Москва считает себя мировым флагманом в области распознавания лиц. Столичные власти еще год назад заказали 258 серверов, 105 компьютеров и систему хранения данных объемом девять петабайт на сумму 1,2 миллиарда рублей. Это делает возможным широкомасштабный мониторинг по всему городу.

В общественном транспорте тоже активно внедряется система распознавания лиц. В 2020 году столичная мэрия и московский метрополитен объявили тендер на поставку технического оборудования на сумму почти 39 миллионов евро. 232 станции метро уже оборудованы примерно пятью тысячами камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц.

Пока что эти технологии направлены прежде всего на повышение безопасности в московском метро, которое в прошлом уже не раз становилось целью террористических атак. В будущем система распознавания лиц, по словам заместитель мэра Максима Ликсутова, должна также способствовать более быстрому проходу в метро. «Представьте — турникет просто распахивает перед вами створки», — прорекламировал отвечающий за транспорт в столице чиновник новую «фантастическую» технологию. Бумажные билеты на одну или несколько поездок заменит информация в базе данных метрополитена, где будут сохранены данные банковской карты, а также фотография пассажира. Когда человек будет подходить к турникетам, двери будут открываться автоматически, а сумма за проезд сама спишется с карты.

Флагман в области распознавания лиц

Пока такая технология массово не реализована нигде в мире, но в Москве эта система уже тестируется, сказал Ликсутов. «Постараемся уже весной следующего года сделать по одному турникету с такой функцией в метро на каждой станции», — пообещал он.

Потенциально такая технология сможет существенно ускорить движение потока пассажиров перед входами на станции. Для московского метро, пассажиропоток которого достигает 9 миллионов человек в день, это немаловажно. Именно в часы пик перед входом образуются большие очереди. Хотя поезда в это время ходят с интервалом 1,5 минуты, на загруженных станциях проход до платформы может занимать до получаса. Из-за «пробок» у турникетов и эскалаторов теряется время.

Какая компания получит заказ на поставку системы, Ликсутов пока не сообщил. Крупнейшие заказы на оборудование для мониторинга ранее получала московская высокотехнологичная компания Ntechlab, акционером которой является в том числе государственный гигант отрасли — корпорация «Ростех».

Ntechlab — один из мировых лидеров в области распознавания лиц. Даже при плохой видимости и частично закрытом лице алгоритм работает с высокой точностью, подтвердил генеральный директор компании Александр Минин. В случае с турникетами такая высокая точность не нужна, поскольку станции хорошо освещены, а пассажиры смотрят прямо в камеру. Эдуард Костырев, исполнительный директор компании Faceter Russia, также занимающейся системами распознавания лиц, оценил расходы на внедрение системы всего в 250-300 тысяч евро.

НПО подает иск против московских властей

Но действительно ли это ускорит движение потока, зависит от скорости работы системы. Для целей мониторинга система должна за 30 секунд распознать лицо нарушителя и передать информацию о местонахождении наряду полиции.

«Технология, которая на 30 секунд задержит открытие турникета, приведет к недовольству пользователей и столпотворению людей у турникетов», — рассказывает руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов газете «Коммерсант». Кроме того, необходимо гарантировать, что система распознавания лиц работает правильно, чтобы не спровоцировать дальнейшее недовольство, если кого-то неоправданно не пропустят, добавил он.

Специалисты по защите данных также настроены скептически. НПО «Роскомсвобода» на прошлой неделе подала иск против мэрии Москвы из-за неограниченного применения алгоритмов распознавания лиц в системе мониторинга и потребовала компенсации за утечку данных.

Московский метрополитен в этом проблемы не видит. Как там отметили, система добровольная. Кроме того, там заверили, что идентификация занимает всего «несколько секунд». Так проход становится быстрее, чем через прикладывание билета или смартфона к считывателю.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.