяном рынке и разрушение монополии ОПЕК обуславливает вторую причину падения цен на нефть: демпинг.

В начале декабря государственная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco официально объявила о предоставлении скидок на январские фьючерсы странам Азии и США. Льготные цены на свою нефть для азиатского региона установили также Ирак и Кувейт. При этом крупнейшие экспортеры нефти открыто заявляют о своем намерении продолжить ценовую войну и в 2015 году, чтобы вытеснить с рынка более мелких и слабых производителей.

Третий фактор, усугубляющий падение цен на черное золото, — сокращение спроса.

Неделю назад организация стран-экспортеров нефти обнародовала собственный пессимистический прогноз: спрос на нефть в 2015 году станет самым низким за последние 12 лет — менее 29 миллионов баррелей в сутки. Пострадают в первую очередь члены ОПЕК и другие крупные производители нефти, скажем, Россия. Менее всего падение спроса отразится на Соединенных Штатах, где добывают нефть исключительно для внутреннего употребления.

Сокращение спроса на нефть вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, традиционные импортеры (в первую очередь США и Канада) взяли курс на развитие собственной нефтедобычи, и, во-вторых, упали темпы развития экономик Китая и Европы. Так, в третьем квартале текущего года экономический рост КНР оказался самым низким за последние пять лет (7,3%), а страны Еврозоны вообще движутся к рецессии и дефляции. В итоге уменьшается потребность в сырье, в том числе нефти.

На первый взгляд, мы здесь перечислили все составляющие конъюнктуры мирового рынка нефти, и больше никаких причин снижения цен на нее нет и быть не может. Однако это не так. Существует и четвертый фактор, оказывающий влияние на нефтяные цены, — уменьшение денежной ликвидности.

Дело в том, что некоторое время назад сырьевые фьючерсы (и в частности, нефтяные) стали привлекать инвесторов в качестве инструмента для помещения активов. В 2007-2008 годах, в период ипотечного краха в Соединенных Штатах, когда рынок недвижимости обрушился, а рынок акций впал в летаргию, избыток ликвидности нужно было куда-то перевести. Тогда и обнаружилась сфера, менее всего затронутая кризисом, — сырьевые фьючерсы. В течение первого полугодия 2008 года спрос на нефть оставался практически стабильным, тем не менее цена барреля нефти марки Brent подскочила с 90 долларов в декабре 2007 года до 140 долларов в июле 2008-го.

Год назад Федеральная Резервная Система США приступила к сворачиванию так называемой «третьей программы количественного смягчения», что постепенно привело к снижению объема свободных активов. В итоге многие инвесторы потеряли к нефтяным фьючерсам прежний интерес.

2. Что будет с ценами на нефть?

В последнее время опубликованы десятки различных прогнозов на данную тему. Не утруждая читателя излишними цитатами, сформулирую общий итог. В ближайшие месяцы нефть продолжит дешеветь, а в долгосрочной перспективе цены вновь пойдут вверх.

3. Почему бензин дешевеет не так быстро, как нефть?

Причина в том, что цена бензина в Израиле зависит от мировых цен на нефть лишь косвенно. За пять дней до конца каждого месяца Управление топливных ресурсов начинает собирать данные о стоимости бензина в трех портах (Испании, Италии и Франции). На основании этих данных с учетом динамики курса валют формируется лишь треть цены бензина в Израиле. Остальные две трети составляют налоги (акциз и НДС, в общей сложности примерно 60%) и надбавка автозаправочной станции (около 10%).

Именно поэтому падение цен на нефть не вызывает пропорционального снижения цен на бензин в Израиле. В качестве утешения могу добавить, что даже незначительное удешевление бензина все-таки выгодно нам как потребителям. Дешевый бензин сокращает издержки производителей и приводит к снижению цен на товары и услуги.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.