В октябре Индия столкнулась с пренебрежительным отношением к себе, когда во время визита министра иностранных дел Пранаба Мукерджи (Pranab Mukherjee) его российский коллега не смог даже найти время для встречи с ним.

3 декабря глава индийского флота адмирал Суреш Мехта (Sureesh Mehta) публично поставил под вопрос новые приоритеты России, прямо заявив, что недавно заработанные нефтяные деньги, возможно, изменили мировосприятие российских политиков по сравнению с теми временами, когда Нью-Дели в значительной степени финансировал российские оборонные разработки.

Остается неясным, получал ли адмирал одобрение правительства, чтобы делать громкие внешнеполитические заявления, однако в действительности он всего лишь констатировал факты. После распада Советского Союза российские расходы на оборону сократились в тридцать раз по сравнению с уровнем 1989 года, когда 2,03% ВВП СССР тратилось на военные разработки.

Эксперты по России полагают, что вплоть до 2000 года Индия финансировала чуть ли не 50% всех российских военно-технологических исследований. Это осуществлялось за счет размещения заказов на вооружение: танков Т-90, военных кораблей класса 'Тальвар' (усовершенствованные российские 'Кривак-3' - прим. пер.), истребителей Су-30, улучшенных МиГ-21 и целого ряда ракет. В результате Россия могла проводить дальнейшее усовершенствование этих технических образцов на индийские деньги.

Однако ситуация резко изменилась. С 2007 по 2012 год согласно 'Государственной программе вооружений' Россия потратит 50 миллиардов долларов на новые разработки в области ВПК.

Российская армия сейчас сама размещает ранее отложенные заказы на вооружение, и возможностей российского ВПК, значительно ослабшего за недавние годы, уже не хватает на выполнение заказов для зарубежных партнеров. Высокопоставленные индийские дипломаты указывают на то, что программа модернизации российской армии с неизбежностью означала повышение стоимости проводимой реконструкции авианосца 'Адмирал Горшков'.

Проблемы возникли не только у Индии. Китай также теперь вынужден иметь дело с более сильной в коммерческом отношении Россией. В 2005 году Пекин подписал миллиардный контракт на поставку 34 грузовых самолетов Ил-76 и четырех самолетов-топливозаправщиков Ил-78. Теперь же Россия осознала, что не в состоянии одновременно удовлетворять и свои собственные, и китайские потребности. И в настоящий момент контракт перезаключают уже на более выгодных для России условиях.

У Индии, по словам высокопоставленного чиновника в министерстве обороны, нет другого выбора кроме как работать с новой Россией.

Чиновник считает, что командующий флотом не должен был выступать с критикой в адрес России, и замечает: 'Возможно, в нашем широком оборонном партнерстве и есть какие-то вопросы, вызывающие раздражение у вооруженных сил. Но когда флоту требуется помощь в разработке ядерной подводной лодки или нужно арендовать субмарину для тренировки экипажа, кто кроме России готов помочь?'

Изменения отношений в военной сфере отражают более глубинные геостратегические трансформации. Источник в дипломатическом ведомстве полагает: 'Советско-индийские отношения уже никогда не удастся восстановить, потому что они основывались на общей угрозе со стороны Китая. Сегодня у России хорошие отношения с Китаем; в действительности, Китай закупает больше российских вооружений, чем любая другая страна в мире'.

Но даже такая ситуация меняется. В 2006 и 2007 годах несколько небольших стран, закупивших много оружия, потеснили позиции Китая. В прошлом году крупнейшим покупателем российского оружия стал Алжир, подписавший контракт на поставку целой корзины вооружений стоимостью 7,5 миллиардов долларов. Венесуэла потратила 3 миллиарда долларов на российское оружие, а страны вроде Малайзии, Индонезии и Вьетнама сделали закупки вооружений на сумму миллиард долларов каждая.

Кроме того, по словам дипломата, у Индии есть важные цели, которые вообще не могут быть достигнуты без сотрудничества с Россией.

Дипломат отметил: 'Индия нуждается в расширении своего присутствия в богатом энергетическими ресурсами регионе Центральной Азии. А этого нельзя осуществить без российского благословения. Только благодаря поддержке России Индия играет какую-то роль в Шанхайской Организации Сотрудничества. Индийские долгосрочные интересы в энергетике тесно связаны с Россией'.

Пытаться снова пробудить былую нежность в давнишнем браке с Москвой отнюдь не стало проще после того, как у Дели появился новый ухажер в лице Вашингтона.

Несмотря на ласковые уговоры США, ключевые фигуры в правительстве все же считают, что российско-индийские отношения должны опираться на общую политическую выгоду - от поддержки Индии со стороны России в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, и в Группе ядерных поставщиков, - а не на разногласиях в вопросе поставок вооружений, которые со временем должны перейти на коммерческие рельсы и не зависеть от политического покровительства.

_________________________________________________

Из России... со счетом ("Business Standard", Индия)

Складки на ковровой дорожке в Москве ("The Indian Express", Индия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.