И летом, и зимой, с осени и до ранней весны русские, а в последние десятилетия и другие народы, проводят ритуал чаепития. При этом они не торопятся, не пьют чай в пакетиках, как говорится, на скорую руку. Они пьют чай из особенных чашек, которые наполняют водой из самовара. Русский писатель Валентин Распутин пошел так далеко, что даже утверждал: «Чай без самовара вообще не чай». Преувеличивал ли он — вопрос, на который нет ответа, поскольку когда с русскими заговариваешь об этом металлическом сосуде, они отзываются о нем почти как о чем-то священном.

В русских энциклопедиях мы нашли следующее объяснение: «Самовар — металлический сосуд для кипячения воды, который оснащен внутренним вертикальным цилиндром». Его заполняют щепой или углями и растапливают для нагрева воды. Так самовар выглядел много десятилетий назад, даже веков. Современные же самовары работают от электричества, то есть в них нет традиционной топки для нагрева воды. Лучшие и красивейшие самовары, которые должны видеть не только народ, на чьей родине они созданы, но и люди по всему миру, собраны и выставлены в Музее самовара в Туле, русском городе в 300 километрах к юго-западу от Москвы. Не случайно музей находится именно там. Тула — колыбель самовара, его родина. Одновременно там его богатейшая казна, в которой особого внимания заслуживают самовары из серебра и с позолотой.

Образцы XIX века говоря о том, что самовары того времени оснащали еще и дымоходом для лучшего растапливания и более быстрого нагрева воды. Состоятельные русские семьи и сегодня хранят дорогие малые и большие коллекции, в зависимости от кошелька.

Сначала — только для богатых

Как правильно пользоваться этим прибором? Почти любой русский, если даже его не спрашивать, выпалит ответ, как из пушки. С самого начала он раскроет секрет: в самом самоваре чай не готовится. Ритуал такой. В отдельной небольшой посудине (часть чайного сервиза) водой заливаете один из сортов чая, которые есть в любой семье. Когда он отстоится какое-то время, вы получите концентрат или заварку, то есть очень крепкий чай, который маленькими порциями вы разливаете по чашкам. Потом вы ставите их под кран самовара, разбавляете заварку кипящей водой, добавляете сахар по желанию и пьете.

В зависимости от количества концентрата, который вы наливаете в чашку, меняется крепость, и чай может быть крепким или слабым. Тут обязательно нужно знать, что посуду с заваркой для сохранения температуры ставят наверх самовара, чтобы гости сами наливали напиток, не вставая из-за стола.

Музей самовара в Туле роскошный. Стенды полны этих красивых, металлических приборов, которые свидетельствуют, что в Россию чай пришел из Китая в XVIII веке. Гости из этой страны подарили русскому императору стограммовый пакетик чая. Он вместе с придворными и свитой распробовал его, Поскольку всем понравилось, а кроме того, было сказано, что чай еще и исцеляет, русский двор заказал еще чая. К сожалению, чай не так быстро распространялся по всей стране, так как был дорог, и позволить его себе могли только богатые и привилегированные. Однако со временем чай становился все доступнее, и в теплых регионах России начали его выращивать

Но не только чай был привилегией богатых, но и самовар. Всегда встает вопрос, почему первый подобный прибор был создан именно в Туле. С незапамятных времен этот город славился ремеслами. Он славился повсюду своими умелыми мастерами, и поэтому неудивительно, что в 1778 году из-под умелых рук Назара Лисицина вышел первый самовар. Когда богатые увидели творение и когда им объяснили, как им пользоваться, заказы полились рекой. В 1823 году завод выпустил 425 самоваров, над производством и усовершенствованием которых работали 20 мастеров. Коммерсанты увидели для себя большой шанс заработать, и поэтому начали открывать небольшие производства. В Туле их насчитывалось сначала восемь, а вскоре, если учитывать окрестности, их было уже 77. Там работали 1362 работника.

