Одно из классических «что, если бы» в истории Второй мировой войны связано с тем, как вторгшиеся в июне 1941 года в Советский Союз немцы могли добиться быстрой победы в ходе операции с кодовым названием «Барбаросса» — и была ли у них такая возможность. Гитлер определенно верил, что была. Он утверждал, что достаточно «выбить дверь», и тогда «вся прогнившая конструкция» коммунистического режима Сталина рухнет. Во многих отношениях «Барбаросса» была поразительно успешной операцией. Немцы застали русских врасплох, всего за несколько недель продвинулись вперед на сотни километров, уничтожили и взяли в плен несколько миллионов советских военнослужащих и захватили территорию, на которой проживало 40% населения СССР, а также большую часть его угледобывающей, металлургической, алюминиевой и оборонной промышленности. Но в ходе этой операции не удалось выполнить главную задачу: захватить Москву. Что пошло не так?
Некоторые историки в качестве причины называют решение немцев наступать по трем направлениям: на юге на Украину, на севере на Ленинград, а в центре на Москву. Но у вермахта было достаточно сил, чтобы обеспечить все три наступления. А то, что Германия быстро разгромила столько советских армий, свидетельствует о разумности принятого решения. Другие указывают на августовское решение Гитлера забрать из наступавшей на Москву под командованием фельдмаршала Федора фон Бока группы армий «Центр» большую часть танков и перебросить их на юг, чтобы помочь в окружении и пленении советских армий под Киевом. Ликвидировав 26 сентября киевский котел, немцы захватили 665 000 солдат противника, более 3 000 артиллерийских орудий и почти 900 танков. Но из-за этого до начала осени пришлось отложить проведение крупных наступательных операций против Москвы. Многие историки утверждают, что это был роковой просчет.
Однако, как отмечает историк Дэвид Гланц (David Glantz), в таком сценарии игнорируется одно важное обстоятельство: что могли сделать советские армии под Киевом, не попади они в окружение. Кроме того, в нем слишком много переменных, и поэтому такой сценарий кажется слишком гипотетическим. Поэтому лучше всего ограничиться «минимальной переделкой» истории, сосредоточившись на последней попытке немцев захватить Москву в ходе наступательной операции под названием «Тайфун».
Вот как могла пройти операция «Тайфун».
С началом операции группа армий «Центр» имеет значительное превосходство над обороняющими Москву советскими войсками. В ее распоряжении 1,9 миллиона человек личного состава, 48 000 артиллерийских орудий, 1 400 самолетов и 1 000 танков. У Советов всего 1,25 миллиона человек (многие из них практически не имеют опыта ведения боевых действий), 7 600 артиллерийских орудий, 600 самолетов и около 1 000 танков. Но кажущееся равенство по количеству танков обманчиво, потому что подавляющее большинство советских машин — устаревших моделей.
В начале операции группа армий «Центр» железным катком прокатывается по войскам противника. За несколько дней она окружает 685-тысячную группировку советских войск между Брянском и Вязьмой примерно в 160 километрах от Москвы. Незадачливые русские с тоской смотрят в небо в ожидании осенних дождей. Это сезон распутицы — «время без дорог». В этот период сильные дожди превращают поля и грунтовые дороги в непролазное болото. Но в этом году погода не приходит русским на выручку, а к концу ноября земля от мороза так сильно затвердевает, что мобильность немцам обеспечена. Благодаря титаническим усилиям немецкого тыла группа армий «Центр» продолжает наступать прямо на Москву.
Встревоженный сталинский режим эвакуирует органы государственной власти, перебрасывая их на 650 километров на восток в город Куйбышев, находящийся к северу от Каспийского моря. Он также эвакуирует миллион москвичей, готовится взорвать Кремль, чтобы не оставлять его немцам, и планирует перевезти мавзолей Ленина в безопасное место. Сталин один остается в Москве до середины ноября, когда в город входят первые немецкие войска. Подчиняясь приказу Гитлера, Федор фон Бок окружает Москву вместо того, чтобы взять ее в ходе уличных боев. Но советские войска отходят, чтобы не стать жертвой очередного катастрофического окружения. 30 ноября, спустя ровно два месяца с начала операции «Тайфун», наступает ее кульминационный момент, и немцы захватывают Москву.
Исторически вышеуказанный сценарий корректен во многих отношениях. Три существенных отступления от него — это отсутствие распутицы (она была и замедлила немецкое наступление на две очень важные недели), прямое наступление на Москву (после победы под Вязьмой и Брянском войска часто отвлекались на выполнение второстепенных задач, что было серьезной ошибкой) и, конечно же, захват самой Москвы.
