В России есть субъекты с приставкой «республика» с сильной этнической окраской. В таких регионах проживает много национальностей, и они интересны тем, что там можно почувствовать экзотику, несмотря на то, что находишься в России. 

Особенно я рекомендую Республику Калмыкия, самый западный буддийский регион в мире. Ее население составляет около 270 тысяч человек, две трети из которых — калмыки, имеющие монгольские корни. Они выглядят почти так же, как японцы. 

В Калмыкии вы можете получить много экзотических впечатлений: традиции кочевников в виде верховой езды и юрт, поездки на верблюдах, а также привлекательная кулинария, например, блюда из баранины и говядины. Прямые рейсы из Москвы осуществляются каждый день, а время полета составляет всего 2 часа.

На фоне ограничения зарубежных поездок в связи с новым коронавирусом популярность этой республики как доступного туристического направления резко возросла среди московских японцев, а число поклонников Калмыкии увеличилось.

Этой весной я и другие японские журналисты посетили переливающийся золотыми красками центральный буддийский храм, расположенный в самом сердце Калмыкии — ее столице Элисте. На калмыцком языке буддийский храм называется хурул. Это — очень красивый хурул, построенный в 2005 году.

Здесь я познакомилась с монахом Сананом-гелюнгом. Он очень занят и редко дает интервью, но, к счастью, я получила возможность встретиться с ним через общего друга. Фамилия Санана (в миру) — Матвенов, но в Калмыкии монахов обычно с уважением называют почетным титулом гелюнг. Санан очень спокойный и умный человек с успокаивающим голосом.

Санан, которому сейчас 36 лет, стал буддистом в 13 лет. С десяти лет он часто тяжело болел. У него было много проблем со здоровьем, в их числе — сложные переломы.
Его мама обратилась к местной гадалке, и та предупредила: если сына не отдать в хурул, он не доживет до 20 лет. 

Калмыкия интересна тем, что, несмотря на распространение буддизма, там весьма популярны услуги подобных гадалок. Кстати, статуя седовласого старца на самом видном месте у входа в хурул не связана с буддизмом. Это местное божество — хранитель Калмыкии. Такое сочетание придает особый шарм калмыцкому буддизму.

Когда сын покидал отчий дом, мать сказала ему: «Если не понравится, возвращайся в любое время». Тем не менее Санану понравилась монашеская жизнь. Здоровье также улучшилось, и Санан посвятил много времени учебе. 

В результате, став подавать надежды, он провел 12 лет на учебе в Индии, отправившись туда в 2001 году. Санан пошел по пути уважаемого буддийского монаха.

У фурула три задачи: дать людям знания, время и вещи.

Знания — это буддийское учение для духовного развития, а время уделяется окружающим людям. Санан проводит персональные беседы три раза в неделю. Жители Калмыкии консультируются с монахами по различным сферам своей жизни, например, семейные проблемы или жизненный путь.

Перед кабинетом Санана всегда очередь. «Я похож на психолога-консультанта. На самом деле, мне не очень нравится это, поскольку сильно утомляет в психологическом плане. Но уделять время ценнее, чем оказывать материальную помощь», — отмечает представитель храма. 

В Калмыкии монахам жениться не разрешено. Санан считает, что этот запрет имеет смысл, потому что при наличии семьи время будет уходить на нее, что помешает погрузиться в службу монаха. 

И что меня удивило, так это вещи. Жертвовать еду и одежду бедным — это нормально, но иногда дарят и автомобили. 

Буддийские официальные лица, включая Санана, опасаются исчезновения калмыцкой культуры. В 1943 году Сталин обвинил калмыков в сотрудничестве с нацистской Германией, ссылал их в Сибирь и Среднюю Азию, разрушал храмы и даже уничтожал культуру.

В 1958 году Калмыкия вновь обрела статус автономной республики. Культура пострадала крайне серьезно, и большинство молодых людей не могут говорить на калмыцком языке, в школе и дома они общаются на русском. 

В связи с этим в фуруле организовали интенсивные курсы калмыцкого языка и буддизма, провели конкурс среди участников для молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет и победителю подарили автомобиль. 

Когда я спросила у монаха, не слишком ли завлекать при помощи автомобиля, он ответил: «Важно повысить мотивацию, и я не думаю, что плохо использовать современный подход». То есть приз в виде автомобиля входит в материальную помощь. 

Кстати, в настоящее время в Москве проводится лотерея среди участников вакцинации. Главный приз — автомобиль. А в Московской области — трехкомнатная квартира. Похоже, завлечение материальными ценностями — обычное явление для России.

На основе буддийских учений Санан научил нас идеям, которые можно применять в повседневной жизни, чтобы жизнь порождала мало сожалений. Суть в том, чтобы избавиться от сослагательного наклонения.

Говорит Санан: «Когда ты хочешь выплеснуть на кого-то свою злобу, если это близкий человек, остановись на мгновение и задумайся: „Готов ли ты к тому, что это будет последний разговор с этим человеком? Может быть, я больше никогда его не увижу". Если умирает дорогой человек или происходит неожиданное расставание, многие жалеют о том, что наговорили лишнего. Такого рода сожаления непоправимы, и они причиняют страдания».

Когда у человека возникают проблемы, он расстраивается и распространяет вокруг себя негативные эмоции. В такие моменты Санан вспоминает своего друга-тибетца, у которого во время учебы в Индии обнаружился рак желудка. Болезнь прогрессировала, было ужасно больно, но друг не выплескивал ни на кого свои страданиями. Наоборот, с ним было приятно находиться — безо всякой причины становилось комфортно и тепло. По словам Санана, он хотел бы быть таким же.

Тем не менее Санан не был таким человеком с самого начала. Когда ему было двадцать с небольшим, из-за духа противоречия, свойственного молодым людям, он экспериментировал с разными вещами, чтобы вынудить своего духовного наставника выплеснуть на него свою злобу.

Санан специально играл на негативных эмоциях, провоцировал, но у него ничего не вышло. Наставник все это видел. 

Из общения с людьми Санан понял, что многие не знают, как жить счастливо. «Истинное счастье заключается только в гармонии души. Люди могут обрести счастье, только изменив свое восприятие вещей», — отмечает монах. 

В Калмыкии продолжается отток молодежи, которая стремится к лучшей жизни в Москве или за рубежом. Возможно, несчастье современных людей заключается в том, что мы слишком сильно желаем материального благополучия и не можем найти счастье в моменте.    

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.