1 сентября 1939 года вермахт вторгся в Польшу. Два дня спустя, в соответствии с декларациями, гарантирующими их независимость, Великобритания и Франция объявили войну рейху. Гитлер был возмущен. Иоахим фон Риббентроп заверил его, что ни Лондон, ни Париж не вступят в борьбу. Поникший, фюрер обратился к министру иностранных дел Германии: «И что теперь?».
Гитлер не рассчитывал столкнуться с англичанами и французами одновременно. Но до 10 мая 1940 года, кроме нескольких пробных столкновений, англичане и французы так ничего. В тот день немецкие войска вторглись в Голландию, Бельгию, Люксембург и Францию. Прогноз о долгой и трудной кампании не оправдался. Сорок шесть дней после того, как это сделали бельгийцы и голландцы, вскоре после того, как Британские экспедиционные силы (БЭС) были эвакуированы из французского Дюнкерка в Англию по ударами немцев, Франция капитулировала.
Что же случилось, как лучшая в мире армия могла уступить врагу поле боя всего за несколько недель? В течение многих лет специалисты ломали себе голову, чтобы найти этому объяснение. Многие считали блицкриг, молниеносную войну, которая уже была проведена в Польше, главным фактором победы Германии. Отрицать это не приходится, но большинство исторических событий происходят из-за ряда факторов.
Тяжкая победа
В 1918 году французская армия заявила о себе как о главном победителе Великой войны. Но какой ценой ей это далось! Почти полтора миллиона погибших и восемьсот тысяч изувеченных — уничтожено целое поколение. Неудивительно, что среди выживших было распространено полное неприятие войны.
С тех пор внешняя политика Франции стремится к миру посредством разоружения, о чем свидетельствует международное соглашение Бриана-Келлога 1928 года. Между тем, огромные суммы денег вкладывались в строительство, казалось бы, непреодолимой системы обороны, линии Мажино, в ущерб срочной модернизации Вооруженных Сил.
В немецком обществе, с другой стороны, было сильное желание отомстить. Правда, в Рейхсвере, навязанном Версальским договором, было всего сто тысяч человек, но их подготовка была превосходной. Новые виды оружия испытывались и за рубежом, предпочтительно в СССР, а молодежь поощрялась к активностям, которые модно было бы применить на поле боя — например, к изучению летного дела.
Таким образом, когда Адольф Гитлер пришел к власти в 1933 году, он обнаружил, что основная структура будущего вермахта у него уже сформирована. Оставалось только расширить ее. Кроме того, хорошо это или плохо, вооруженные силы Германии находились под единым руководством, то есть под руководством лично фюрера, которому призваны были помогать два генеральных штаба (Верховное командование вермахта ОКВ и Верховное командование сухопутных войск ОКХ). Это и вправду обеспечило единство действий и командования.
Французские вооруженные силы, с другой стороны, зависели от различных министерств: национальной обороны, военно-морского флота, военно-воздушных сил и колоний с соответствующими интересами. Чтобы избежать трений, был создан Национальный совет обороны, состоящий из политиков и военных, но он так никогда и не добился эффективной координации.
С другой стороны, моральный дух французских призывников, подорванный многолетней пропагандой пацифистов и коммунистов, был не лучшим и усугублялся пренебрежением к собственным офицерам. А вот в Германии молодежь в целом видела борьбу с Францией первоочередной задачей, при этом товарищество между командирами и войсками поощрялось.
Противопоставление военных доктрин
Французская военная доктрина была прежде всего оборонительной. Опираясь на опыт Первой мировой войны, она придавала большое значение огневой мощи в ущерб мобильности. Она полагалась на мощную артиллерию, но не имела четкой бронетанковой доктрины. Средние и тяжелые танки считались спутниками пехоты и распределялись между батальонами, а не выделялись в ударные группы, как у немцев.

Не было налажено и сотрудничество между сухопутными и военно-воздушными силами (ВВС). У Франции ВВС были бы посредственными и страдали от отсутствия транспортных самолетов. Это контрастировало с наличием у немцев самолетов «Юнкерс Ю-52», которые даже были способны снабжать с воздуха ушедшие в прорыв части до прибытия дивизионного квартирмейстера (офицер снабжения — прим. ред.).
Транспорт в обеих армиях был в основном гужевой (на лошадях), однако немцы рассматривали бронетанковую дивизию (Панцердивизию) как основную тактическую единицу. Полностью моторизованная, она должна была прорвать фронт мощным и неожиданным ударом в определенной точке (Schwerpunkt), после чего наступающая часть должна была, не останавливаясь, рассредоточиться позади вражеского фронта, уничтожая его линии связи, снабжение и командование, чтобы подавить оборону противника. Закрепление успеха было оставлено другим подразделениям.
