Северные окраины Нью-Йорка в начале 19-го века были известны под названием «выжженный район» по причине регулярных пожаров, охватывавших его из-за религиозного энтузиазма масс. Район возрождался и снова сгорал, но одним из священников, появившимся на этом пепелище, стал основатель новой и прочной веры мормонства Джозеф Смит (Joseph Smith). То же самое было в Иудее в первом веке нашей эры. Население Иудеи, преисполненное ненависти к римским захватчикам и к новому классу священников, сотрудничавших с империей, испытывало неутолимую тягу к пророкам и проповедникам. Лучшим источником информации о жизни евреев в то время и в том месте стала книга Иосифа Флавия «Иудейская война», которая похожа на перекличку самопровозглашенных пророков. Один из них, известный только по прозвищу «Египтянин», возглавил марш 30 000 евреев на Иерусалим, угрожая захватом власти. Другой, раввин по имени Иуда, попытался убедить евреев прекратить платить налоги и признать Бога в качестве своего единственного правителя. Но из всех этих харизматичных фигур сегодня мы помним лишь одну: Иисуса из Назарета.
Хотя новая биография Иисуса, написанная Резой Асланом (Reza Aslan), называется «Фанатик» (Zealot), автор признает, что строго говоря, Иисус вовсе не был фанатиком. Зелоты – это революционное политическое течение, возникшее в Иерусалиме во время восстания против Рима в 66 году н.э., то есть, намного позже смерти Иисуса. Но сама идея фанатичной приверженности (на иврите это называется «кинах») имеет в иудаизме долгую историю, зародившись еще в те далекие времена, когда израильтяне бродили в пустыне. Первым зелотом был Финеес, внук Аарона, который в Книге чисел пронзает копьем израильтянина и его сожительницу-язычницу. За свое убийство он заслужил похвалу Бога. «Финеес...отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав (т.е. проявив zeal, кинах) по Мне среди их». Так что быть зелотом значит ревностно и страстно отстаивать святость Бога и испытывать яростное желание покарать всех его врагов.
В Иудее во времена Иисуса «кинах» был одновременно религиозной и политической страстью. Бог пообещал своему народу в качестве наследства землю Израиля, причем пообещал ее на веки вечные. Но сейчас на ней правили римляне. Их войска охраняли Иерусалимский Храм, их сборщики налогов отнимали средства к существованию у бедняков. В таких обстоятельствах стремление к национальной независимости одновременно было страстным желанием восстановить верховную власть Бога. Два этих мотива соединились в идее мессии – фигуры, которая должна была являться одновременно богоданным избавителем и земным царем. Это был сплав мирских и потусторонних недовольств, из-за которых править в Иудее римлянам было очень трудно. Всякий раз, когда какой-нибудь легионер совершал проступок, это было оскорблением для евреев и для их Бога. Таких провокаций было настолько много, что если почитать Иосифа Флавия, возникает впечатление, что катастрофическое восстание 66 года было лишь делом времени.
Но христианство на протяжении тысяч лет обычно убирало Иисуса из этого исторического контекста. Христианское учение со времен святого Павла акцентирует внимание на Христе как на всеобъемлющем принципе, как на символе, как на Сыне Божьем, делая это в ущерб Иисусу как человеку. И лишь с началом поисков «Иисуса как исторической личности» в библейской критике 18-го века христиане начали признавать, что Иисус был иудейским проповедником, а свои идеи о Боге и об искуплении он черпал из общей культуры того времени.
Аслан пишет в своей книге, что для понимания Иисуса необходимо понять ту культуру и ту ревностную страсть, которая лежала в ее основе. Опираясь на солидный багаж научного материала, Аслан рисует живой и понятный портрет Иисуса как еврейского националиста, как «ревностного революционера, которого, как и всех евреев в ту эпоху, захлестнула волна религиозной и политической неразберихи в Палестине первого века». Он знает, что даже сейчас эта идея станет для многих читателей-христиан настоящим потрясением. Реальный Иисус, пишет Аслан, «мало похож на образ мягкого и кроткого пастыря, созданный ранним христианским сообществом».
