Российская вакцина «Спутник V», возможно, и не единственная в мире вакцина от covid-19, но это единственная вакцина, у которой есть своя страница в «Фейсбуке», канал в Ютубе и ник в «Твиттере».

В «Твиттере» у «Спутника V» с помеченным синей галочкой ником есть доля хвастовства. В краткой справке о нем написано, что это «первая в мире зарегистрированная вакцина от covid-19 с доказанной эффективностью 91,6%, разработанная научно-исследовательским институтом Гамалеи. Зарегистрирована в 56 странах». И для полноты картины, аккаунт позиционирует себя как «единственный официальный аккаунт вакцины от #Covid», где он держит своих 220 тысяч подписчиков в курсе новостей (в основном на английском языке), постоянного поступающих со всего мира — в основном из стран, которые уже разрешили к использованию российскую вакцину.

В последнее время о российской вакцине от коронавируса особенно много говорят в социальных сетях. Если бы вы просматривали «Твиттер» в поисках новостей о победителях «Грэмми» или последних подписях платных агентов НФЛ, вы, возможно, увидели бы в своей ленте повторяющиеся платные предложения стать подписчиком «Спутника».

Из-за всего этого «Спутник» в степенном мире вакцинотерапии и вакцинопрофилактики стал ярким и выдающимся. Создавая онлайн-образ для бренда вакцин, команда социальных сетей, похоже, черпает вдохновение у привлекающего внимание Илона Маска (Elon Musk), а не, скажем, у более близкого к науке и приверженца научных методов доктора Энтони Фаучи (Anthony Fauci).

Только сегодня они сообщили о результатах опроса YouGov, который, судя по всему, демонстрирует, что значительная часть общественности будет засучивать свои коллективные рукава, чтобы прививаться только самыми сильными вакцинами. Каков вывод? Если ваша вакцина имеет эффективность менее 90%, она слабая. Так что уберите этот продукт от «АстраЗенека» (AstraZeneca)!

Как показал опрос YouGov, почти половина (47%) респондентов, сделавших свой выбор, считают, что минимальный уровень эффективности вакцины для их вакцинации должен составлять 90% или выше. Доказанная эффективность вакцины «Спутник» V составляет 91,6%.
— Sputnik V (@sputnikvaccine) 24 марта 2021 года.

То, как «Спутник V» использует социальные сети, является одновременно необычным и несколько проблематичным, сказала в интервью журналу «Форчун» (Fortune) профессор Кэролайн Вирц (Caroline Wiertz), ведущая курс маркетинга и заместитель декана по предпринимательству в бизнес-школе Сити Лондонского университета. Во-первых, западные фармацевтические компании, как правило, не рискуют, проводя цифровой маркетинг, чтобы не конфликтовать с регуляторами и службами по надзору за рекламой.

«Как только вашу продукцию действительно одобрят — Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA), или его британский эквивалент, или Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств в США — вы должны соблюдать их правила в отношении маркетинга и рекламы, — продолжает она. — В Европе и Великобритании они еще более жесткие, чем в США, где разрешено рекламировать лекарства непосредственно конечным потребителям».

«Так что это ограничивает возможности, но это не значит, что вы вообще не можете публиковать информацию в „Твиттере". Если бы вы просто публиковали объективную информацию об исследованиях, эффективности вакцин и так далее, я уверена, что вы, вероятно, могли бы сделать это в рамках нормативов», — сказала Вирц.

Она дает администраторам аккаунта вакцины «Спутник» несколько советов для размещения информации о вакцинах в наш век противников вакцинации, но время, выбранное для этого — до того, как вакцину одобрили такие регуляторы, как EMA, — вызывает беспокойство.
«То, что они, возможно, пытаются сделать, это создать имидж в глазах общественности и сформировать мнение общественности, которые еще не полностью подкреплены необходимыми доказательствами, и я считаю, что это вызывает вопросы и создает проблемы», — сказала Вирц.

Соревнование вакцин

Все это является частью тщательно разработанной массированной блиц-кампании в социальных сетях, проводимой при поддержке тех, кто делает ставку на вакцину «Спутник V» — Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Национального центра микробиологии и эпидемиологии имени Гамалеи, который разработал вакцину, чтобы способствовать признанию и использованию российской вакцины во всем мире.

«Наша кампания в социальных сетях будет сосредоточена на предоставлении мировой аудитории актуальной информации о нашей работе по созданию вакцины, но помимо этого она также направлена на то, чтобы дать человечеству надежду на то, что оно вскоре сможет освободиться от пандемии covid-19 и вернуться к нормальной жизни без карантинов и масок», — сказал генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев, начав кампанию в конце прошлого года.

Как именно специалисты по маркетингу, стоящие за вакциной «Спутник», дают человечеству надежду?