Для этого требовалась быстрая и гибкая система командования, в которой после указания цели офицеры на местах оставались бы свободными в действиях. Здесь было необходимо руководство, так же как и воздушная разведка и связь. И они обеспечивались: почти каждый немецкий танк имел радио.
Точно так же осуществлялось тесное сотрудничество между сухопутными войсками и авиацией, причем последняя действовала как своего рода летающая артиллерия, чего не хватало французам.
Вся эта новая форма войны будет называться "блицкриг".
Бельгийская цель
Сначала союзники были убеждены, что немцы хотели повторить вариант плана Шлиффена времен Великой войны (так в Западной Европе до сих пор называют Первую мировую войну — прим. ред.). Ожидалось, что немцы вторгнутся во Францию через Бельгию, нарушив ее нейтралитет, но вместо того, чтобы повернуть свое правое крыло на юг, как это предполагалось по плану генерала Шлиффена, немцы могли повернуть на север, чтобы завоевать бельгийское побережье.
В ответ на это французский генеральный штаб разработал план Диль-Бреда, который предусматривал размещение лучших французских сил в естественном укрепрайоне, сформированном реками Мёз и Диль, на бельгийской территории. Там предполагалось нанести поражение нападающим в оборонительной битве. На франко-германской границе будут силы второго порядка под защитой линии Мажино и Арденнского леса, считавшегося непроходимым.
Беда была в том, что бельгийское правительство, чтобы сохранить нейтралитет, не позволяло французам размещать войска на бельгийской территории, пока не стало ясно, что Германия нападет, о чем оно узнало только в самый момент вторжения. Союзные войска не могли быть развернуты до прибытия войск вермахта.
Однако ряд обстоятельств заставил немцев изменить свой первоначальный подход. Генерал штаба Эрих фон Манштейн, который работал параллельно с ОКХ, проконсультировавшись с главным экспертом Рейха по бронетехнике генералом Гейнцем Гудерианом, пришел к важнейшему выводу: немецкие танки смогут пробиться через Арденны.
Манштейн разработал вариант примитивного плана, который стал известен как «план Гельб». Он установил, что наступление на Бельгию, а теперь и на Голландию, станет вторичной атакой в качестве отвлекающего маневра. Напуганные союзники направят туда свои лучшие силы, в то время как основные силы немцев будут брошены на неохраняемые Арденны, с прорывом в Седан. Достигнув цели, немецкие бронетанковые части должны были направиться на север, обходя противника с тыла.
Вариант был отвергнут ОКХ, и Манштейна отослали из войск, чтобы не мешал. Но он успел изложить свои идеи самому фюреру, который вскоре присвоил их: «Из всех генералов, с которыми я говорил о новом плане для западного фронта, Манштейн был единственным, кто понимал меня».
Войска и вооружение
Желтый план (план «Гельб»), как известно, был в целом хорошо выполнен, и результат превзошел все ожидания. Противник оказался нре на высоте. Французский солдат достойно сражался, но французские офицеры оставляли желать лучшего. Морис Густав Гамелен, который руководил действиями французов из своего Генштаба, в своем 68-летнем возрасте и с воспоминаниями о первой мировой, оказался не готов к войне нового типа. Координация, причем не только у французов, но и у англичан отсутствовала. А тенденция к хаосу, усугубляемая тем, что бегущее гражданское население блокировало дороги и мешало передвижению войск, была еще более выраженной.
Что касается французского вооружения, то, несмотря на отсутствие автоматического оружия на уровне взвода и роты, оно было хорошего качества. Численно французская артиллерия превосходила немецкую, хотя и не имела зенитных средств — хотя бы чего-то вроде немецкого 88-мм зенитного орудия. В распоряжении французов была 47-мм противотанковая пушка, но в недостаточных количествах.
Его средние и тяжелые танки были на одном уровне с танками противника, особенно Somua S-35, хотя им мешали два серьезных конструктивных недостатка: нехватка радиоприемников и слишком маленькая башня. Командир танка выполнял слишком много задач: командование, наведение на цель, зарядка орудия, прицеливание и стрельба. Это контрастировало с большими башнями немецких Pz-III и Pz-IV, позволявшими разграничивать роли командира танка и наводчика. У немецкой модели оказалось больше эффективности.
