Компания Twitter Inc. в понедельник заявила о своих планах заработать до 1 миллиарда долларов на первичном публичном предложении акций, стремясь не упустить свой шанс и получить дополнительный доход от службы сообщений, которая преобразила стиль публичной коммуникации. Однако она по-прежнему терпит убытки и сталкивается с проблемами в вопросе привлечения новых пользователей и рекламодателей.

Потенциальные покупатели впервые увидели финансовые показатели одного из самых ожидаемых биржевых дебютантов года, которые говорят о том, что за первые шесть месяцев текущего года выручка этой социальной сети более чем удвоилась, составив 254 миллиона долларов.

Вместе с тем, ее чистые потери выросли на 40% до 69 миллионов долларов в связи с резким увеличением издержек. Рост числа пользователей Twitter также замедляется, а цены на рекламу, дающие компании основную часть прибыли, снижаются.

«Безусловно, им предстоит очень многое сделать, чтобы основная часть американцев» поняла, как Twitter работает, сказал аналитик из Altimeter Group Брайан Солис (Brian Solis).

Ранее Twitter скрывал свои цифры, подав в июле документы на проведение IPO в конфиденциальном порядке, что соответствует новому федеральному закону.

Сумма, которую компания может набрать в ходе первичной подписки, является оценочной, и она может измениться, когда Twitter проведет выездную презентацию для инвесторов, на которой официально предложит им свои ценные бумаги.

Документы указывают на то, что компания оценила себя примерно в 9,7 миллиарда долларов, основываясь на количестве акций в обращении. Эта сумма должна увеличиться до 13 миллиардов, если включить туда поступления от продаж ценных бумаг.

В качестве биржевого символа для своих акций Twitter выбрал TWTR, однако пока еще не указал, где он будет ими торговать — на Нью-Йоркской фондовой бирже или в системе автоматической котировки Nasdaq.

За семь лет компания превратилась из неуверенного стартапа в феноменальное социальное явление. В этой сети 215 миллионов активных пользователей ежедневно размещают более 500 миллионов сообщений, длина которых по правилам не должна превышать 140 символов.

Эта служба коротких сообщений выступает в качестве всемирного форума, на котором пользователи делятся новостями, организуют протестные акции и жалуются на то, что они ели на обед. В 2008 году Twitter превратил свидетелей теракта в Мумбаи в «гражданских журналистов», и они сообщали миру подробности этой атаки.

Сейчас в этой сети «твитят» свои мысли и общаются с другими пользователями труднодоступные в прошлом фигуры мировой известности, включая папу римского, Уоррена Баффета и рэпера Канье Уэста. Генеральный директор Twitter Дик Костоло пользуется своей сетью для того, чтобы давать рекомендации по устранению неполадок. Компании, биржевики и политики — все сегодня анализируют излагаемые в Twitter мысли и взгляды, расценивая их в качестве важных показателей.

Несмотря на свою вездесущность, Twitter остается юной и не до конца созревшей компанией. Цифры указывают на то, что у нее меньше пользователей и меньше прибыли в расчете на пользователя, чем у социальной сети Facebook.

Когда Facebook подал свои документы на первичную подписку, он показал цифру объема продаж за 2011 год в 3,7 миллиарда долларов, а прибыль в 1 миллиард. Кроме того, у него 845 миллионов активных пользователей, что дает ему серьезные основания для бахвальства перед инвесторами при рекламировании своих акций.

Рост Twitter тоже под вопросом. Большую часть своих доходов, или около 75%, компания получает в США, хотя три четверти ее регулярных пользователей живут в других странах. У Facebook также большая разница между числом иностранных пользователей и зарубежными доходами от рекламы, поскольку в других странах его рекламный бизнес развит меньше.

Во втором квартале рост числа активных пользователей Twitter замедлился на 7% по сравнению с предыдущим периодом, хотя в трех кварталах до этого показатели роста составляли от 10 до 11%.

Как и Facebook, Twitter зарабатывает основную часть денег за счет рекламы, размещаемой в постах пользователей. В борьбе за рекламодателя обе компании позиционируют себя в качестве всемирной онлайновой площадки общения.

У Twitter есть и другой бизнес. Он лицензирует свои компании данных, которые анализируют «твиты» пользователей, чтобы быть в курсе новостей и социальных трендов. Этот бизнес дал в прошлом году доход в 47,5 миллиона долларов, что составляет примерно 15% от общего показателя.

Во главе первичной подписки на акции Twitter идет Goldman Sachs Group Inc., однако ее соперник Morgan Stanley тоже отвоевал небольшое место под солнцем, заняв в IPO второе место.

Morgan Stanley возглавлял IPO Facebook и подвергся серьезной критике, когда акции этой социальной сети за первые три месяца подписки упали на 50%, хотя с тех пор их курс восстановился и существенно превысил первоначальную цену.

J.P. Morgan Chase также находится в группе лидеров среди инвестиционных банков. А это значит, что тройка банков, лидировавших в первичной подписке на акции Facebook, также возглавит борьбу в IPO Twitter. Bank of America Merrill Lynch и Deutsche Bank также выступают в качестве гарантов размещения.

Крупнейшим акционером Twitter, указанным в поданных документах, является соучредитель компании Эван Уильямс (Evan Williams), которому до IPO принадлежит 12%.

В 2008 году он стал гендиректором компании и работал на этом посту до 2010 года, пока его не сменил Костоло. При последней внутренней оценке стоимости Twitter доля Уильямса в компании была оценена почти в 1,2 миллиарда долларов.

Среди других крупных совладельцев, указанных в заявке на проведение подписки, фирма венчурного капитала Benchmark Capital, которой принадлежит доля в 6,7%, и которая вложилась в Twitter на раннем этапе его деятельности; соучредитель компании Джек Дорси (Jack Dorsey) с 4,9% и Костоло, который владеет 1,6%. Согласно данным внутренней оценки, доля Benchmark составит в денежном выражении 651 миллион долларов, пай Дорси примерно 483 миллиона, а цена акций Костоло будет равна чуть меньше 155 миллионов долларов.

В листинг внесены еще четыре фирмы венчурного капитала, которым будет принадлежать как минимум 5% акций: Rizvi Traverse, Spark Capital, Union Square Ventures и DST Global. Однако их конкретные цифры пока не указаны.

Сейчас приближается время начала выездной презентации Twitter. Заявка на проведение IPO должна находиться в открытом доступе как минимум 21 день, прежде чем компания установит диапазон цен и сообщит, сколько акций она продает.

Обычно у фирм уходит минимум неделя на поездки в разные города для встреч с инвесторами и проведения выездной презентации. Таким образом, если этот процесс пойдет полным ходом, Twitter сможет начать торги где-то в конце месяца или в первую неделю ноября.

Говоря о прекращении работы федерального правительства, знакомый с деталями сделки человек отметил, что в данный момент это не вызывает у компании особых опасений. Но если простой в работе продлится три недели или дольше, процесс подписки может замедлиться. Особенно пагубно на IPO скажется то, что в момент начала презентации не будет работать Комиссия по ценным бумагам и биржам.

За ходом подписки будут внимательно следить другие интернет-компании, желающие стать публичными, такие как онлайновая фирма хранения данных Box Inc. и созданная Дорси компания мобильной оплаты Square Inc.

Некоторые из этих компаний притормозили подачу заявок после того, как акции таких интернет-фирм как Facebook, Groupon Inc. и Zynga Inc. после биржевого дебюта просели в цене. Но в этом году котировки онлайновых компаний пошли вверх на фоне общего оживления на американском фондовом рынке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.