Но могло ли падение Москвы означать разгром Советского Союза? Наверняка нет. В 1941 году были захвачены очень многие крупные советские города, огромная часть очень важных источников сырья, а армия потеряла четыре миллиона человек. Но страна продолжала сражаться. У нее была обширная и постоянно растущая промышленная база к востоку от Уральских гор, где немецкие войска никак не могли ее достать. А Иосиф Сталин был одним из самых безжалостных руководителей в мировой истории. Он бы ни в коем случае не поднял вверх руки из-за утраты одного города, пусть даже самого престижного.
В сценарии о захвате Москвы также не учитывается то обстоятельство, что на фронт прибыли 18 дивизий из Сибири — свежие, хорошо подготовленные и оснащенные для ведения боевых действий зимой. Ранее они находились на Дальнем Востоке, защищая страну от возможного японского вторжения, однако один советский разведчик передал Сталину достоверную информацию о том, что Япония развернет свои войска на юг, в сторону Голландской Ост-Индии и Филиппин. Поэтому появилась возможность перебросить восточные дивизии под Москву. Появление этих войск стало неожиданностью для немцев, а внезапное советское контрнаступление в начале декабря 1941 года вызвало крупный военный кризис. Командиры фронтовых войсковых формирований были неприятно удивлены и встревожены. Они призвали организовать временный отход, чтобы укрепить немецкую оборону. Однако Гитлер ответил отказом и приказал удерживать захваченные рубежи и наступать. Им бы удалось это сделать, но немецкие войска были растянуты вплоть до Москвы и скованы боями с ее защитниками. Так что наступление в таких условиях было невозможно. Как это ни парадоксально, но кажущийся триумф немцев в виде взятия Москвы вполне мог обернуться катастрофой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 11 Наполеон ее уже взял один раз, надо было уже тогда выводы делать... 
| 14 Читать даже не стал! Твари! Не смейте даже думать об этом! Мы бы вас все равно порвали! 
| 13 Как они мечтают переписать историю....... Ублюдки! 
| 6 Сибирских и дальневосточных дивизий было 30 ( тридцать ). Прибывшие в Москву 18 дивизий стали первым эшелоном , которого оказалось достаточно для разгрома Германии. Напрасно западная пропаганда аппелирует к внезапности внесенного ими перелома. Эту битву СССР все равно бы выиграл. Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| -46 Вышиватник, А если бы у немцев в 41 был на вооружении Тигр? Пронесло и слава Б-гу! 
| 0 sergy, а если бы в РККА в 41-м были не БТ, а Т-34/85 с полностью обученными экипажами, и Ил-2, Ла-5 и Як-3, а не И-15 и И-16? 
| 0 sergy, А если б у СССР была атомная бомба...? 
| 0 sergy, если бы у бабушки был бы член! 
| 0 sergy, В СССР уже делали тяжелые танки. А в Германии нет, хотя технологии позволяли их сконструировать. Это был политический просчет, который и спас СССР от поражения. Напомню. В СССР было 25 тысяч танков перед войной. И они все были уничтожены. Но их гибель дала стране время перестроится и победить. А с тяжелыми немецкими танками так бы не получилось. 
| 0 sergy, напомню, что 25 тыс ЛЕГКИХ танков было всего ВЫПУЩЕНО, а не всего БЫЛО в наличие. Считать надо ГОТОВЫЕ К БОЮ танки, а не находящиеся в ремонте или под списанием, а то и давно списанные. Так же далеко не все они были уничтожены, последние использовались уже после ВОВ в войне с Японией. На западном фронте после 41-го БТ использовались в основном для разведки. 
| 0 realAVA, Это мнение Исаева. И он не одинок в нем: 'В доказательство приведем сведения из работ современных историков. Р. Иринархов в книге «Красная Армия в 1941 году» пишет, что к началу войны в Красной Армии имелось 23 815 танков и 5242 бронеавтомобиля (с.164). М. Барятинский на с. 6 книги «Танки СССР в бою. 1919–2009» приводит табличку с численностью танкового парка СССР в разные годы. Из нее следует, что на 1 января 1941 года в Красной Армии числилось 23 367 боевых машин. Если к этой цифре прибавить общий выпуск танков в первом полугодии 1941 года, равный 1800 штук (там же, с. 11), то выходит общая цифра в 25 167 танков.' Проблема была не с ремонтом. У советских танков в начале войны была плохая связь, плохая обзорность и слабая логистика. То есть, топливо уничтожалось авиацией и танк не мог дальше воевать. Исаев считает , что сами танкисты были в большинстве грамотными и смелыми бойцами. На основе анализа их боев, очевидно. 