Одной из сильных сторон вермахта была превосходная коммуникация. Командиры были на месте, цепочка командования была упрощена, и информация поступала в режиме реального времени, что облегчало немедленную поддержку. Великолепны была и силы люфтваффе, военно-воздушный флот немцев, вскоре захвативший воздушное пространство. Устаревшие Военно-воздушные силы Франции не могли с ним тягаться.
Союзные силы никогда не опережали по скорости немецкого противника. Только в конце они поняли, что единственный способ борьбы с Блицкригом — хорошо скоординированное отступление, чтобы исчерпать возможности противника. Но для Франции было уже слишком поздно.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 9 а для немцев 1МВ ужасом не была? загнобили резкого врага в демократическом стиле - получили продуманный авторитарный ответ... 
| -46 В войне главное не победа. Главное – в ней не участвовать. Был СССР и французы об этом знали. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -1 МужикКакойта, ну тут как не странно но я с вами согласен... Война не олимпийские игры... 
| 1 МужикКакойта, вот и ты весь такой же. Всегда за тебя кто то, а ты вечный нытик... 
| 1 МужикКакойта, вот только пока Гитлер планировал нападение на Францию, сами френчи с англами готовили нападение на СССР. Френчи строили аэродромы в Сирии и перебрасывали туда бомбардировщики, англы проводили авиаразведки целей на Кавказе (нефть, порты). Нападение планировалось на конец июня 1940. Только в конце апреля 1940 френчи и англы отказались от нападения от СССР и осознали, что у них война с Германией. Но было уже поздно. 
| 1 МужикКакойта, не участвовать, но оказаться в числе победителей - это так по-демократически. Не участвовать, но по прошествии 80 лет заявлять - мы и без русских хорошо справлялись - из этой же 
| 0 МужикКакойта, И ещё французы не хотели погибать за Англию. 
| 16 "моральный дух французских призывников, подорванный многолетней пропагандой пацифистов и коммунистов, был не лучшим" так я не понял, у коммунистов плохая пропаганда? А кто у СССР был у власти? Там какая пропаганда была? Написал бы короче: Яиц не хватило у легушкоедов! Всё, и статью писать не надо. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Flight54321, в середине тридцатых французский Народный Фронт готовился воевать с фашизмом, но у власти он продержался очень недолго. 
| 3 Как Франция при таком позоре попала в число стран-победительниц? Читал книгу английского дипломата который проработал в Москве все военные годы. Он рассказывает, что когда исход войны уже был ясен, ДеГолль прибыл в Москву для переговоров со Сталиным о включении Франции в число победителей. Сталин не считал Францию достойной и не принимал ДеГолля в течение месяца. Тот приходил в приемную как на работу, ждал и наконец дождался. Сталин принял его и дал себя убедить. Затем Сталин надавил на Англию и Штаты, которые тоже не считали Францию победителем. В итоге была одержана кабинетная победа благодаря напористости ДеГолля и уступчивости Сталина. 
| 3 **единственный способ борьбы с Блицкригом — хорошо скоординированное отступление** Похоже это и был план. Потом подумали и решили сдаваться. А уж после фантазировать чего именно не хватило танцору:) Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 Iscander040575, Могли бы просто написать что СССР не было на стороне Англии и Франции и поэтому продули французы немцам. А в Первой Мировой войне была Российская Империя которая и оттянула на себя значительные силы Германии. А то напридумал не весть чего и танки были не те и пушек было много. 
| 0 bot_1975, И это тоже. СССР, кстати, вовсе не отказывался быть на стороне А-Ф. Но его-то как раз игнорировали. И даже предлагали немножко бомбить. На что надеялись - непонятно. Про танки согласен. 
| 4 странные вопросы и ответы, данные до вопросов. "Почему французы, в 1914-м году не допустившие взятия немцами Парижа, в 1940-м продержались всего несколько недель?" - с 3 сентября 39-го до 10 мая 40-го - почти ДЕВЯТЬ месяцев англосаксы ждали, что гитлерюги пойдут именно туда, куда их толкали эти же англосаксы, то есть на ВОСТОК. Поэтому - ничего не делали, поэтому - наступление на запад немчуры оказалось для лягушатниов "неожиданным" Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Alexxandro, меня больше всего вгоняет в ступор фраза "... в 1914-м году не допустившие взятия немцами Парижа..." Если посмотреть на ход боевых действий в 1914 году, то только плохо подготовленное, но так необходимое союзникам, русское наступление заставило немцев остановиться на западном фронте и перекинуть войска на восточный. В 39-м году такое счастье французы с англичанами сами потеряли, понадеявшись, что Гитлер пойдет на восток. 
