Санкт-Петербург — В кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга сейчас идет фильм Зайды Бергрот (Zaida Bergroth) «Туве» (Tove). Это кинолента о создательнице комиксов о Муми-троллях, финской шведке и разносторонне одаренном человеке Туве Янссон (Tove Jansson, 1914-2001).

В России фильм не стал скандальным, хотя в нем довольно открыто рассказывается о сексуальной ориентации Туве Янссон и любви двух женщин.

На сеансе фильма «Туве» в зале петербургского «Дома Кино» было мало зрителей — но они целенаправленно пришли, чтобы узнать о Туве Янссон больше. В зале было несколько гетеросексуальных пар, две пары женщин и несколько одиноких зрителей.

Фильм был дублирован на русский язык, как это принято в России. Работа была сделана настолько хорошо, что восприятию зрителей это нисколько не мешало. (В Финляндии иностранные фильмы обычно показывают с субтитрами без дубляжа, прим. перев.)

Одной из зрительниц была воспитатель детского сада Елена Тихонова, которую тронула любовная линия фильма.

«Мне фильм очень понравился. В фильме замечательно показано, как Янссон осознала свою сексуальность. Любовь всегда красива, ни у кого нет права ее осуждать», — рассуждает Тихонова.

Действующий в России закон о запрете пропаганды гомосексуальных отношений запрещает «рекламу» однополых отношений среди несовершеннолетних, и поэтому фильм «Туве» был отнесен к категории «18+». В Финляндии фильм попал в категорию 12+, и это значит, что в финских кинотеатрах его могут смотреть даже девятилетние — правда, в сопровождении взрослых.

Тихонова признается, что она далека от политики, но ее не удивляют ни возрастные ограничения, ни допуск фильма к показу в России.

«В фильме представлена автобиографическая история известной во всем мире художницы. Его не могли запретить. Но, пожалуй, у нас считается, что человек должен быть взрослым и должен уже крепко стоять на ногах, чтобы принимать решение о нетрадиционных отношениях в своей жизни. Так произошло и с Туве, она на тот момент уже была взрослым человеком».

«Я придерживаюсь традиционных гетеросексуальных взглядов, но я хорошо понимаю мысли, посещавшие Туве. Она приняла решение, основываясь на своих чувствах, опираясь на свой внутренний мир», — считает Тихонова.

После окончания фильма Тихонова осталась в зале, чтобы осмыслить эмоции, вызванные фильмом.

«Я обязательно порекомендую его своей дочери», — сказала она.

Тихонова пришла посмотреть фильм по рекомендации своей подруги. Она знакома с миром муми-троллей в связи со своей профессией. Россияне знакомы с муми-троллями, поскольку в Советском Союзе о них делали рисованные и кукольные мультфильмы.

«В мире муми-троллей много такого, что можно использовать в воспитании детей. Взрослый может найти в этих книгах темы для философских размышлений».

Российские кинокритики, в свою очередь, оставили об этом фильме довольно противоречивые отзывы. Многие назвали темп развития сюжета слишком медленным.

Некоторым критикам, в свою очередь, не по душе, что в фильме слишком много внимания уделяется бисексуальности Янссон и ее любви к женщине. Роль Туве в фильме исполняет Алма Пёюсти (Alma Pöysti).

«Упорный навязчивый фокус на нетрадиционной ориентации по-моему получился более главным, чем собственно её творчество», — написала Наталия Памсик в своей рецензии.

«Как будто Зайда Бергрот не деликатная и уважительная финка, а американка из Голливуда, у которой снесло башню на почве евротолерантности. (…) Кстати, актриса Алма Пёюсти очень симпатичная, мне понравилась КАК она играет, но не ЧТО», — продолжила Памсик распекать фильм.

Татьяна Трейстер, критик информационного агентства «ИнтерМедиа», тоже не понимает, почему в фильме столько внимания уделяется нетрадиционной сексуальной ориентации главной героини.

«История вышла невероятно скучной и плоской, как и ее действующие лица. Картина полна чудовищно клишированных и пошлых в худшем смысле этого слова любовных сцен и высокопарных фраз — например, сама Туве разговаривает исключительно афоризмами и в том числе из-за этого кажется ужасно оторванной от реальности», — считает Трейстер.

На странице «Упитко» фильм «Туве» называют скучным.

«Да, картина немного скучновата и, по сути, будто и не содержит в себе никакого месседжа. Это явно не история о трудной жизни гомосексуалов середины 20 века (потому что здесь их никто не притесняет) и не рассказ о силе творческой личности».

Вывод у «Упитко» получился неоднозначный.

«Смотреть ленту всем я бы точно не советовал. Однако сам я не пожалел, что увидел данное кинопроизведение».

Однако на странице петербургской организации «Выход» фильм «Туве» рекомендуют представителям ЛГБТ-сообщества. Как сообщается на странице, «Туве» идет не только в Москве и Петербурге, но еще и в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Казани и Новосибирске.

«Это картина о творческой энергии знаменитой писательницы и художника, о ее поисках идентичности, желаниях и свободе. Ищите в кинотеатрах своего города», — рекомендует «Выход».

В Финляндии фильм «Туве» номинирован в десяти категориях на получение престижной кинопремии «Юсси».

Комментарии читателей

Uwu

Пожалуй, нет ничего странного в том, что в России этот фильм показывают, несмотря на запрет.

К примеру, Евровидение — важный конкурс, и Россия хочет в нем участвовать, несмотря на радужные флаги и все такое. Наверное, во время трансляций на все это стараются не обращать внимание.

Leksa

В России законы всегда соблюдаются избирательно. Например, «Лебединое озеро» всемирно известного композитора Петра Чайковского уже 200 лет ставят в театрах, транслируют по радио и показывают по телевидению, не упоминая, что Чайковский был представителем сексуального меньшинства. Это касается и автора «Мертвых душ» Николая Гоголя. В современных выдающихся личностях тоже не замечают «отклонения», а, скорее, говорят об их достижениях. В таком ключе российские СМИ говорят о спикере Госдумы Вячеславе Володине, ведущем гуру экономики и руководителе Сбербанка Германе Грефе и ярком политике Владимире Жириновском: все они — бисексуалы. «Радужная идеология» России не в новинку, но о ней не очень-то хотят говорить, ведь одна из главных проблем России — низкие показатели рождаемости.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.