| 0 Вышиватник, добавлю, что окружить Москву бы не получилось еще и потому, что Тула не сдалась. Город Гудериан в результате обошел, но защитники вышли из города и нанесли удар по его коммуникациям - чуть было не окружили самого окружающего. Тверь взяли, но дальше с севера окружать Москву - там и сейчас окружных - "полторы дороги". В результате атаковать приходилось в лоб и очень жестокие бои были до самого Дмитрова. Посмотрите на карту, до Сергиева Посада ничего бы не поменялось. И линия Сергиев Посад - Тула - это только половина работы по окружению Москвы - Еще перерезать Каширское, Рязанское, Егорьевское и Горьковское шоссе. Короче, продолжи фрицы движение, они такой бы раскорякой встали. Реально натягивании совы на глобус. Наши потому под Москвой без оперативной паузы и ударили, что было ясно, что фрицы вот-вот сами смоются. Они и смылись. Не получилось в тот раз хорошенько взгреть. Не умели еще. 
| 0 Alex81, причем тут умели-неумели? Не надо выставлять наших военачальников кончеными болванами. Что можно было сделать наличными средствами, то сделали. 
| 9 Немцы стремились захватить Москву вовсе не ради деморализации Сталина или взятия очередного крупного города. Москва была и есть важнейший транспортный узел, соединяющий как север и юг страны, так и восток с западом. Все дороги ведут в Москву, как ж-д, так и асфальтовые. Достаточно на карту посмотреть. Захват Москвы полностью парализовал бы весь Западный фронт. Потому её так и защищали, не только из-за статуса столицы - это было второстепенно. 
| 9 Во многих отношениях «Барбаросса» была поразительно успешной операцией. _______________________________________________________________________________________________________________________________ Успешной? Ну-ну. "Поразительно успешная операция" в итоге привела фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции, Гитлера - к самоубийству, его соратников – на виселицу. Не забывайте об этом, наследники нелюдей. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Жукомух, на ваш комментарий "Alex81, причем тут умели-неумели? Не надо выставлять наших военачальников кончеными болванами. Что можно было сделать наличными средствами, то сделали." (по поводу того, что под Москвой фрицев не взгрели потому что не умели еще). К "наличным средствам", как вы правильно выразились, относился и командный состав РККА. И неграмотных командиров отсеивали еще весь 1942 год. Тут нет ничего особенного - не все командиры были готовы к современной войне. Тот же процесс отсеивания происходил и у немцев, только по большей части они его провели в тепличных условиях в Европе. ПРИМЕР, с нашей стороны Гудериана должна была "ловить" свежая 10-я армия под командованием Голикова. Голиков командовал неудачно, получал много нареканий от Жукова, что не использует маневр, не бережет солдат. И при этом еще до 1943 года он командовал войсками. Только тогда его уже окончательно перевели на штабную работу. Это я не к тому, что командиры были некуда негодные. Это я к тому, что ВСЕМ армиям не хватало для той войны командиров. Немцы, конечно, были ученые, в лучшем положении. К 1944 наши командиры и солдаты - однозначно, Лучшие в Мире. ... но не в начале войны. Надо адекватно оценивать себя. 
| 0 Alex81, все понял, аргумент принимается. Я просто выступил против обобщений - мне изначально показалось, что в неграмотные вы записали всех скопом. 
| 9 А то, что Германия быстро разгромила столько советских армий, свидетельствует о разумности принятого решения _______________________________________________________________________________________________________________________________ Германия уже в июле под Смоленском по причине тяжелейших потерь остановила наступление и впервые за всю вторую мировую перешла к обороне. Неудобная правда, да, нацистики? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| -5 Жукомух, Потери были настолько тяжелые, что немцы с такими потерями наступали до конца ноября!!) 
| 0 vad-user, это попытка потроллить? Да, потери были настолько тяжелые, что немцам пришлось заново комплектовать некоторые дивизии. Наступление возобновилось только спустя 2 месяца. 
| 0 vad-user, есть все основания предполагать, что уже на начальном этапе войны немцы свои потери занижали. Думали, что "победа всё спишет". Не прокатило... 
| 0 Жукомух, Причины были другие, Гитлер настаивал 
| 3 Афтар душевно переживает за таких же нацистов как он сам и отрицательно настроен с сталинскому режиму. 
| 3 Ну совсем не обучаемые, как мазохисты ,им так нравится все время жить с памперсом в штанах.Все время запугивая самих себя.Все не могут понять, слабая Россия или нет, все не верится ,что не по зубам европейским героям 
| 7 Что было бы если бы во рту росли грибы. Насколько всем известно, перед своей смертью Адик своими трясущимися цапками на фронт гитлерюгенд отправлял, потому-что всех папиков этих детишек на Восточном фронте поубивали.
Показать новые комментарии (0)meyer74
Ольхон
Ольхон
Вышиватник
sergy
realAVA
Colas Breugnon
ger.neufeld
sergy
realAVA
sergy
Alex81
Жукомух
drackul
Жукомух
Alex81
Жукомух
Жукомух
vad-user
Жукомух
Alex81
peppermint48
ghjhf2007
konstantinhab
Serg.ham
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)