Россия продолжает традицию советских созидательных проектов. Она хочет построить в Сибири несколько новых городов. Как в старые добрые времена, сначала заводы, а потом жилье для тех, кто на них будет работать. Первый город будет назван Электроград.

«Моя мечта — построить большой, красивый и очень удобный город в Сибири», — впервые признался публично министр обороны Сергей Шойгу. Его слова прозвучали пятого сентября на встрече с российскими учеными.

Такая же мечта была и у советского диктатора Иосифа Сталина. Теперь по его стопам идет высокопоставленный российский политик. Он хочет построить к востоку от Урала сразу пять городов.

Первый из больших сибирских городов, который будет возведен на пустом месте, будет назван старым добрым именем Электроград. Шойгу будто копирует коммунистические учебники, издававшиеся в 50 — 80-е годы прошлого столетия в СССР.

В каждом городе будут жить по 500 тысяч человек, а может, и миллион. Работать они якобы будут на предприятиях и в шахтах, находящихся поблизости.

Реанимация советской гигантомании связана еще с планами по заселению Сибири, которые рождались в царской России и которые унаследовал Советский Союз. При этом сегодня проблема самой большой по площади страны в мире, Российской Федерации, заключается не в нехватке городов в Сибири, а в состоянии тех, которые там уже давно существуют, и в оттоке людей, которые не хотят там жить.

Будущий Электроград уже получает ясные очертания. Их наметил 22 августа министр Шойгу. Он принял участие во встрече президента Владимира Путина с соратниками из партии «Единая Россия», которая ожидает победы на предстоящих в середине сентября парламентских выборах.

После объявления о новом строительстве века это мероприятие получило огласку в СМИ. Проект строительства новых сибирских городов произвел сенсацию после того, как президент Путин дал добро. Он с воодушевлением даже одобрил выбранное министром обороны место для строительства.

Шойгу особенно приглянулась Минусинская котловина, простирающаяся на границе Красноярского края и Хакассии. Ее преимущество в том, что туда проложена железная дорога, а также есть столь редкие в Сибири автомобильные дороги.

Это место понравилось еще советским инженерам, которые хотели там построить сначала 12 промышленных заводов и свезти туда пролетариат со всего мира. Рабочие жили бы в современных и экономичных панельных домах, а на завод их возили бы троллейбусы. Идею почти реализовали. В 1973 году началось строительство, и Электроград объявили всесоюзной ударной стройкой.

Еще в 1984 году журнал «Техника молодежи» с восторгом описывал, как на местных заводах будут обрабатываться полезные ископаемые Сибири и как умелые руки советских рабочих будут производить турбогенераторы, большие электрические станки, самые разные кабели, а также бытовые приборы. Вокруг заводов планировалось создать научно-исследовательские центры, детские площадки и магазины полные товаров.

Но ничего подобного СССР построить так и не удалось. Правда, первые два завода были достроены, и один даже выпускал автоматические конвейеры по производству аккумуляторов и плазменных резаков по металлу. Второй производил оборудование для московского метро и космодрома Байконур. Но после краха советского планирования и экономики, подчиненной не рынку, а коммунистам, эти заводы быстро разорились. Конкуренция потопила их прежде, чем их успел присвоить какой-нибудь олигарх. Они находились слишком далеко.

От мечты об Электрограде на месте остались только развалины нескольких недостроенных предприятий и кучи строительного мусора. Но теперь гигантский проект может восстать из мертвых.

План развития Сибири коммунисты разработали еще в 20-е годы прошлого века и назвали его «Сибирь». В советской Академии наук даже работал специальный отдел, который занимался исключительно развитием Сибири.

Главной частью плана было строительство крупных городов вдоль трех главных железных дорог: еще царской Транссибирской магистрали, строящейся Байкало-Амурской магистрали и участков масштабного проекта Трансполярной железной дороги, которую так никогда и не закончили.

Сталину очень понравилась эта схема железных дорог, которые пронизывали бы Сибирь. На пересечениях этих дорог он хотел построить гигантские промышленные города. Сталину это так и не удалось. Обломки этих идей теперь превратились в стимул для российской политики.

По словам Шойгу, в Минусинской котловине есть графит, железная руда, золото, медь, соль и бог знает что еще. Российские ученые надеются, что благодаря глобальному потеплению Сибирь сможет открыть еще больше своих богатств. Но экологи, напротив, предупреждают, что изменения климата могут превратить огромные территории между Уралом и Тихим океаном в непригодные для жизни, а некоторые города, построенные там на вечной, как думали строители, мерзлоте, могут буквально провалиться.

Президент Путин придерживается противоположного мнения: «Будущее России должно прирастать Сибирью», — сказал он недавно в Санкт-Петербурге. «С появлением возможностей развития в Арктике ситуация по Сибири не изменилась, Сибирь на второй план не уходит, тем более, что с инфраструктурной и климатической точки зрения она гораздо более приспособлена для того, чтобы в ближайшее время осуществить шаги по ее развитию в интересах всей страны», — сказал он, отметив, что Россия должна извлечь пользу из глобального потепления.

Однако ученые очень опасаются политических решений в духе советских традиций.

Президент Байкальского фонда гражданских инициатив Максим Зимин полагает, что сибирский климат и условия для жизни людей там не соответствуют современным стандартам. По его мнению, большого интереса к проживанию в будущих новых городах не будет. «Даже китайцы не приедут. Они концентрируются ниже и покидают север», — развеивает опасения многих Зимин.

