Дети миллионов мигрантов из бывших советских республик, приехавших в Россию в поисках средств к существованию, сталкиваются с трудностями в процессе интеграции в свете языковых, культурных и религиозных различий, а также влияния социально-экономического бэкграунда их родителей. Трудности в процессе интеграции, особенно в случае учащихся школ, способствуют дальнейшему распространению ксенофобии, наиболее важным проявлением которой является социальная дискриминация. В наибольшей степени ей подвергаются выходцы из стран Центральной Азии.

Несмотря на это глава «Альянса учителей» Санкт-Петербурга Даниил Кен указывает на значительное улучшение степени интеграции детей мигрантов в общество, многие из которых с точки зрения академических успехов даже превосходят тех, кто родился и вырос в России. В интервью Al Araby Al Jadeed он отметил: «Точные статистические данные об успеваемости детей мигрантов из бывших советских республик отсутствуют, но известно, что в каждом классе в средней школе в Москве или Санкт-Петербурге от одного до трех учащихся из их числа. Этот показатель может быть меньше в школах с высоким уровнем образования и выше в образовательных учреждениях, классифицируемых как относительно слабые. По объективным причинам уровень знаний детей мигрантов часто оказывается ниже, что обусловлено степенью владения русским языком, обучением в более слабых школах и причинами социального характера». По словам Даниила Кена, доля детей мигрантов в школах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в других городах, поскольку на них приходится наибольшее количество рабочих мест, не требующих выдающихся навыков.

Что касается уровня интеграции детей иммигрантов в российских школах, то по мнению главы профсоюза, он очень высок. Кен ссылается на личный опыт и опыт своих коллег в сфере образования. Он добавил: «За последние 15 лет общество стало более терпимым к детям мигрантов из Центральной Азии — главного источника миграционных потоков в Россию. Это частично связано с появлением второго поколения мигрантов, успехами культурной, языковой и иной интеграции и не меньшими достижениями в учебе по сравнению с другими учащимися». 

Тем не менее ситуация может быть хуже в экономически отсталых регионах или школах с низким культурным уровнем, когда у учащихся и их родителей отсутствуют возможности и стимулы в сфере образования. Это может быть связано с ростом насилия и социальной напряженности, ввиду которых люди становятся жертвой дискриминации, шовинизма и исламофобии. Кен считает академическую успеваемость детей мигрантов сопоставимой с уровнем остальных учащихся, хотя в то же время они сталкиваются со множеством препятствий: языковыми проблемами, бедностью и отсутствием постоянного жилья. С другой стороны, трудные условия жизни могут служить для детей мигрантов стимулом к успеху, финансовой стабильности, помощи своим родителям и достижении других целей.

Иногда в России имеют место инциденты с участием мигрантов, и они провоцируют большой общественный резонанс, вызывая вопросы о степени их интеграции. Последним таким примером стала драка в июле этого года, в которой участвовали примерно 200 мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, в районе станции метро «Кузьминки» в Москве. Они были задержаны, и теперь многим из них грозит депортация из страны. По мнению Даниила Кена, такие инциденты и отрицательная роль мигрантов в жизни российского общества гораздо в меньшей степени связаны со вторым поколением мигрантов. «Это поколение отличает более высокий уровень социальной интеграции, они гораздо реже вступают в открытую вражду, вовлечены в конфликты и совершают преступления», — пояснил глава профсоюза.

В свете увеличения пропасти между уровнем смертности и рождаемости в России и, как следствие, сокращением численности населения, а также растущей потребности в трудовых мигрантах, можно прогнозировать увеличение доли их детей в школах страны в ближайшие годы. Российское руководство осознает новую реальность, способную стать причиной серьезных социальных диспропорций, что продемонстрировали слова президента Владимира Путина. Так, в конце марта он говорил, что в будущем школы могут быть заполнены исключительно детьми иммигрантов, аналогично ситуации в ряде западных стран.

С другой стороны, пандемия коронавируса и меры, принятые для борьбы с ней, включая закрытие границ, ограничение передвижения лиц и сокращение работы сферы услуг, уменьшили миграционные потоки в Россию. Как сообщило Министерство внутренних дел, число иностранцев, зарегистрированных в период с января по май этого года, снизилось на 14% и составило около 3,9 миллиона человек по сравнению с 4,5 миллиона за тот же период в 2020 году. В 2018 Россия ужесточила миграционное законодательство в связи с экономическими проблемами, наблюдаемыми в стране с 2014 года. В результате число иностранцев, прибывающих на ее территорию, сократилось на четверть.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.