Казалось бы, больше социальных сетей нам не нужно. У нас и так уже есть Твиттер, чтобы писать, Ютуб для видео, Инстаграм для фотографий, а еще мастодонт Фейсбук, где объединено это все и еще много чего. И это не говоря уже о Snapchat, Tumblr, TikTok, Jodel и так далее.

Тем не менее двое предпринимателей из Кремниевой долины все же смогли найти на этом рынке брешь: голосовые беседы. В социальной сети Clubhouse есть лишь голосовое общение между людьми и больше ничего.

Будучи комбинацией подкастов, телефонных звонков, дебатов, терапии, сплетен, конференций TED и множества других социальных и медийных явлений, Clubhouse предлагает новый способ общения с друзьями, знакомыми и незнакомцами.

Как попасть в Clubhouse

Чтобы принять участие в этой игре, нужно, чтобы вас пригласил член клуба. Эта модель вам, возможно, знакома по разным датским ложам. Ее используют, чтобы повысить интерес, в данном случае — к социальной сети, сделав ее эксклюзивной. Ты же тоже хочешь в тусовку, не так ли, Мулле?

Получив драгоценное приглашение, просто зайдите в App Store и загрузите приложение, которое пока существует только для iOS, то есть для айфонов.

Вы создаете аккаунт с номером телефона, именем и фотографией, выбираете интересующие вас темы — и можно начинать.

Когда я неделю назад нашла в Clubhouse датскую группу пользователей, оказалось, что на тематические комнаты из датчан подписаны в основном смм-щики и заполняют их в основном тоже они. Они делились друг с другом опытом и советами, как использовать приложение, которое они сами пока что не до конца не освоили.

К счастью, сообщество эволюционирует. В том числе в Дании.

Эффект Илона Маска

Clubhouse увидел свет в марте 2020 года. Его основали предприниматели Пол Дэвидсон (Paul Davidson) и Рохан Сет (Rohan Seth). В мае количество пользователей достигло 1,5 тысяч, а в начале декабря во всем мире их было не более 3,5 тысяч.

Как и во всех остальных социальных сетях, вы можете подписываться на все, что хотите. На друзей, знаменитостей или на обычных людей, которые, по вашему мнению, могут придумать что-нибудь интересное. Чем больше людей и тем выбираете, чем больше комнат вам будут предлагать.

Комнаты очень похожи на конференции в Zoom или Google Meet. Только без видео. В каждой есть модераторы, спикеры и аудитория — то есть слушатели — и каждый может выступать в той роли, в которой пожелает. Само собой, под надзором создателей комнаты.

Когда беседа закончена, а комната закрыта, все это исчезает навсегда — как фото- или видеосообщение в Snapchat.

Таким образом, послушать эту беседу могут лишь те, кто внутри комнаты, что создает некую интимность, которую остальным социальным сетям трудно предложить, поскольку у письменного слова в интернете продолжительность жизни совсем иная.

Но нет правил без исключений. По настоящему международным явлением Clubhouse стал, когда бизнес-магнат, инженер и изобретатель Илон Маск побеседовал там с директором Robinhood Владом Теневым — и беседу транслировали на Ютубе.

Слушатели бросались скачивать Clubhouse, а комнату просто захлестывали пользователи.

К 1 февраля у Clubhouse стало 2 миллиона пользователей по всему миру, и он добился особого статуса в качестве стартапа наравне с Airbnb, Uber и SpaceX, написала The Guardian. Учитывая, что в декабре там было всего 3,5 тысяч пользователей, социальная сеть развивается в геометрической прогрессии.

Разговор с кумиром на равных

Когда за Твиттером всерьез закрепился статус одной из важнейших социальных сетей, залогом его успеха стала возможность для простых людей напрямую общаться со знаменитостями. Clubhouse пошел на шаг дальше.

После имевшей большой успех беседы с Илоном Маском в социальную сеть пришли многие другие знаменитости, и сейчас они притягивают пользователей, как магнит.

Кто же не хочет поговорить с Опрой о книгах? С Дрейком о музыке? Или с Джаредом Лето о его образе Джокера в «Лиге справедливости Зака Снайдера»?

В нашем датском болоте в Clubhouse также постепенно появляются заметные лица, по мере того как продвигаются эксперименты с этим форматом в попытке наладить его взаимодействие с другими медиа.