В основном, прочесывая всемирную паутину в поисках любого упоминания о положительных высказываниях в отношении вакцины «Спутник». В основном это связано с фотографиями благодарных людей, сделавших прививку этой вакциной. И команда не считает ниже своего достоинства транслировать странные примеры «скромного хвастовства».

Знаете ли вы, например, что Маврикий стал 55-й страной, разрешившей к использованию «Спутник V»? Или что Вьетнам был 56-страной?
И когда этот другой «Спутник, российское новостное интернет-издание, недавно нашло трогательную историю о том, как известный итальянский художник, работающий в стиле ленд-арта, отдал дань уважения этой вакцине, цифровая команда сразу же разделила эту любовь.
Итальянский художник Дарио Гамбарин, известный своими работами в стиле ленд-арт, создал в поле на севере Италии изображение ампулы с вакциной «Спутник V» площадью 13 тысяч квадратных метров, назвав это «импровизацией, навеянной актуальной повесткой дня, поскольку российскую вакцину скоро будут производить в Италии, и все говорят о ее безопасности и эффективности.
— Sputnik V (@sputnikvaccine) 16 марта 2021 года

Кроме того, команда «Спутник V» не прочь выставить конкурентов в невыгодном свете. В ряде случаев она указывала на ошибки своих конкурентов. На прошлой неделе она привлекла внимание пользователей к статье, опубликованной в «Уолл-стрит Джорнэл» (Wall Street Journal) о том, что ученые обнаружили причину необычного свертывания крови, которое может быть связано с применением вакцины, созданной компанией «АстраЗенека».
WSJ: Ученые говорят, что нашли причину необычного свертывания крови, связанного с вакциной компании «АстраЗенека».
— Sputnik V (@sputnikvaccine) 20 марта 2021 года

Тем временем на Ютуб-канале «Спутник V» звучит лейтмотив «мы взлетели до небес». Например, одно видео, опубликованное за несколько дней до Нового года, представляет собой монтаж с изображением привлекательных людей, стоящих на площадях по всему миру, поднимающих пальцы в знаке «V», чтобы подчеркнуть лозунг вакцины «„Спутник V" — V означает „победа"». А в ленте в Инстаграме группа поддержки «Спутник V» предлагают подписчикам возможность «Выиграть поездку в Россию летом! Чтобы войти, опубликуйте свою лучшую фотографию этого знака победы».

Намеки на холодную войну

Пиар-наступление является частью более широкой дипломатической борьбы из-за вакцины, которая быстро проникает в страны во всем мире. Помимо финансовых выгод, на кону стоит приз — спасение мира от чумы, унесшей жизни 2,7 миллиона человек. Если державы смогут победить в битве за сердца и умы, они получат возможность повысить свой авторитет и усилить влияние в отдаленных частях мира.

Само название вакцины «Спутник V», символизирующее первый спутник, выведенный на орбиту Советским Союзом в 1957 году, напоминает космическую гонку времен холодной войны.

В РФПИ говорят, что 55 стран уже одобрили использование вакцины «Спутник V», производимую с использованием ослабленных вирусов, вызывающих ОРВИ, которые, как там говорят, могут храниться в обычном холодильнике и стоят менее 10 долларов за одну дозу.

По словам Хелен Рамскар (Helen Ramscar), младшего научного сотрудника британского оборонного аналитического центра RUSI, подтверждение подлинности в виде синей галочки в «Твиттере», «имеет значение» в эпоху, когда «дипломаты во всем мире все чаще публикуют твиты размером до 280 символов». К тому же это дает России возможность чем-то похвастаться на мировой арене.

«Вакцинная дипломатия», по ее словам, позволяет России улучшить свою репутацию после нападений на российских диссидентов в Великобритании с использованием радиоактивного вещества и вещества нервно-паралитического действия, совершенных в последние годы, в которых Британия обвиняет Россию. «Москва теперь может распространять новое впечатление о своем мастерстве в области биохимии: вместо полония и „Новичка" теперь из России с любовью приходит „Спутник V"», — написала Рамскар в комментарии на сайте RUSI.

Но Запад, вероятно, мог бы кое-чему научиться у социальных сетей, так грамотно продвигающих «Спутник». Анализ, проведенный «Альянсом по обеспечению демократии», созданным Немецким Фондом Маршалла для противодействия попыткам подорвать демократию на Западе, показал, что Твиттер-аккаунт «Спутник V» добился ошеломляющего успеха в повышении числа подписчиков и привлечении интереса (измеряемого количеством «лайков» и «ретвитов»).

Россия «прибегает к своим старым уловкам»

В то время как Москва публично поет дифирамбы вакцине «Спутник V», власти США считают, что российские спецслужбы тайно используют небольшие интернет-издания, чтобы подорвать доверие к вакцине компании «Пфайзер» (Pfizer) и другим вакцинам, созданным на Западе.

