В 1916 году шведский пассажирский пароход «Онгерманланд» столкнулся с российской подлодкой в шведских водах. Корабль вышел из Мянтюлуото с грузом передач для немецких военнопленных в Германии.

Век спустя эта история снова обрела актуальность, став частью большой российской кампании влияния. Несколько шведских водолазов в сотрудничестве с российской компанией, базирующейся в Исландии, летом 2015 года нашли обломки, которые были описаны как «относительно недавние». Говоря сдержанно, шведских водолазов обвели вокруг пальца.

Официальная гипотеза гласила, что это миниподлодка, потерпевшая крушение во время холодной войны — в 1980-х годах. Сначала были попытки заставить вмешаться вооруженные силы, затем тему пропихнули в вечернюю прессу, и после некоторого замешательства относительно того, что же это было за судно, различные источники все же смогли определенно заявить, что это «Сом» — подлодка, купленная царской Россией у США.

Россияне были бы счастливы, если бы кто-то в наших вооруженных силах или какой-нибудь военный эксперт успел признать, что это советская подлодка. Тогда российские СМИ в очередной раз триумфально завопили бы о подлодочном безумии шведов, которые даже не знают, как выглядят исторические обломки. К счастью, этого не случилось. Но до этого было недалеко.

То, что вы только что прочитали, не включено в расследование министерства иностранных дел, которое рекомендует разрешить России вывезти подлодку.

Это расследование совершенно не учитывает контекст и современные угрозы, и нынешние отношения с Россией в нем абсолютно не принимаются во внимание. Русское географическое общество, которое будет заниматься подъемом подводной лодки, описывается как организация с официальным статусом неправительственной (НПО), хотя ее возглавляет министр обороны Сергей Шойгу, покровительствует ей сам Владимир Путин, а ее медиа-советом руководит пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Русское географическое общество с XIX века считается «длинной рукой» военной разведки России.

Что касается безопасности, то в расследовании упоминаются только физические аспекты, а о различных гибридных угрозах, которые вытекают из решения пустить во внутренние воды Швеции российские суда, не говорится ничего. Кроме того, в расследовании уточняется, что вывоз обломков не будет рассматриваться как прецедент, хотя в шведских водах есть и другие затонувшие российские подлодки. Однако никто не посчитал проблемой, что противоположная сторона может сделать из ситуации иные выводы.

Отношения между Москвой и Стокгольмом холодные, и тех, кто думал, что одностороннее решение Швеции пойти навстречу оппоненту по поводу вывоза «Сома» приведет к их улучшению, ждет разочарование.

Через день после публикации расследования первый заместитель министра иностранных дел Роберт Рюдберг (Robert Rydberg) отправился к коллеге в Москву. Согласно пересказу российского МИД, Рюдберга там сурово отчитали, заявив, что именно Швеция виновата в плохих отношениях двух стран. Шведское министерство иностранных дел ничего не писало о беседе, пресс-служба лишь коротко отметила, что «из российской версии косвенно следует, что беседа была откровенной».

Соглашаться на вывоз обломков было наивно и недальновидно. И если уж Швеция на это пошла, ей следовало бы выдвинуть подходящее встречное требование.

Конечно, забирайте назад свою историческую царскую подлодку, но только если остановите в Санкт-Петербурге строительство, которым так кичится Газпром. Ведь оно уничтожает остатки крепости Ниеншанц и культурное наследие шведской эпохи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.