Например, радиостанция Radio Loud live вела прямую трансляцию из комнаты в Clubhouse, где в разговоре о женщинах в музыкальной индустрии участвовала певица Пернилла Русендаль (Pernille Rosendal).

Из других знаменитостей я могу назвать Перниллу Олунн (Pernille Aalund), которая говорила в одной из комнат о духовности и лидерстве. Там же можно было встретить ее мужа Кима Бойе (Kim Boye), также известного как Ментальный воин.

Туда начали приходить актеры и режиссеры, писатели, политики, музыканты и в особенности журналисты. Так оно и бывает.

Молодежь не торопится

В Твиттере писатель и лектор Торбен Сангильд (Torben Sangild) назвал датскую часть Clubhouse «Звуковым LinkedIn», а писатель Али Аминали (Ali Aminali) окрестил ее «TikTok для бумеров». Не исключено, что в этом что-то действительно есть.

Дело в том, что молодежи в этой социальной сети особо не видно, хотя никаких возрастных ограничений при регистрации нет.

По нынешнему состоянию социальной сети пока трудно понять, как она будет выглядеть через полгода, и нынешние группы пользователей, вполне вероятно, отчасти объясняют, почему молодежь не торопится присоединиться.

Пока кто-то не вырвал власть над Clubhouse из рук смм-щиков, раздающих советы по управлению и самопомощи, у нас еще будет время увидеть весь потенциал социальной сети.

А потенциал у Clubhouse огромный. За неделю, проведенную в приложении, я пообсуждала документальный фильм о Бритни Спирс, расизм в Швеции и каково это — потерять близкого.

Я послушала талантливых гиков-коллекционеров, которые рассказывали, какие карточки покемонов сегодня наиболее ценны. Я присутствовала при дебатах о биткойне и о том, не поздно ли еще сделать ставку на эту криптовалюту.

Я слушала новый материал от известных американских комиков, которые используют Clubhouse как испытательную площадку. Побывала в комнатах для свиданий, где одинокие люди пытаются найти любовь. А где-то даже выяснилось, что двое спикеров уже когда-то встречались после знакомства в Тиндере.

Но прямо сейчас все выглядит так, словно большинство бесед все равно заканчиваются одним и тем же. Особенно датские. А именно — вопросом, что на самом деле может это приложение.

Каждый раз, когда я слышала, как кто-то задает этот вопрос, на него следовал новый ответ, основанный на новых наблюдениях. То есть, возможностей очень много.

Лично меня очень впечатлила честность посетителей в комнатах Clubhouse. Пользователи не стесняются делиться личным опытом или рассказывать о собственных недостатках, и к тем, кто говорит, выражают огромное уважение — в письменных социальных сетях такого не найти.

Если разжевать, этот момент звучит так: «Люди пишут в социальных сетях жуткие вещи, которые никогда не скажут в реальной жизни».

Вот почему атмосфера в Clubhouse лучше, чем где-либо еще.

Всякая гадость, которая может прийти вам в голову, в Clubhouse должна выйти у вас изо рта. А произнести злобные слова гораздо проще, чем написать их, поэтому в голосовой социальной сети вы не даете себе волю. И это здорово.

А если вы не в настроении говорить, а хотите только послушать, Clubhouse может сыграть для вас роль подкаста. С той только дополнительной функцией, что вы сможете задать вопрос или поделиться мнением, если у вас внезапно возникнет такое желание.

В целом я с оптимизмом отношусь к Clubhouse. Но оптимизм мой приправлен рядом опасений.

Правила игры все еще слишком расплывчаты. Есть некоторая неуверенность касательно анонимности и безопасности в случае, если человек столкнется в одной из комнат с чем-то неприятным. Также непонятно, кто несет ответственность за разговор, кого могут из него исключить и как можно гарантировать, что участники беседы — именно те, за кого себя выдают.

Создатели Clubhouse объявили, что работают над новыми функциями. Туда входят билеты и абонементы, благодаря которым в итоге на Clubhouse можно будет зарабатывать деньги.

Другими словами, все это только начало, и, если Clubhouse удастся сохранить рост количества пользователей, мы все рано или поздно там окажемся — это лишь вопрос времени.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.