Повторяя клевету на ислам, уходящую корнями в мрачное Средневековье, папа усиливает опасения мусульман, что против них организуется новый крестовый поход

Реакция Папы на волну возмущения в мусульманском мире, вызванную его словами, была еще более оскорбительной, чем сами эти высказывания. Он извинился не за свои слова, а фактически за мусульман, которые, дескать, не смогли понять, что он имел в виду.

В том, что Папа, говоря об исламе, воспользовался цитатой из византийского текста, нет ничего удивительного. Между отношением Мануила Палеолога к этой религии - выраженным в словах, на которые ссылался Папа - и взглядами самого Бенедикта существует полная преемственность. Церковь и сегодня пользуется массивным корпусом понятий, образов и нарративов, связанных с исламом, который она унаследовала со времен Средневековья. В этих источниках ислам изображается как лжеучение, насаждающее насилие и разврат, а пророк Мухаммед называется негодяем, колдуном, архиеретиком и предтечей Антихриста.

Хотя латиняне - враги Константинополя - вряд ли проливали слезы из-за того, что в 7 веке две трети принадлежавших империи земель перешли в руки мусульман, они сделали все возможное, чтобы сохранить византийское литературное наследие, связанное с исламом. В 11-14 столетиях эти тексты использовались пропагандистской машиной церкви для нагнетания крестоносной истерии в христианском мире. Реформация существенно дополнила этот корпус литературы, и распространяла его идеи в Европе уже в Новое время. Авторы одного из христианских текстов 17 века не жалеет черной краски для изображения мусульман. Их называют 'отравой, язвой, ядовитыми змеями, псами, проникшими в святой храм'.

Хотя сегодня подобные метафоры и уступили место обычной лексике, апеллирующей к логике, пусть и субъективной, методологическая основа остается прежней. Ислам по прежнему воспринимается как нечто чуждое, как воплощение зла. Только в этом контексте мы можем полностью осознать смысл заявлений Папы, да и многих других высказываний об исламе, которые приходится слышать сегодня. Свободу слова необходимо отстаивать, но этой свободой нельзя прикрываться, нагнетая враждебность к другим расам и религиям.

Вот вам один парадокс: Папа подчеркивает совместимость логики и веры, приводя это в качестве свидетельства о превосходстве христианства над исламом, но сам тезис принадлежит ибн Рушду по прозвищу Аверроэс - философу-мусульманину из Андалусии. Именно на основе концепции Рушда средневековая церковь сумела примириться со столь милым сердцу Бенедикта рационализмом.

В своей лекции Папа уделил большое внимание веротерпимости. К несчастью для него, история политики церкви в отношении 'чуждых' религий отмечена насилием и агрессией: гонениям подвергались все - иудаисты, язычники, еретики и 'неверные'.

Сейчас и дня не проходит без призыва к 'реформированию ислама' - которое сам Папа Бенедикт XVI считает невозможным. Может быть, пора потребовать того же от Католической церкви и ее непогрешимого понтифика? Ей, несомненно, необходимо радикальным образом пересмотреть свою концепцию, создающую пугающий образ ислама, его пророка и приверженцев. Вместо того чтобы извиниться за кровь мусульман, пролитую с благословения церкви во времена крестовых походов и Реконкисты, папа предпочел в очередной раз насыпать соли на еще не зажившую рану. Из-за него пропасть между двумя религиями только углубилась. Он вновь противопоставил крест полумесяцу.

Высказывания Папы служат для мусульман от Танжера до Джакарты убедительным свидетельством того, что против них в открытую ведется война - причем стразу на трех фронтах: политическом, военном и религиозном. Понтифику не стоит удивляться, что его слова вызвали столь мощную реакцию в исламском мире: мусульман до глубины души возмущают попытки отбросить их назад, в эпоху колониализма и 'цивилизаторской миссии' Запада. Кто теперь сможет убедить мусульман, что Запад не начал против них новый крестовый поход, основанный на альянсе Буша с Бенедиктом, властей светских и духовных?