Он прав.

Все сибирские субъекты, входящие в Российскую Федерацию, в последние годы быстро теряют население. Исключение — Новосибирск и Красноярск. Но и там инфраструктура остро нуждается в модернизации.

Такие города, как Томск и Иркутск, их жителям не нравятся, и люди переезжают в основном в европейскую часть России. Уже сейчас в западной части России проживают 135 миллионов человек, а в восточной — всего семь миллионов. Изменить это положение, по мнению урбаниста Алексея Новикова, кандидата географических наук и президента компании Habidatum, специализирующейся на развитии городов, будет «баснословно дорого». По его словам, «в России 25 миллионов человек проживают там, где жить невозможно из-за экстремальных климатических условий».

Поэтому, например, население Магаданской области раз в пять лет наполовину обновляется. Люди приезжают туда, но вскоре понимают, что не выдержат, и уезжают. В основном едут на юг, например в Ростовскую область, но точно не в Воркуту, которая находится за полярным кругом на месте бывшего лагеря для заключенных. «Города не строятся, а растут и развиваются, — отмечает Новиков. — Новые города — это нонсенс».

Российские власти стараются уже много лет остановить отток населения из Сибири. Появилось несколько программ, которые должны помочь вернуть в пустоши людей.

Дальневосточный гектар (правительство де-факто раздает землю в самой восточной части Сибири)

Дальневосточная ипотека (очень выгодные кредиты тем, кто хочет жить в Восточной Сибири)

Арктический гектар (гражданам раздавались объекты в арктической области и в Восточной Сибири).

Почему именно Электроград?

Хакассия, Тыва и Красноярский край не входят в планы государственного гиганта Газпрома по газификации регионов. Несмотря на огромные запасы газа, которыми располагает Россия, ряд регионов по-прежнему не газифицированы. Ориентация крупных сибирских промышленных центров на сжигание угля приводит к катастрофическому загрязнению воздуха. Поэтому с точки зрения здоровья Электроград, вероятно, будет не самым лучшим местом для проживания.

В 70-х годах прошлого века ввели в эксплуатацию Саяно-Шушенскую ГЭС. Она задумывалась как главный источник энергии для будущего Электрограда. Но достроить ее пока так и не смогли.

Точно так же не построили и железных дорог. Сейчас поезда не ходят даже по тем путям, которые должны были вести из столицы российской Республики Тыва в крупнейший железнодорожный узел Красноярского края Курагино. Строительство стратегической железной дороги, о которой в России говорят с царских времен, торжественно открыл в 2011 году бывший тогда премьером Путин. Но теперь проект отложили до 2026 года.

Еще один неудачный местный проект — строительство двух огромных заводов по обработке меди, никеля, кобальта, платины и золота. Начать их строительство планировалось в 2013 году, а через 11 лет собирались торжественно перерезать ленточку под звуки фанфар. Среди инвесторов были российские олигархи и арабские шейхи, а также российское государство. Но до сих пор не построено ни одного предприятия.

«Нам не нужно куда-то переселять людей с Луны. У нас уже есть на месте квалифицированные кадры. В любом городе на Урале и в Западной Сибири уже есть большие промышленные центры», — критикует план строительства новых сибирских городов глава Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он советует не делать из Минусинской котловины очередного промышленного гиганта, а лучше превратить ее в природный заповедник и возить туда туристов.

По словам главы новосибирского отделения Фонда развития гражданского общества Константина Антонова, в Сибири уже сейчас много умирающих городов, из которых бегут люди. Чтобы они добровольно переехали в новый сибирский гигантский город, окруженный шахтами и трубами, им придется предложить очень большие деньги.

Идея построить Электроград стара и продолжает царскую и советскую концепцию развития Сибири. Она тоже старая, а лучше сказать устаревшая. Огромные территории между европейской частью России и ее самыми восточными регионами пусты и негостеприимны. Люди покидают их. Президент Путин пытается остановить этот негативный процесс. Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме он поставил перед правительством задачу — придумать, как сделать эту часть Сибири связующим звеном между рынками России, Дальнего Востока (Китая) и Восточной Европы. По идее Кремля, инвесторы должны валом туда валить. По мнению президента, привлекательным этот регион должны сделать три триллиона рублей, выделенные из государственного бюджета.

1-й международный форум «Среда для жизни: новые стандарты» в Иннополисе
В России несколько городов уже были построены с нуля. Например, современная столица северокавказской Ингушетии Магас или технический центр Иннополис в Татарстане.

Крупные промышленные центры в Сибири появлялись в основном в 70 — 80-е годы прошлого века, в основном близ месторождений нефти, газа и угля.

Советское руководство знало, как справиться с нежеланием людей переселяться в суровые края. Некоторых мотивировали финансово. Но большинство отправляли туда без права протестовать. Значительную часть населения рабочих и научных поселений также составляли «враги народа». Их посылали туда отбывать наказание или в ссылку.

«Вспомните, с каким искренним энтузиазмом люди ехали на большие стройки», — вспоминает Шойгу те времена, когда из-за отсутствия созидательного энтузиазма человек мог лишиться жизни. Но сегодня россияне с энтузиазмом в основном скупают недвижимость на Западе. А главный источник прироста населения Сибири (система лагерей ГУЛАГ) сегодня, к счастью, не актуален.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.