Безусловно, серьезные проблемы ждут любого, кто хочет написать о Иисусе как об исторической личности. Подобно Моисею, Будде и Мухаммеду, Иисус известен нам не по объективным документам (первые нерелигиозные упоминания о нем можно прочитать в другой книге Иосифа Флавия, написанной примерно спустя 60 лет после его смерти), а по библейским текстам. А эти религиозные тексты – Евангелие, жизнеописания святых, письма Павла – являются результатом внутренней христианской борьбы с целью определить, как именно следует вспоминать Иисуса. Здесь цель заключалась не в фактической точности, а в духовной правде, в силу чего эти тексты очень трудно оценивать в качестве исторических свидетельств.
Авторы Нового завета отчасти руководствовались необходимостью сделать так, чтобы история Христа соответствовала более ранним еврейским ожиданиям пришествия мессии. Поняв это, мы сможет разобраться в некоторых нестыковках и противоречиях в четырех книгах Евангелия. Аслан в качестве примера приводит проблему выяснения места рождения Иисуса. Все, кому известны рождественские песнопения, знают, что Иисус родился в Вифлееме, но его также называют Иисусом из Назарета, маленького городка в Галилее.
Чтобы объяснить такое несоответствие, в Евангелии от Луки приводится совершенно неправдоподобная история о том, что прямо перед рождением Иисуса его родители отправились из Назарета в Вифлеем на римскую перепись. Детали здесь совершенно бессмысленные, но как объясняет Аслан, это неважно. У Иисуса должны были быть корни в Вифлееме, он должен был родиться в том же городе, что и царь Давид – ведь мессия обязан вести свое происхождение от рода Давида.
Парадокс при написании работ об Иисусе состоит в том, что сформировать свои идеи и мысли о нем мы можем, основываясь на имеющихся священных книгах, но оценивать эти священные книги мы можем лишь в том случае, если имеем представление о том, каким он был в жизни. Аслан смело заходит в этот порочный круг, руководствуясь уверенностью в том, что Иисус прежде всего был еврейским зелотом. Он был фигурой, подобной «Египтянину» и раввину Иуде, или, коль уж на то пошло, Иоанну Крестителю: религиозным виртуозом, игравшим на знакомых нам недовольствах евреев для создания массового движения. «Тот новый мировой порядок, который он рисовал в своем воображении, - пишет Аслан в характерном для него возвышенном стиле, - был настолько радикален, опасен и революционен, что единственной возможной реакцией со стороны Рима мог стать арест и казнь [его последователей] за подстрекательство к бунту».
Можно многое сказать в пользу такой точки зрения, и прочтение Евангелия Асланом помогает прояснить некоторые неопределенности. Возьмем в качестве примера тот момент, когда Иисуса спрашивают: «Законно ли платить дань кесарю или нет?» В ответ он берет монету и спрашивает, кто на ней изображен. «Это кесарь», - отвечают ему. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», - говорит Иисус. По крайней мере, так его слова переведены в Библии короля Якова. В этой форме они похожи на своего рода политический квиетизм. Кажется, что Иисус советует: продолжайте платить налоги, подчиняйтесь властям, поскольку деньги и мирские дела это их забота. Но свою душу – а это единственное, что имеет значение – вверьте Богу.
Однако Аслан показывает, что тот же самый отрывок можно перевести совсем по-другому: «Что ж, в таком случае, верните кесарю то, что принадлежит кесарю, а Богу верните то, что принадлежит Богу». Если толковать слова Иисуса таким образом, то он гораздо больше похож на зелота, требуя вернуть Богу землю и народ Израиля, являющиеся божьей собственностью, и освободить их от власти Рима. Из-за таких высказываний, пишет Аслан, Иисуса стали называть «разбойником». Так в Иудее называли народных революционеров самых разных сортов. Когда Иисуса распяли радом с двумя «разбойниками», то мы должны понимать, что это были не воры, и что римляне таким способом вовсе не хотели оскорбить Христа. Нет, его распяли рядом с собратьями-мятежниками, чье преступление, как и у него, состояло в том, что они агитировали за независимость Иудеи.
