Следующая встреча президентов Армении и Азербайджана может состояться в Париже, по инициативе президента Франции. Запад, судя по всему, пытается противопоставить свою встречу инициативе Сочи. Здесь, наверно, следует рассматривать два варианта, чтобы понять, что происходит, или что может произойти. Либо Запад и Россия в этом вопросе договорились, так сказать, дежурить на границе и, организуя по очереди встречи, сохранить стабильность, либо они вступили в серьезную конкуренцию также и в вопросе Карабаха, и постепенно эта конкуренция может обостриться, пока не дойдет до стадии горячих военных действий, как на Украине.
 
Договорная ли эта игра? Запад приветствовал встречу в Сочи. Очевидно, что есть прямая или, так сказать, молчаливая договоренность. Однако этот «тезис» также нуждается в подтверждении и российской стороны. То есть, нужно посмотреть, как отнесется Россия к инициативе организации встречи Саргсян-Алиев по инициативе Франции в Париже. Если Россия не создаст никаких преград, то можем с определенной вероятностью сказать о том, что есть договоренность об обеспечении стабильности и мира.
 
Причем, как бы Запад и Россия не находились в острой борьбе на украинской арене и в стадии холодной войны, все равно, обострение обстановки на Кавказе и война для них нецелесообразна, если, конечно, речь не идет о локальной и управляемой войне. Дело в том, что Кавказ находится в таком геополитическом положении, перекрестке, где сохранять войну локализованной будет чрезвычайно сложно, если в вопросе войны нет согласия всех заинтересованных сторон. А этих сторон много, по меньшей мере, четыре — США, Россия, Турция и Иран.
 
Более того, здесь даже трудно будет сохранить войну в региональной локализации, потому что Кавказ, будучи перекрестком, тем или иным образом имеет отношение к прилегающим регионам, где ситуация может воспламениться из маленькой искры, это и Южный Кавказ, и Ближний Восток. В этом смысле, как бы отношения Запада и России ни были накалены в вопросе Украины, третья мировая война пока что для обеих сторон, мягко говоря, является лишним грузом. Вот на этом основании возможна определенная договорная игра по части Кавказа. Но для этого нужно ждать реакции России на возможную встречу, потому что до Сочи Россия, очевидно, мешала и негативно относилась к проведению встречи в Париже по предложению Франсуа Олланда, а также усилиями Москвы эта встреча так и не состоялась. Таким образом, нужно ожидать российской реакции на усилия США и Франции.
 
А сейчас попробуем рассмотреть вариант противопоставления или конкуренции. Запад и Россия в вопросе Карабаха конкурируют уже давно, но если эта конкуренция была спокойной, то сегодня она, исходя из всемирной ситуации, может получить более динамичный характер, достигнув такой ситуации, когда для установления своего превосходства, стороны прибегнут к широкомасштабным военным провокациям.
 
Россия сегодня, очевидно, пытается достичь единоличного формата урегулирования конфликта, первой стадией которого является устранение Минской группы ОБСЕ. В этом вопросе Москва ждет поддержки Турции, в то же время, обещая сформировать новый формат с Турцией. Россия ожидает того, что вытолкнув Запад из процесса, следовательно, также и из региона, потом можно будет собственными силами вытолкнуть также и Турцию, и единолично решить вопрос в пользу российских интересов. Однако Запад, конечно, очень хорошо представляет все это, и самое главное — то, что нагорно-карабахский конфликт сам по себе является не только «вещью в себе» как сугубо конфликт, и только. А участие в процессе урегулирования этого конфликта решает проблемы влияния в регионе. Более того, возможно, именно эта проблема является первоочередной в этом процессе, а не сугубо вопрос Карабаха, который, по сути, решился посредством первой войны, и может быть пересмотрен только посредством войны.
 
Значит, для Запада, в частности, для США выход из процесса означает выход из региона. США, мягко говоря, не имеют таких намерений, следовательно, противостояние инициативам России будет довольно сильным. В таком случае, почему не помешали встрече в Сочи? Возможно, по той причине, что достаточно эффективно не обладают механизмами защиты собственных позиций в случае обострения ситуации или противостояния обострению ситуации. Так что, в ближайшее время США, наверно, попытаются активизировать работы в направлении обеспечения таких механизмов, иначе без этого невозможно будет эффективно конкурировать с Россией за переговорный формат Карабахского урегулирования.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.