Сумайя Гханнуши - научный сотрудник Школы по изучению Востока и Африки (School of Oriental and African Studies) при Лондонском университете. Она исследует средневековую христианскую литературу об исламе

* * * * * * *

Комментарии читателей:

disgruntledgoat, 19 сентября - 13:28

Ну и что теперь - оправдывать реакцию, последовавшую за этими словами? Когда бутылками с бензином забрасывают церкви на Палестинских территориях (среди них были даже православные церкви!), когда в Сомали убивают монахиню, и когда иранский аятолла говорит то, что он сказал - все это, оказывается, совершенно разумный ответ на СЛОВА? Если никто не осудит то насилие, которое за ними последовало - значит, никакой надежды на мирные отношения не будет.

Слова папы можно критиковать, но делать это надо словами, а не насильственными действиями.

_________

NeoConTom, 19 сентября - 13:52

Если честно, то здесь левые уже сами не знают, что говорят. Почему Запад должен в чем-то извиняться перед этими сумасшедшими? Или, может быть, христианам и светским людям, выросшим в христианской культуре, уже пора объединиться с иудеями, индусами, буддистами и людьми всех других религий и избавиться раз и навсегда от этих исламских экстремистов-убийц - ПОКА МЫ ЕЩЕ МОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ? Не пора ли уже покончить с этими безумцами? Тем более что всем будет хорошо. . . они же сами вроде бы хотят умереть. . .

_________

Blackwhite, 19 сентября - 13:59

Папе неплохо было бы лишний раз подумать перед тем, как делать свои возмутительные заявления. В конце концов, он - глава католической церкви. Если ты - лидер какой-то группы людей и говоришь, что другая группа людей - последователи злобной и негуманной религии (или цитируешь кого-то, кто это сказал, . . . а на самом деле выражаешь лишь свое собственное мнение), это значит, что ты разжигаешь ненависть против этой другой группы среди своих последователей. Папа не может больше утверждать, что он говорит о мире. В прошлом он уже оскорблял буддистов (говорил, что их религия - одна из форм интеллектуальной мастурбации. . . знаете, мне кажется, что такой словарь может быть только у сексуально неудовлетворенного человека), теперь оскорбляет мусульман и евреев. Нет, с эти человеком явно что-то не то. На роль духовного лидера он явно не годится. Он говорит совсем не о любви (а мы-то думали, что врага надо любить, а не оскорблять его). И если он так говорит о мире, то мне страшно, когда я думаю, какие слова будут выбирать те, кто будет говорить о войне.

_________

Persian, 19 сентября, 14:05

В общем, еще один обычный день на передовой. . .

Весь этот шум вокруг Папы не так уж важен - так, украшение. Как показывают ответы на большинство помещенных здесь статей об исламе, наши блоггеры, как правило, люди светские. Ислам действует им на нервы не потому, что они все как один - безумные антиисламские христианские фанатики (я бы сказал, что таких среди европейского населения меньше двух процентов, и это количество явно компенсируется количеством безумных происламских христианских фанатиков типа Бантинга (Bunting) или Армстронг (Armstrong), которую писала здесь вчера). Нет, люди начинают нервничать потому, что понимают, что Западная Европа добилась такого прогресса, какого добилась, за последние несколько веков не благодаря религии, но вопреки ей. И поэтому в своих сообщениях они, в принципе, высказывают одну и ту же мысль: 'Не для того мы избавились от гегемонии одних религиозных тупиц, чтобы сегодня менять их на других'.

Вот, собственно, и вся премудрость. Дело не столько в противостоянии христиан и мусульман, сколько в борьбе светских людей с тоталитарной религией. А в 2006 году единственная группа религиозных тоталитаристов, от которой исходит угроза - это, как ни крути, мусульмане.

Позабавило, какой предмет эта дама выбрала себе для изучения - 'исследует средневековую христианскую литературу об исламе'. Примерно так же выглядел бы еврей, дни и ночи напролет изучающий подшивки 'Штюрмера'. Неудивительно, что после таких исследований она вся такая уравновешенная! И, понятное дело, если кто и завяз в прошлом, то точно НЕ ОНА!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.