Все они соревновались друг с другом за то, кто сделает лучший, самый качественный и роскошный самовар. Так, на фабрике Василия Ломова заслужили право оттиска на своих изделиях царского герба, поскольку изготавливали самовары не только из меди, свинца и железа, но и раритетные образцы из серебра с позолотой. Вдруг самовары превратились в символ статуса и престижную вещь, которая должна быть у каждой состоятельной русской семьи. И при этом самовары оставались шедеврами тульских мастеров. Очень скоро торговля стала экспортной, и самовары нашли покупателей в Европе и Азии. Туда отправляли самые лучшие и самые красивые образцы, а те, что попроще, попадали в русские селения. Без самовара невозможно было представить обыденную жизнь любого дома, так как чаепитие превратилось в ритуал даже у бедных.

Спасенные из обломков

На протяжении десятилетий семья Баташевых считалась самой успешной в производстве самоваров. Они были настолько успешны и так прославились, что даже поставляли самовары для императорского двора. Баташев отлично справлялся и при необходимости мог создавать богатые самовары. Сейчас в тульском музее хранится миниатюрный самовар из чистого серебра, в который входит два децелитра воды. Таких самоваров изготовили пять, поскольку у последнего российского императора Николая Второго было пятеро детей. Пятый самовар отличается от остальных, так как на его вершине красуется корона, и предназначался он для престолонаследника Алексея.

У этих пяти самоваров драматичная и одновременно необычная судьба, которая привела их из императорского дворца в тульский музей. Все их хранили в летней резиденции в Ялте, которую в 1927 году разрушило землетрясение. Самовары нашли в обломках и продали на аукционе одному кинорежиссеру. В 1962 году он продал их тульскому музею. В конце XIX века тульские самовары начали появляться на престижных мировых выставках. Конечно, они получали награды и пользовались все большим спросом. Так, испанский королевский двор выразил особые желания насчет внешнего вида и способа нагрева воды.

Эти самовары покупали правители, дворяне, офицеры, чиновники, а также простые люди. Поэтому в 1910 году в Туле работали десятки фабрик по производству самоваров, и там трудились около 5410 работников. За год все они производили невероятные 660 тысяч единиц. Правда, рабочих больше грабили, чем награждали за огромный труд. Они устраивали забастовки, но хозяева не обращали на это внимание. Самое важное для них было продать как можно больше товара. Из-за Первой мировой войны большинство фабрик закрылись, и уже в 1918 году их национализировали. За прошедшие годы производство было модернизировано и упрощено, чтобы почти любая семья могла поставить на свой обеденный стол этот прибор.

Мастера начали никелировать самовары, которые засияли, как зеркало, и тем самым хотели привлечь еще больше покупателей. В давние времена никелированный образец стоил столько же, сколько стадо из 50 овец. Вместо дров, щепы или газа воду теперь греет электричество.

Сегодня другие времена, и самовары попадаются даже на блошиных рынках. И все же тот, кто едет в Россию, кроме традиционных матрешек, редко возвращается без самовара, пусть даже в качестве сувенира.

Пряники и «калашников»

Тула — город-герой, так как во время Второй мировой войны и позднее в ней производился знаменитый автомат Калашникова. Еще больший парадокс в том, что в городе работает фабрика по производству пряников. Когда война закончилась, тульские мастера создали самовар, в который вошли 60 литров воды. Они подарили его одному колхозу, который во время войны снабжал народ и армию продовольствием.

Без дерева не обойтись

Самовары, которые работают на дровах, давно не производятся, так как их вытеснило электричество. Однако ни один другой самовар не может с ним конкурировать, особенно по качеству кипяченой воды, а уж тем более по вкусу чая. В тульском музее, построенном в 1911 году, выставлены очень дорогие экземпляры. Около 300 экспонатов различной формы и величины изготовлены из разных материалов. Внутри музей разделен на несколько секций, и каждая посвящена определенному временному периоду.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.