Когда итальянский ученый Гульельмо Маркони изобрел радио в 1901 году и начал посылать звуковые волны на большие расстояния, некоторые думали, что это вершина научного творения. Многие десятилетия радио оставалось средством связи между элитами и массами, но как только в домах начали появляться телевизоры, востребованность радио снизилась. Телевидение обрело небывалую популярность, и семьи проводили долгие часы вокруг «ящика».

Глобальный запуск интернета в 1990-х годах стал настоящей революцией, но доступ к нему был ограничен лабораториями, университетами и научной элитой, поскольку для его использования требовались дорогие компьютеры и оборудование.

С наступлением первого десятилетия XX века и распространением смартфонов средней ценовой категории появились платформы социальных сетей, и последние превратились в почти единственный способ общения. Однако в последние два года наметилась новая тенденция, и кажется, мы начали возвращаться к первоначальной модели общения — голосовой. Давайте остановимся на этом подробнее.

Возвращение к голосу

В 2016 году компании Amazon и Google начали использовать термин «голосовые помощники». Начало работы не было простым, но по мере ознакомления аудитории с преимуществами новых программ и появления умных домов, устройства стали очень популярными как на рабочем месте, так и в домашних условиях.

Согласно новым данным Edison Research, сегодня умными колонками пользуются более 53 миллионов американцев (Amazon Echo, Google Home и др.). Это на 14 миллионов человек больше, чем годом ранее, а значит умные колонки и голосовые помощники пользуются рекордным спросом среди подобных технологий. Неудивительно, что по мере увеличения спроса на эти товары платформы социальных сетей и IT-гиганты, такие как Facebook и Apple, начали работать над созданием собственных голосовых помощников.

Подкаст, или альтернатива радио

Подкаст представляет собой новый вид цифровых СМИ. Это серия аудио- или видео файлов. Аудитория может подписаться на подкаст и отслеживать новые выпуски. Каждый подписчик уведомляется о новой публикации, может загрузить эпизод и прослушать (посмотреть) его без подключения к интернету, либо в прямом эфире.

Подкаст, представляющий новую и усовершенствованную форму классического радио, появился в очень ограниченном формате в 2004 году, однако с ростом популярности наушников Bluetooth и AirPods, и принятием этого способа вещания большинством веб-сайтов и блогов в 2019 году, слушателей подкастов становилось все больше и больше.

В отличие от традиционного радио, пользователи могут слушать подкасты в любое время.

Приложение Clubhouse

Последние несколько недель мы все чаще слышим о новой социальной сети, где общение происходит исключительно в голосовом формате. Это отличает новое приложение от всех остальных социальных сетей. Оно получило название Clubhouse. По словам разработчиков, пользователи приложения входят в так называемые комнаты и слушают конструктивные беседы (напоминает видеозвонки в Zoom). Модератор комнаты управляет процессом и позволяет участникам высказаться или принять участие в обсуждении другим образом.

Приложение было разработано бизнесменом из Кремниевой долины Полом Дэвисоном и бывшим сотрудником Google Роханом Сетом, получившими финансирование в объеме почти 12 миллионов долларов от американской компании Anderson Horowitz. Кроме того, в ходе новой кампании по сбору средств, проект поддержали еще более 180 инвесторов. В настоящее время стоимость Clubhouse оценивается почти в 1 миллиард долларов.

В отличие от Facebook, Instagram и Twitter, приложений, ставшими популярными в обычных условиях, приложение Clubhouse получило широкую известность во время пандемии коронавируса, когда люди не могли встретиться оффлайн.

Самый главный вопрос: насколько безопасно приложение Clubhouse?

Когда количество пользователей приложения резко увеличилось вдвое, появилось опасение касательно конфиденциальности и возможной кражи данных. Так, в новостях заговорили о том, что Китай способен проникнуть в базу данных приложения, и это побудило компанию начать пересмотр механизмов защиты данных, особенно после отчета, опубликованного Стэнфордским университетом. Как следует из последнего, приложение имеет бреши в системе безопасности, ввиду чего данные пользователей становятся легкой добычей, особенно для китайского правительства.

В ответ на отчет Стэнфордского университета владельцы приложения Clubhouse заявили, что решили не запускать приложение в Китае. Несмотря на это, некоторые люди все же смогли найти способ загрузить данное приложение, а значит, часть обсуждений проходит через китайские серверы.

Как отметила компания, в течение 72 часов она внесет изменения, чтобы усложнить методы шифрования и клиенты не отправляли информацию на китайские серверы.

Голосовая экономика

Clubhouse — не единственное приложение, желающее завоевать наше внимание во время роста спроса на голосовые программы. Многие компании, занимающиеся социальными сетями, работают над включением аудиоконтента в свои платформы. Например, в «сторис» в Facebook появится функция, с помощью которой вы сможете поделиться голосовым сообщением, если стесняетесь камеры, в то время как Instagram предоставит нам возможность поделиться в «сторис» своими любимыми песнями из Spotify. Недавно последняя приобрела две компании, специализирующиеся на подкастах — Gimlet media и Anchor. Это была сделка на сумму 340 миллионов долларов.

Discord, запущенный в 2015 году и насчитывающий 100 миллионов пользователей, в этом году решил превратиться из частной аудиоплатформы в публичную. Тем временем Twitter разрабатывает собственную версию социальной сети на основе аудиоформата — Audio Spaces.

По данным Mangrove Capital Partners, инвестиции в стартапы, занимающиеся голосовым общением, составили 786 миллионов долларов в 2019 году, хотя двумя годами ранее это были лишь 298 миллионов долларов. Согласно прогнозам, к 2025 году стоимость рынка голосовых приложений достигнет триллиона долларов.

Интересно отметить, что аудиоприложения дают волю воображению и побуждают пользователей больше взаимодействовать с контентом, чем в случае с видеоформатом. Голос — более интимная вещь и будет пользоваться большим спросом. По статистике средняя продолжительность внимания при просмотре видео составляет 8 секунд, в то время как в случае подкаста это 30-34 минут.

Как правило, пользователи голосовых приложений используют наушники, и такой тип прослушивания способствует ощущению близости с создателем контента, ввиду чего слушатели быстро привыкают к подкасту. Появление дружеских чувств к спикерам вызывает доверие.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.