Все это помогает нарисовать связный и зачастую убедительный портрет Иисуса, объяснив, кем он был и чего хотел. Проблема, которую Аслан признает, хотя в полной мере не рассматривает, состоит в том, что Иисус из Евангелия - фигура гораздо более масштабная, нежели еврейский националист. Будь он обычным фанатиком, никто бы его сегодня не помнил, как не помнят «Египтянина». Когда Иисус говорил о Боге как о своем Отце, когда он называл себя Сыном человеческим или рассказывал о пришествии Царствия Небесного, его слова оказывали политическое воздействие, как нам показывает Аслан. Но у них было и гораздо более обширное и таинственное применение. Можно сказать, что Иисус радикализовал язык иудейского мессианства таким образом, что его можно обернуть против самого иудаизма. Такой акт религиозного творчества в гораздо большей степени, чем религиозное рвение, превратил никому не известного еврейского проповедника и творца чудес в христианского Сына Божьего.
Адам Кирш - пишущий редактор журнала Tablet и автор биографии Бенджамина Дизраэли.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0
Воблин! За Муххамеда норовят башку отвинить, а Христа препарируют ... Тогда всех можно ... 
| 0 Рупперт Мордок За девушку платит ,рупперт девушку танцует ...а все же как все таки целенаправленно разлагается мораль и вера....в людских умах Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 кто еще платит? исус был разбойником, за это его и убили 
| 0 Был разбойником??? Вам это Аслан сказал??а если я вам скажу вас ваша мама родила....от ямщика проезжего вы мне поверите?? 
| 0 Какая преемственность ! Точно, как Навальный в узника совести ! 
| 0 Ну всё, иудеи опять начали крестовый поход на христианство. Ну всё, иудеи опять начали крестовый поход на христианство. Рни же уже так "демократизировали" народы ислама, что им ещё много лет надо будет разбираться, а в чём собственно был конфликт? Вот теперь иудеи начали готовить варварство против христианства, разрушать мир - это и есть их иудейская цель, что бы всё покорить и всё захватить под собственный контроль, что бы управлять миром. Да вот думаю просчитаются они, эти самые иудеи, просто потому чтио, как они ненавидят 10 заповедей Христа, который пошёл против их законов варварства, так они ненавидят и весь мир, а особенно нашу православную церковь. Зерно брошено,, а значит эти варвары начинают новый свой форисеский навет на праведность и мораль, на нравственность и честность. Были иудеи мошенниками во все века и во всех народах, они ими так и остались. Их подость уже настолько очевидна, что даже писать об этом лишний раз уже просто тошно. НО!!! Этому племени ссы в глаза, а им всё "божья" роса. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 10 заповедей - из еврейской части Библии - Ветхого завета (евреи называют ее "Тора") и являются заповедями Моисея. А Иисус не нумеровал свои заповеди. 
| 0 Петруха, не пытайся нас надуть!!! Всем давно известно что ты соплеменник ВВП. Т.е. тоже обрезанный. 
| 0 elej, всем тоже известно, что прорехи в мысли ты латаешь с помощью грубости и хамства. 
| 0 Мда, хорошая статья Реакция в первых кааментах показательна. Уважаемые, ваш образ Иисуса построен на Библии. Той самой, которую начали составлять лет через 300 после его смерти. Выбирая наиболее "кошерные" мемуары его учеников. Что было потеряно со временем? Что было потеряно при переводе и переписывании? Что было отвергнуто составителями? Такемашта, определить кем был Иисус на самом деле невозможно. Если вы верите в Иисуса как сына божьего, проповедовавшего любовь и добро, то верьте. И перечитайте нагорную проповедь на досуге. P.S. А то по агрессивности некоторых православных складывается мнение, что они верят не в Иисуса, а Аллаха или кого-то из богов майя Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 0 А что - есть какие-то иные источники сведения о личности Иисуса, кроме Библии??? Такие, чтобы на основании их делать ревизию образа??? Убей себя об стенку, тролль. 
