Как известно, Баку был выбран местом проведения 4-х матчей ЕВРО-2020 — трех матчей группового этапа и одного матча ¼ финала чемпионата Европы по футболу.  Здесь стоит отметить, что чемпионат Европы по футболу является третьим по значимости после Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу среди всех спортивных событий.  Начиная с 1960 года «Евро»  проводится  в Европе каждые четыре года. Безусловно, это — мероприятие континентального и даже мирового значения. Но какие дивиденды получит Азербайджан, приняв у себя 4 игры чемпионата?

Общие социально-экономические выгоды:

— Стимул для пропаганды здорового образа жизни за счет повышения интереса к спорту среди молодежи;

— Дополнительный импульс для развития градостроительства и инфраструктуры;

— Улучшение имиджа государства и, так называемая, «мягкая сила»  страны, которая сможет позиционировать себя в позитивном и конструктивном ключе партнерства, проведя общеевропейское мероприятие континентального масштаба;

В указанном выше списке отсутствует основная составляющая доходов от мероприятия — это туризм и инвестиции в Азербайджан за счет узнаваемости страны и ее стабильного экономического климата.

Данные составляющие требуют отдельного рассмотрения. Иностранцы, которые приедут в Баку, чтобы посмотреть матчи, станут тратить деньги на рестораны, отели, сувениры и транспорт. Кроме того, сумев «удержать поток»  гостей и сделав их возвращающимися туристами, у Азербайджана появится еще больший стимул для расширения масштабов строительства в стране и развития туристической инфраструктуры.

Экономический эффект при таком раскладе является корреляцией между ростом инфраструктурных проектов и потоком туризма в страну. Кроме того, немаловажным фактором в осуществлении подобных процессов являются финансовые услуги.

Ключевой и более конкретный вопрос по проведению матчей в Баку следующий: «Соответствует ли объем инвестиций в инфраструктуру города, стадион, маркетинговые усилия потенциальной прибыли от спортивного туризма во время проведения матчей?»

Если нет, то есть ли вероятность того, что ЕВРО-2020 в Баку принесет долгосрочную экономическую прибыль? Этими вопросами руководствуются все страны, которые подают заявку на проведение подобных мероприятий.

Ответственность за успешное проведение целиком лежит на стране-хозяйке. Только лишь государства с положительным потенциалом осуществления таких проектов могут принять решение подать заявку и соответствовать критериям УЕФА, которые по отношению к странам, принимающим «Евро», достаточно жесткие и требовательные.

Сюда входят критерии как экономического, так и политического характера. Это дает стимул государствам, подающим заявку, «подтянуть»  свои стандарты к требованиям главного европейского футбольного союза.

Многие аналитики акцентируют внимание на экономических и социальных выгодах от крупных спортивных мероприятий во время и после их проведения. Однако такие мероприятия важны и в период, когда страна получила право на проведение и начинает подготовку за несколько лет вперед.

Случай Азербайджана примечателен тем, что в период получения права на проведение матчей ЕВРО-2020 страна уже соответствовала многим требованиям УЕФА, в частности, наличием  стабильной политической системой, самым низким уровнем преступности на территории СНГ и развивающейся инфраструктурой.

В список политических требований УЕФА входят также наличие эффективной системы работы государственных структур, правовое обеспечение, способное защитить авторское право рекламодателей на время проведения чемпионата, хорошие условия для работы временного иностранного персонала и требования по безопасности во время матчей для туристов.

Целесообразно отметить слаженную и скоординированную деятельность министерств молодежи и спорта, культуры и туризма, с одной стороны, и правоохранительных органов Азербайджана — с другой. Подобный пример умелой межведомственной координации можно было наблюдать во время проведения «Евровидения-2012»  и различного рода спортивных и музыкальных мероприятий в Азербайджане.

Кроме того, УЕФА выдвигала условие по наличию определенного количества 4-5-звездных отелей, центров для подготовки спортсменов и проживания представителей УЕФА во время проведения чемпионата Европы. В списке критериев также были наличие развитой системы автомагистралей и путей сообщения между аэропортом, городом, стадионом и районами, где будут находиться отели.

Опыт ЕВРО-2012, который принимали Украина и Польша, важен для Азербайджана, имеющего определенные сходства со странами-хозяйками. Согласно отчету американского и польского аналитиков Хэмфрейз и Прокоповича, экономические выгоды от проведения ЕВРО-2012 можно разделить на 3 группы:

— Прямые и непрямые дивиденды, полученные от притока иностранных туристов во время игр;

— Дивиденды в виде новопостроенных отелей, транспортных узлов и спортивной инфраструктуры;

— Морально-психологическое состояние граждан стран, принимавших столь престижный чемпионат у себя на родине.

Азербайджан отличает от Украины то, что в период получения заявки на частичное проведение чемпионата Европы в стране уже идет масштабное строительство дорог, аэропортов, новых терминалов, основного принимающего стадиона, а также имеются многие мировые отели-сетевики.

Конечно, тут учитывается и тот фактор, что Украина принимала половину всех матчей и финал ЕВРО-2012, но даже при этом при получении права на проведение ЕВРО в этой стране имелось очень небольшое количество мировых отелей, олимпийский стадион, принимавший финал, не был реставрирован, а новый терминал аэропорта Борисполь не построен.

При существующем уровне подготовки Азербайджана к ЕВРО страна может получить следующие прямые и долгосрочные выгоды от проведения ЕВРО-2020:

— Повышение производительной способности экономики за счет привлечения инвестиций в ненефтяной сектор из-за инвестиционной привлекательности страны, где проводятся масштабные работы по развитию дорог, городского транспорта и аэропортов, для местных компаний и транснациональных корпораций;

— Получение эффекта «Барселоны». В данном случае речь идет об экономически успешной модели проведения Олимпиады 1992 года в Барселоне, которая привела к огромному потоку туристов и после проведения этого спортивного мероприятия. Такой успех в мировой литературе называется «Эффектом Барселоны» ;

— Повышение производительности экономики за счет качественного и количественного развития транспортной инфраструктуры;

— Повышение имиджа страны на международной арене.

Такие мероприятия, как ЕВРО-2020 и Европейские игры-2015, способствуют и росту количества рабочих мест, и повышению уровня человеческого капитала.

Кадровые резервы страны обязаны соответствовать европейским и мировым туристическим  стандартам и уровню проведения мероприятий. В это входит большое количество сфер, таких как гостиничный и финансовый секторы, волонтеры, поддерживающие ход мероприятий и должные обладать определенными языковыми знаниями, ресторанный сектор и др.

Пример Австрии и ЕВРО-2008 в этом плане показателен. Австрия инвестировала 135,8 миллиона евро в инфраструктуру ЕВРО-2008 и получила чистую прибыль в размере 105 миллионов евро, включая 2000 рабочих мест.

Уровень туризма в Австрии повысился, страна получила дополнительную прибыль в 592 миллиона евро после проведения мероприятия. Приток иностранных туристов позволил стране со временем открыть около 15000 новых рабочих мест.

Проведение 4 матчей ЕВРО-2020 и доверие, оказанное Азербайджану, в какой-то степени символично как итог социально-экономической трансформации страны после обретения независимости и становления на путь превращения в государство с развитой системой рыночной экономики со средним достатком. Организационные работы подобных мероприятий, которые проводились и будут проводиться в Азербайджане, в основном осуществлялись Фондом Гейдара Алиева.

Однако за этими успехами, безусловно, стоят инициатива, воля и поддержка президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.