Дарий начинал терять терпение. Король персов из династии Ахеменидов, под руководством которого находилось 700 тысяч человек, в 514 году до н.э. вошел в Скифию, так в те времена греки называли территории, расположенные к северу от Черного моря. Он пересек Босфор и Дунай, чтобы покончить с угрозой со стороны скифов, которые постоянно тревожили северные границы его государства.

Однако скифские племена в сражение вступать не стали. Вместо этого они устраивали быстрые нападения, уничтожали оказавшиеся в изоляции группы персидских солдат и всё дальше и дальше отступали в глубь этого океана степи, приводя в негодность колодцы и уничтожая все, что могло послужить пищей для персидского войска. 

Отчаявшись, Дарий даже отправил послание Иданфирсу (Idanthyrsus), одному из царей кочевников, чтобы призвать его к столкновению. «У нас нет городов, нам не нужно опасаться, что ты что-то захватишь; у нас нет полей, нам не нужно опасаться, что ты что-то уничтожишь. Зачем тогда мне торопиться сражаться с тобой?» — написал тот в ответ. 

К сообщению прилагались любопытные подарки: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Советник Дария объяснил ему, что подразумевали эти дары: «Если вы не улетите, как птицы, не спрячетесь, как мыши или не нырнете в воду, как лягушки, то умрете от наших стрел».

Спустя 60 дней, когда его каналы снабжения были атакованы и разрушены, а войско замучено изнуряющей партизанской войной, Дарий понял, что в этой кампании он не победит. И он вернулся в Персию, став жертвой стратегии, от которой более двух тысяч лет спустя пострадают Наполеон и Гитлер.

Кем были эти люди, способные победить величайшую военную машину Древнего мира? Кем был этот народ, угрожавший не только персам, но и грекам, ассирийцам и мидийцам?

Великие неизвестные

Как и у многих других кочевых народов, у скифов не было письменности, поэтому мы можем опираться только на то, что о них писали другие. И хотя первые упоминания о них встречаются в ассирийских хрониках, основным источником информации выступают записи Геродота. Отец истории подвергает сомнению происхождение скифов. Эти сомнения до сих пор так и не разрешены. Основная теория заключается в том, что скифы — это кочевой народ иранского происхождения, который около IX века до н.э. пришел на территории к северу от Черного моря из Центральной Азии.

Изучая найденные в могилах останки, а также их изображения на греческой и ассирийской керамике и табличках, можно понять, что скифы были людьми европейского типа, отличались высоким ростом и зачастую светлыми волосами и серыми или голубыми глазами. 

Для греков и персов они были образцом дикости. Для этих закаленных в Сибири и центрально-азиатских степях мужчин и женщин война составляла основную часть жизни, поскольку позволяла получить новые пастбища для скота и награбить нужных им вещей. Образ сражающегося скифа, сидящего верхом на коне и метающего стрелы, напоминал грекам о мифическом кентавре.

Этот народ не только пугал, но и поражал. У мужчин-скифов были длинные волосы и борода, они украшали себя ожерельями, браслетами и серьгами, носили штаны и остроконечные шапки, а одежда их шилась из шерсти, льна и кожи. И вдобавок они наносили на тело татуировки.

Несмотря на свою неукротимость, скифы оказались легко подвержены влияниям. Первым, что они переняли у греков, оказался обычай пить вино. Однако было одно отличие: греки всегда разбавляли его водой, а вот скифы пили его само по себе и в больших количествах. У греков даже появилось выражение: «пить как скиф».

Заслуженная репутация

Их свирепость в бою и кровавые обычаи укрепили образ, сохранившийся в веках. Славу они заработали себе сами. Если верить словам Геродота, скифы пили кровь первого убитого в бою противника, а из черепов самых злейших врагов делали кубки для вина. 

Скифы снимали скальпы с мертвых врагов и вешали их в качестве украшения на сбруи лошадей. Кроме того, при дележе добычи, воин должен был продемонстрировать отрубленные головы убитых им в бою противников. Полагавшаяся ему доля добычи зависела от количества голов.

Упоминаются скифы и в Библии, где их описывают как дикарей: «И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих».

Большая часть успеха скифов в военном деле объяснялась тем, что они первыми овладели техникой ведения боя верхом. Это позволяло им проводить быстрые атаки и поражать медленно сражавшиеся армии, основу которых составляла пехота.

Виртуозы в седле

Их мастерство вести бой верхом объяснялось тем, что они были кочевниками-пионерами в верховой езде. Раньше лошадей использовали только как источник мяса и молока. Каждый взрослый скиф был верховым воином. Войско состояло из свободных мужчин, чьим основным оружием служили маленькие луки с двойным изгибом. Всаднику не только было легче использовать его, выстрел из такого лука был мощнее, а стрела летела дальше. Выпущенная из такого лука стрела могла пролететь 500 метров и даже пробить шлем и броню.

Кроме того, они смазывали ядом кончики стрел. Для этого они убивали змей, яд не извлекали и оставляли гнить. Одновременно, они наполняли сосуды человеческой кровью, которую также оставляли разлагаться. Из этих ингредиентов и делали смертоносное вещество, названное греками «скификоном». 

Вести пеший бой им не нравилось, но если такое случалось, то их любимым оружием был короткий топор сагарис (похож на ледоруб) и короткий железный меч акинак.

Метод действия

Бой начинала легкая кавалерия, сразу же запуская множество стрел. Воины могли выпустить до 20 стрел в минуту и имели с собой запас из 150 стрел. Также они использовали дротики и сулицы.