| 0 Ты, так понимаю, очередной обиженный (умственно) православный "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7, 1-2) А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо�творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5, 44-48). 
| 0 ulmas (эстонец?) со своей агрессией больше похож на язычника или очередного долбанутого война аллаха. Ну а кроме библии есть ещё исторические документы римской администрации и апокрифы. 
| 0 trll:Мда, хорошая статья Странно, слышать это от вас. Посыл статьи (а если называть вещи своими именами, то гнусного высера ) крайне враждебен. Ложь, хула, кощунство - собственно, и комментировать нечего и не нужно. И откуда тут рога растут - тоже понятно. Ну, а что касаемо резкой реакции русских вменяемых людей - так это ревность о Господе, которого в очередной раз вознамерились похулить всякие безбожные гниды и зловеры. Как-то так. 
| 0 Дышите глубже и читайте Библию Повторюсь: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7, 1-2) А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо�творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5, 44-48). 
| 0 Ну, а что касаемо резкой реакции русских вменяемых людей - так это ревность о Господе, которого в очередной раз вознамерились похулить всякие безбожные гниды и зловеры. Вечно одни и те же заученные мантры. Не нужно никаких доказательств, все написанное в библии для вас правда. 
| 0 Той самой, которую начали составлять лет через 300 после его смерти. Т.е. Исус был убит гдето в 13м веке по нынешнему летоисчислению)))))) 
| 0 т.н. Библия составлена в 16 веке? с 1500 по 1600 год? Великие географические открытия. Реформация. Англиканство, Лютер, Кальвин. И Библия только была составлена? Вы что курили? 
| 0 А на чем построен образ Иисуса автора новой версии??? На той же Библии и на воспоминаниях иудейского националиста, одного из участников восстания 66 г., вдобавок еще и предателя Иосифа Флавия. Так что, тут тоже, объективностью никакой не пахнет и отдаленно... 
| 0 Лучшим источником информации о жизни евреев в то время и в том месте стала книга Иосифа Флавия �Иудейская война� Во-во. Вся эта иудейская война, если судить по Флавию, была бесконечной резнёй иудеев между собой. Назвать, то что описывал Флавий, войной с римлянами как-то язык не поворачивается. Причём делалось это (уничтожение себе подобных) с огромным энтузиазмом. А вот как только Рим посылал войско (для наведения порядка и предотвращения уничтожения иудеями самих себя), тут весь боевой настрой моментально куда-то пропадал и каждый раз (за очень редким исключением) начиналось паническое бегство подавляющей массы борцов с римскими оккупантами, всего лишь при возникновении первых слухов о приближении римских войск (которых, кстати, в самой Иудее практически не было), а предводители обычно начинали оговаривать друг друга и выгораживать каждый себя - наперегонки строчили друг на друга доносы в Рим. Вот и вся иудейская война. Очень странный народ, однако. 
| 0 Хорошая статья Однако же Исус был не зелотом, а революционером интернационалистом. Он понимал, что Рим не победить силой одной провинции, нужно поднять все угнетённые народы. Жаль, что его довольно неплохую революционную программу превратили в мракобесие и орудие оскотинивания народа. 
| 0 Все понятно. Недоизбранные хотят убийство Иисуса свалить на римлян и отказатся от своих слов:" Его кровь на наших руках". 
| 0 исус не был никаким пророком-это был экстрасенс типа кошперовского,поэтому его боялись,а он обманывал людей Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0
откуда такая уверенность? 
| 0 ты сам читал про исуса?все из книги следует 
| 0 а ответ один - еврейский национализм. еврей фашисты почиче самих фашистов(кому не лень читайте сборник еврейских сказок - библию). Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 a-z...евреи согласны с тобой и тоже считают Библию - сказками. 
| 0 не всю, а только новый завет .
Показать новые комментарии (0)end-gineer
seduktion
end-gineer
Сквернислав
peter_shantarin
ultorix
elej
Незабудка
trll
ulmas
trll
trll
IS 1990
trll
Интегратор
Зверобой
trll
A5
fixer
Лев Задов
Джумабай
seduktion
seduktion
a--z
лши
Интегратор
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)