| 5 "Его средние и тяжелые танки были на одном уровне с танками противника". У немцев тогда вообще не было тяжёлых танков. Основным немецким танком была танкетка т-2, с 20-мм "пушкой" и бронёй, которая пробивалась всем что было тяжелее винтовки. На втором место по численности была т-1, имевшая лишь пулеметной вооружение. Настоящие танки т-3 и т-4 были в мизерном количестве. В существенном количестве и сопоставимыми с французскими танками (но заметно хуже) были чешские танки LT-38, которые были подарены Гитлеру французами и англичанами. 
| 1 >>> "моральный дух французских призывников..." <<< Моральный дух был невысок по всей Европе. Отрывок из письма чешского мальчика в пражское издательство Orbis. Это одно из 27 тысяч писем чешских детей, выражавших восхищение героизмом немецких солдат, сражавшихся против союзников, присланных на розыгрыши бесплатной подписки "Библиотеки для молодежи”: "Отец часто говорил мне, что немецкие солдаты очень добрые. Во время [Первой] мировой войны немецкий солдат спас ему жизнь, когда на него набросился разъяренный большевик. Дружбу и единство немецкого героя можно увидеть повсюду, поэтому я твердо верю в победу Империи. В этом выпуске рассказывается о мужестве, бесстрашии и товариществе немецких. солдат. Вот почему она мне понравилась. Такая армия должна победить. Жаль, что мы пока не можем принять участие в борьбе с противником на их стороне. Не могу дождаться очередной книжки о храбрых немецких друзьях, которые вдали от своей родины также сражаются за нас, чешский народ. Желаю, чтобы эти журналы выходили чаще! Мне нравится читать героические рассказы о немецких солдатах, сражающихся и не боящихся смерти, за Фюрера, за Великую Германскую Империю и за новую Европу. Это особенно интересно описано в этой книге. Я вообще не мог перестать читать. Еще до того, как я вернулся из книжного магазина, я уже читал книгу по дороге. Теперь я могу объяснить, сколько усилий прилагает немецкий солдат, чтобы защитить Европу от врага. Мы должны помочь ему в этой тяжелой работе по скорейшему прекращению войны. Как часто я слышал по радио, что летчики бомбили большевистские и английские города. Когда-нибудь и я тоже стану пилотом. Мне это нравится, потому что это показывает нам, молодым людям, что дисциплина и дух товарищества могут справиться со всем и что их не сможет одолеть никакое оружие. Да, это вооруженные силы вождя Адольфа Гитлера ..." 
| 0 Гитлер был готов прекратить военные действия в Польше и начать переговоры о территориальном переделе, но англичане этому помешали. Муссолини, сыгравший роль посредника между Англией, Францией и Германией в Мюнхене - он был абсолютно уверен, что именно он тогда "спас Европу" - попробовал вновь сыграть роль миротворца. 31 августа 1939 года Италия предложила созвать 5 сентября международную конференцию с целью пересмотра положений Версальского договора. Обсуждение этого вопроса продолжалось в последующие два дня даже после начала военных действий между Германией и Польшей. 1 сентября 1939 года намерение провести конференцию было поддержано французами, которые занимали более мягкую позицию, чем англичане. Гитлер также не отказался от рассмотрения этого предложения. Последний шанс, возможно, избежать начала Второй мировой войны между англо-французами и Германией был упущен 2 сентября 1939 года, когда англо-французы выдвинули неприемлемые для Гитлера предварительные условия для начала переговоров по польскому вопросу - полный вывод германских войск с уже занятых ими польских территорий. (Французы, впрочем, были готовы удовольствоваться и "символическим выводом".) Новый Мюнхен не состоялся. 
| 1 Не помоги в 1914 году наши французам, те бы Париж в 1914-м то и потеряли, а потом тот же Дюнкерк был бы, капитуляция Франции, а нам с немцами один на один разбирайся. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 yarko, да лягушатниики никакой помощи и не ждали - всё шло совсем по другому: наглосаксы договаривались о гарантиях для гитлера на безнаказанный однофронтовой разбой на востоке и получили такие гарантии - до начала 44-го года. А францию им передали в подарок - тут и подкормиться было чем в плане продовольствия, да и промышленность целехонькая досталась вместе с послушным населением.
Показать новые комментарии (0)levenkool:)
МужикКакойта
osnownoi
balex207
Александр
dmda1999
Буквоед
Flight54321
jadefalcon
Херсонский
Iscander040575
bot_1975
Iscander040575
Alexxandro
GoldMan
Александр
Pluto999
Pluto999
yarko
Alexxandro
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)