Важность лука становится очевидной, если учитывать тот факт, что самоназванием скифов было «skudat», что можно перевести как лучники. Они были мастерами конной стрельбы из лука. Считается, что именно они изобрели «парфянский выстрел»: едущий галопом всадник резко отпускал седло, освобождал руки и стрелял, развернувшись почти на 180°. Кроме того, их учили пользоваться обеими руками, чтобы стрелять с одинаковой точностью по обе стороны.

После дождя из стрел шли быстрые конные атаки, а затем наступал момент тяжелой кавалерии, состоявшей из всадников в крепкой броне. Эта броня также была их изобретением, она состояла из металлических пластин, обеспечивавших крепкую и гибкую защиту. 

В войске состояли все мужчины и почти все молодые женщины. С каждым разом появляется всё больше указаний на то, что греческий миф об амазонках родился из столкновений со скифскими войсками. Последние находки, похоже, подтверждают эту легенду: 20% останков воинов принадлежат женщинам, на их скелетах находят признаки нанесенных в бою ран.

Основное наследие

Большая часть скифов вела кочевой образ жизни, конь был центром их жизни. Обладание этим животным было ключевым требованием для того, чтобы стать хоть кем-то в скифском обществе. Те, у кого лошади не было, были вынуждены или вести оседлый образ жизни, или служить другим. 

Скифские лошади стали хорошо изветсны. Несмотря на низкий рост (не превышал 1,3 метров), они были быстрыми и стойкими, а их хозяева тщательно о них заботились. Филипп, отец Александра Македонского, после победы над скифским царем Афеем, привез в Македонию 20 тысяч скифских кобыл, чтобы улучшить своё поголовье.

Седло сопровождало скифа и в это жизни, и в загробной, поскольку их приносили в жертву и хоронили вместе с владельцем. В одной из могил даже нашли 400 лошадей. Поскольку скифы были кочевым народом, они не строили городов или поселений, которые археологи могли бы найти, но возводили погребальные комплексы, называемые курганами. Это были настоящие степные пирамиды, построенные из земли, дерева и камня. Эти могилы служат основным источником информации для ученых.

Важность смерти

Поразительно, что народ, который не строил домов (они жили в так называемых кибитках, войлочных палатках на четырех или шестиколесных повозках, запряженных волами), возводил погребальные строения, которые могли достигать, в случае аристократов, высоты в шесть этажей. В этих курганах для покойного готовили всё необходимое для загробной жизни, где он будет скакать на коне всю вечность. Тело помещали в камеру, наполненную оружием, драгоценностями, зеркалами и посудой и окружали конями.

Среди жен умершего проводили конкурс, чтобы определить, какую принести в жертву. Избранница должна была отправиться в рай вместе с мужем. Её отводили в камеру и там убивали. Убивали и многочисленных слуг покойного. Свидетельством утонченности погребальных обрядов служит тот факт, что скифы мумифицировали своих умерших, вынимали мозг и внутренности и заменяли их сухой травой.

На просторах степи, от Украины и до Монголии, сохранились сотни курганов. Найденные в них драгоценности показывают, что варварство, которое скифы демонстрировали на поле боя, не мешало им создавать утонченные драгоценности, в особенности из золота, бирюзы и янтаря.

Из контактов с греками и персами родилось синкретическое искусство, отличавшееся пристрастием к зооморфной символике, диких зверей изображали поодиночке и сражающимися друг с другом. По мнению экспертов, этот стиль пронизывает разные художественные традиции, включая китайскую. 

Великая экспансия

Начиная с VII века до н.э., когда, как считается, произошло первое вторжение кочевых племен в Месопотамию, скифы начали вести военные кампании против великих армий. Перейдя Кавказ и изгнав оттуда киммерийцев, похожий на них самих народ, скифы начали преследовать мидийцев и ассирийцев так, что ассирийский царь Асархаддон (Asarhaddón) выдал свою дочь замуж за царя Партатуа (Partatua). 

Первым сдалась империя мидийцев. В период с 650 по 620 гг. до н. э. скифы опустошали их владения. После чего они двинулись дальше, разграбили побережье современного Ливана и Палестины и достигли Египта, где фараон, чтобы не допустить нападения, подкупил их. На обратном пути они объединились с мидийцами, приняв участие в осаде и победе над Ниневией в 612 году до н.э., спровоцировав падение ассирийской империи.

В итоге их изгнали из Месопотамии, и они вернулись в степь. Там на основе федерации племен они создали государство, занимавшее большую часть современных Украины, юга России, Кавказа и части Центральной Азии.

Иерархическая структура

Скифское государство достигло максимального расцвета в VI-IV веках до н. э. Несмотря на кочевое происхождение этого народа, они смогли создать общество с развитой иерархией. Во главе аристократии стоял царь, который управлял федерацией племен, деливших между собой пастбища.

Знати принадлежали большие стада, множество лошадей и пастбищ. На территории современной Украины группа скифов, известная как «царственные скифы», установила власть своего государства и контролировала торговую сеть, которая связывала Азию с Грецией и Персией. Особо прибыльной была торговля рабами. Другая часть скифов переместилась к востоку и даже нападала на Китай, где их называли «sai». Попав на индийский субконтинент, они основали Индо-скифское царство.

В 329 году до н. э. скифы сражались с Александром Македонским. Македонский их победил в битве на Яксарте, но предпочел сохранить мир и отпустил пленников. Однако упадок было уже не остановить. Скифы растворились среди сарматов и других протославянских племен.

Хотя некоторые говорят о скифском происхождении пуштунов или венгров (некоторые их даже с кельтами связывают), генетические исследования показывают, что наиболее прямыми потомками этого степного народа являются современные осетины. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.