Ноябрьские фильмы рассказывают о людях на грани и за гранью нервного срыва; об обществе, находящемся в состоянии гражданской розни, о политических катаклизмах и диктатуре. А еще о нашей способности к сочувствию и взаимопомощи, позволяющей преодолеть и личный, и социальный кризис.

«Атлантида»

Режиссер Валентин Васянович

В отечественный широкий прокат наконец выходит картина, отмеченная наградами как международных, так и украинских фестивалей и киносообществ — от звания лучшего фильма программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля до приза за лучший фильм Одесского МКФ и наград Союза кинокритиков Украины за лучшую режиссуру и лучший фильм.

Действие ленты, посвященное недалекому будущему, разворачивается в послевоенном Донбассе, освобожденном от российских оккупантов и очищенном от сепаратистских банд. Однако победа не принесла мира и процветания этой земле. «Атлантида» описывает край обезлюдевших селений, разбитых снарядами и просто оставленных, заброшенных зданий, закрытых фабрик. Под стать этим пустошам и психологическое состояние местных жителей, разочарованных, ожесточенных, кажется, не способных в полной мере ментально вернуться с полей сражений. Их представителем выступает центральный персонаж, ветеран войны, занятый чуть ли не единственным доступным здесь занятием — поиском тел погибших.

Раскрывая постапокалиптический характер послевоенного существования — очевидно, не слишком зависящего от того, насколько справедливой была война и увенчалась ли победой, — Васянович передает аудитории ощущения наших выживших, уцелевших соотечественников, очевидцев, участников и жертв происходящего на востоке, показывает всю глубину их душевной опустошенности, силу их характера и отчаянную волю к жизни.

«Ночной конвой»

Режиссер Анн Фонтен

Одним из наиболее трудных испытаний, которые могут выпасть на нашу долю, является ситуация, когда наши профессиональные обязанности и общепринятые представления о долге перед своей страной вступают в конфликт с нашими личными представлениями о Добре и Зле.

Персонажей ленты популярного французского режиссера Анн Фонтен, трех парижских полицейских, перед подобной дилеммой ставит задание доставить в аэропорт гражданина Таджикистана, которого ожидает депортация на родину. По дороге стражи закона выясняют, что их подопечному в родных краях грозят пытки и смертная казнь за борьбу с тираническим режимом.

Не желая уподобляться тем своим коллегам, которые в годы нацистской оккупации выполняли приказы правительства Виши, проводя облавы на евреев, герои решают подтолкнуть таджика к побегу — однако не могут втолковать ему свои намерения, поскольку тот не говорит ни на французском, ни на английском. Стоит заметить, что сюжет картины, к сожалению, представляется актуальным и для нашей страны, учитывая существующую и после победы Евромайдана практику отечественных властей бросать политических беженцев в зубы тирании, от которой они надеялись найти убежище на украинской земле.

«Поезд «Киев-Война»

Режиссер Корней Грицюк

Известный дебютной лентой, игровым мокьюментари «2020. Безлюдная страна», Корней Грицюк поставил документальную картину, по сути, посвященную той же проблематике конца света в отдельно взятом государстве. Действие разворачивается в поезде «Киев-Константиновка», своеобразном портале между мирной повседневностью столицы и смятением охваченного войной региона.

Происходящее в вагонах, наполненных вынужденными переселенцами и военными, практически целиком сводится к потоку свидетельств, суждений и споров, подчас несколько сбивчивых и сумбурных, но неизменно пронзительных.

Представленная многоголосица создает выразительный и многоплановый, болезненно узнаваемый образ идеологических борений нашего времени, социальной проблематики, невежества, героизма, душевной стойкости и способности к прощению.

«Еще по одной»

Режиссер Томас Винтерберг

Трагикомедия популярного датского режиссера, соратника Ларса фон Триера по «Догме 95», создателя «Торжества» и «Охоты», посвящена школьному учителю истории средних лет, пытающемуся справиться с одолевающими его бесами профессионального и семейного разочарования.

Вместе со своими друзьями он прибегает к вполне заурядному способу преодолевать тяготы бытия, впрочем, находя этому довольно оригинальное оправдание — герои решают проверить теорию о том, что постоянное 0,5-процентное содержание алкоголя в крови способствует творческой продуктивности и борьбе со стрессом.

И хотя эти пережившие свои лучшие годы люди не обладают теми богатырским здоровьем и психической уравновешенностью, которых требует подобный эксперимент, не для всех из них регулярные возлияния оборачиваются погибелью.

Картину отличает свойственное Винтербергу сочетание психологического реализма и саркастической интонации, при этом она пронизана какой-то светлой меланхолией, самоироничной тоской по беззаботной и амбициозной юности. Впервые фильм был представлен украинскому зрителю в рамках Киевской недели критики.

«Номера»

Во всей истории кинематографа трудно подобрать аналог обстоятельствам создания этой картины, один из сорежиссеров которой находился в заключении и обсуждал со своим коллегой детали постановки, подбор актеров, сценарий и декорации в переписке, чья оперативность серьезно страдала от произвола тюремной администрации.

Результат столь трудного сотрудничества был неоднозначно воспринят аудиторией, известно, что самому Олегу Сенцову фильм не пришелся по вкусу. В самом деле, нарочитая театральность повествования то и дело оборачивается театральностью невольной, с досадным переигрыванием и статичными мизансценами.

Вместе с тем, при всех недостатках исполнения, сама идея обыграть на киноэкране театральную условность воспринимается как любопытный и необычный для отечественного кино опыт, а ряд актерских работ, в первую очередь, сыгравшего главную роль Евгения Черникова, относятся к числу не столь частых исполнительских удач.

В первую же очередь картина примечательна драматургической основой, предлагающей столь актуальную для отечественных реалий притчу о природе диктатуры, неизменно тяготеющей к воспроизведению религиозных культов, обожествлению лидера и собственно театрализованным ритуалам (к которым ее лидеры относятся с насмешливым пренебрежением), с психологически точной расстановкой характеров в замкнутом пространстве, воспроизведением их поведения в стрессовой ситуации, исследованием нашей готовности к подчинению и способности к бунту.

«Земля голубая, как апельсин»

Режиссер Ирина Цилык

Еще один, уже документальный, фильм о происходящем на востоке Украины, не только ставший событием отечественной культурной жизни, но и получивший определенный резонанс за рубежом. Полнометражный дебют поэта и режиссера Ирины Цилык стал одной из наиболее заметных украинских лент о людях, в чью повседневность вошла война — и стала ее неотъемлемой частью.

В центре повествования: семья многодетной матери-одиночки из Красногоровки, для которой возможностью оправиться от пережитого во время обстрелов и преодолеть тревогу из-за постоянной опасности возобновления боевых действий является творческая реализация.

Одна из дочерей героини отправляется в Киев, чтобы учиться на кинооператора, и начинает снимать фильм о периоде боев за родной город — о долгих часах, проведенных в подвалах, хлипкой защите во время артиллерийского урагана, о родственниках, в чьи дома попали снаряды, о способах справиться с нехваткой продовольствия и лекарств, о причинах, побуждающих людей оставаться в осажденном городе, а не искать спасения в чужом краю.

Картина Цилык, получившая приз за лучшую режиссуру на главном американском кинофестивале «Санденс», а также ряд наград на европейских смотрах документалистики, уже знакома украинским фестивальным завсегдатаям — на фестивале Docudays UA она получила главные награды как в национальном, так и в международном конкурсе, на МКФ «Молодость» была выбрана фильмом-закрытием.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.