Неожиданный вопрос — задумывались ли вы когда-нибудь о ширине железнодорожной колеи? Знаете ли вы, какие бывают размеры? Например, в Японии ширина колеи линий Japan Railway составляет 1067 миллиметров, а скоростных поездов синкансэн — 1435 миллиметров. Ширину в 1067 миллиметров называют узкой колеей, а 1435 миллиметров — стандартной. 

Между тем в России, которая почти в 45 раз больше Японии, железнодорожная колея шире, чем у линий синкансэн — 1520 миллиметров. Такую колею называют широкой. 

Я несколько раз ездил на поездах в России, и у меня сложилось впечатление, что там локомотивы и вагоны намного больше, чем в Японии. Возможно, из-за такой ширины в вагонах меньше вибраций, поэтому в ночных поездах я хорошо высыпался.

Помимо России, широкая колея используется также на Украине, в Прибалтике (Эстония, Латвия и Литва), Узбекистане и других странах бывшего СССР, а также Монголии и Финляндии. Исторически Монголия и Финляндия тесно связаны с Россией. 

Почему же в России решили использовать колею шириной 1520 миллиметров? Есть мнение, что 1520 миллиметров стали применять, чтобы во время войны поезда из Европы, где колея имеет ширину 1435 миллиметров, не могли попасть в Россию, но это не так. 

Решение о ширине колеи было принято еще до мировых войн — в XIX веке, когда проектировалась прокладка железных дорог. Тогда планировали сделать колею шириной шесть футов (1828 миллиметров), а европейский стандарт был признан не подходящим. 

От колеи шириной 1435 миллиметров отказались, потому что сочли ее слишком узкой для мощных паровозов. Кроме того, за счет расширения надеялись обеспечить как скорость, так и стабильность хода. 

В конечном итоге в целях экономии шесть футов уменьшили до пяти (1524 миллиметра), и в 1851 году между Москвой и Санкт-Петербургом был открыт ширококолейный участок.

В то время не было планов соединить этот отрезок с Европой, поэтому с тех пор по всей России начали прокладывать железные дороги шириной 1524 миллиметра. 

В связи с пересмотром стандарта после Второй мировой войны ширина была немного заужена с 1524 миллиметров до 1520 миллиметров, которые применяются и по сей день.

Между тем в южной части Сахалина, которая до Второй мировой войны принадлежала Японии, были проложены железные дороги шириной 1067 миллиметров. Там даже использовались японские составы. 

В 2019 году ширину колеи привели в соответствие с российскими стандартами, в результате чего исчезло еще одно напоминание о периоде японского правления. 

Таким образом, с шириной колеи также связаны различные исторические и драматические события. 

Как же между Европой и Россией курсируют международные поезда? Об этом мы поговорим в следующий раз. 

Комментарии японских читателей

МН-нантока

Япония в эпоху Мэйдзи внедрила британские железнодорожные технологии. В Японии мало равнинной местности, поэтому из-за крутых склонов решили использовать 1067 миллиметров. Безусловно, японские вагоны великоваты для такой ширины. Для синкансэн решили взять стандартный размер, чтобы обеспечить стабильность на высоких скоростях. 

Kai

«Есть мнение, что 1520 миллиметров стали применять, чтобы во время войны поезда из Европы, где колея имеет ширину 1435 миллиметров, не могли попасть в Россию». На самом деле, это так. Во время войны с Наполеоном ширину колеи изменили, чтобы его войскам было сложнее передвигаться по России (мнение комментатора. Первый участок железной дороги в России был открыт в 1837 году, прим. ред.). В Испании широкая колея по такой же причине. 

Cou

В Индии и Испании колея еще шире, чем в России, — 1676 и 1668 миллиметров соответственно. Если бы Япония внедрила хотя бы стандартный размер, поезда ходили бы быстрее. 

Окавари

Я слышал различные теории. По одной, британские инженеры посчитали, что внедрять крупные поезда преждевременно, поэтому предложили колониальный тип. По другой, узкая колея была применена в соответствии с условиями местности. Но все они звучат не убедительно. Мне кажется, что в Великобритании просто было нужное количество неиспользуемых вагонов под ширину три фута шесть дюймов. 

Ta2

Первая в мире железная дорога — это транспортная магистраль, проложенная Великобританией в Индии (ширина 1067 миллиметров). Аналогичные паровозы внедрили в Японии. Великобритания воспринимала Японию так же, как Индию. В то время Япония еще не нуждалась в пассажирских поездах, поэтому узкоколейки было достаточно. 

Gun

В случае узкой колеи строительство мостов и тоннелей стоит дешевле, поэтому в гористой местности ее выгоднее применять и с точки зрения сроков строительства, и с точки зрения расходов.

Цукими дайфуку

Я думаю, это потому, что в России в основном глинистая почва, которая становится рыхлой в зимний и весенний период. Поэтому и у танков Т-34 гусеницы широкие. 

Xhp

После 2 сентября 1945 года инфраструктуру в Сибири развивали японские военнопленные. Принудительный труд привел к смерти большого количества японцев. Тем не менее они выполняли крайне высокоточную работу. ООН, ЮНИСЕФ и Россия должны наградить тех японцев, переживших сибирское заключение. 

Uzb

Одна из причин поражения, которое СССР нанес нацистской Германии, заключается в разнице ширины колеи. 

Иходзин

Причина только одна — Россия внедрила широкую колею, чтобы показать свое величие. Чем больше, тем лучше. 

rockmask_worldddd***

Может быть, потому что широкая колея больше подходит для транспортировки танков и межконтинентальных баллистических ракет?

Hkd

Ширина колеи и электрическое напряжение были изменены из соображений безопасности и возможной интервенции. Дело в том, что Транссибирская магистраль изначально была военной железной дорогой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.