«Наш Центр глобального взаимодействия выявил четыре российские онлайн-платформы, которые управляются российскими спецслужбами и распространяют дезинформацию. Эти сайты фактически, в частности публиковали дезинформацию о двух вакцинах, которые в настоящее время одобрены американским регулятором FDA», — заявил в этом месяце представитель Госдепартамента Нед Прайс (Ned Price), подтвердив материалы, опубликованные в «Уолл-стрит Джорнэл». Journal.

«Совершенно очевидно, что Россия прибегает к своим старым уловкам и тем самым потенциально подвергает людей риску, распространяя дезинформацию о вакцинах, которые, как мы знаем, ежедневно спасают жизнь людей», — сказал он.

Вакцине «Спутник V» пришлось с большим трудом преодолевать скептицизм на Западе после того, как президент Владимир Путин удивил мир, объявив в августе прошлого года, что Москва одобрила вакцину для использования, и что одна из его дочерей уже сделала прививку. Заявление Путина было сделано менее чем через два месяца после того, как Россия начала клинические испытания вакцины и до того, как она завершила крупномасштабные испытания на третьем этапе.

Подозрения в отношении вакцины на Западе ослабли после того, как в феврале авторитетный медицинский журнал «Ланцет» (The Lancet) опубликовал промежуточный анализ результатов третьего этапа испытаний вакцины «Спутник V». Согласно анализу, ее эффективность в профилактике заболевания людей covid-19 составляет более 91%, что соответствует уровню эффективности, продемонстрированной вакциной, созданной компаниями "Пфайзер/"БиоНТек" (Pfizer-BioNTech) и американской вакциной «Модерна» (Moderna), и выше, чем эффективность вакцины «АстраЗенека», разработанной Оксфордским университетом.

Пока РФПИ трубит об успехах вакцины «Спутник V» за рубежом, сами россияне, похоже, не слишком стремятся прививаться отечественной вакциной. Опрос общественного мнения, проведенный в феврале российской исследовательской организацией «Левада-центр» (признана иноагентом, прим. редакции), показал, что число россиян, готовых привиться вакциной «Спутник V», уменьшается: 30% готовы привиться этой вакциной, а 62% — нет. 4% респондентов уже сделали прививку.

Путин, отказ которого делать прививку до сих пор был в центре внимания, сказал, что сделает прививку во вторник. К сожалению, Путин не разрешил снимать в центре вакцинации и не сказал, какую вакцину ему ввели, тем самым лишив команду Sputnik в социальных сетях (по крайней мере, на день) возможности опубликовать самый важный и решающий рекламный твит.

Увеличить масштабы трудно

Согласно данным научно-аналитической фирмы Airfinity, отслеживающей масштабы вакцинации во всем мире, амбициозные планы России в отношении вакцины «Спутник V» — это скорее разговоры, чем реальность, во всяком случае, на данный момент.
Специалисты фирмы Airfinity оценивают совокупное производство вакцины «Спутник V» по состоянию на 12 марта на уровне около 12,3 миллиона доз, что значительно меньше по сравнению с масштабами производства вакцин «Пфайзер», «АстраЗенека», «Модерна» и двух китайских вакцин — «Синовак» (Sinovac) и «Синофарм» (Sinopharm). Компания «Пфайзер» по масштабам производства значительно опережает, выпустив 133,5 миллиона доз.

По данным Airfinity, на конец февраля Россия выпустила 10,7 миллиона доз вакцины, из которых 3,7 миллиона было отправлено за границу. В результате для вакцинации населения России, численность которого составляет 145 миллионов человек, оставалось лишь 7 миллионов доз двухкомпонентной вакцины.

Это стало поводом для едкой критики со стороны главы ЕС Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), которая в феврале вслух задалась вопросом: «Почему Россия предлагает, теоретически, миллионы и миллионы доз, в то время как прогресс, достигнутый в вакцинации ее собственного населения, недостаточен?».

Широкое распространение российской вакцины в Европейском Союзе, стратегическом сопернике Москвы в Восточной Европе и зачастую выступающем с критикой в ее адрес, стало бы для России предметом гордости и весьма благоприятно сказалось бы на ее репутации. В Европейском агентстве по лекарственным средствам заявили, что в этом месяце оно начнет процедуру «постепенной экспертизы» данных о вакцине «Спутник V», которая будет продолжаться до тех пор, пока не будет получено достаточно фактов, необходимых для подачи заявки на получение официального регистрационного удостоверения.

В минувшие выходные еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка француз Тьерри Бретон (Thierry Breton) несколько охладил пыл в отношении применения вакцины «Спутник», заявив, что Евросоюзу «совершенно не нужна» российская вакцина.

Конечно же, это вызвало резкую критику со стороны твиттер-команды «Спутник».

«Мы ничего никому не навязываем, но, когда мы слышим такие заявления от официальных лиц, возникает вопрос: чьи интересы защищают и представляют эти люди — интересы каких-то фармацевтических компаний или интересы граждан европейских стран?».

 

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.