Ему только что исполнилось 50 лет, и у него тоже бывали тяжелые времена, но теперь, когда автомобиль Lada перевалил за отметку в полвека, у него все еще есть множество преданных поклонников.

12 сентября любители этого классического советского автомобиля — первые машины сошли с конвейера в 1970 году — собрались у стен Кремля, чтобы воздать должное этому угловатому и крепкому продукту социалистического автопрома.

Некоторые пришли в одежде, относящейся в различным периодам советской истории, чтобы отдать дань уважения той роли, которую Lada сыграла в жизни миллионов людей на территории бывшего Советского Союза и за его пределами.

Lada — мечта советского автомобилиста

Автомобиль Lada впервые выехал на дорогу в 1970 году и очень скоро стал предметом мечтаний советских автомобилистов. Но плановая советская экономика не была ориентирована на удовлетворение потребительского спроса. Обычный человек мог годами ждать, чтобы получить машину своей мечты.

И когда машину все же получали, с ней обращались очень бережно. В дефиците были не только сами автомобили, но и запчасти к ним. Кроме того, как и во многих других странах, всегда существовал риск пропажи с припаркованного автомобиля любых деталей, которые с него можно было снять.

В Советском Союзе одной из таких деталей были резиновые накладки на дворниках лобового стекла. Обычно их хранили внутри автомобиля и прикрепляли только в случае необходимости. Однажды я сам видел, как один водитель выскочил из машины, стоявшей в пробке, чтобы прикрепить резиновые накладки на дворники, когда на Москву внезапно обрушился сильный летний дождь.

Уступила ли Lada первенство импортным автомобилям?

Как бы нежно их ни любили, после краха советской системы те чувства, которые россияне испытывали к автомобилям марки Lada, охладели. В 1990-х годах Россия открыла свои границы и свою экономику беспрецедентному количеству западных потребительских товаров, включая автомобили.

Еще совсем недавно подавляющее большинство автомобилей на советских дорогах были машинами, произведенными в СССР, и вдруг их число заметно уменьшилось, когда российские автомобилисты начали отдавать предпочтение импортным маркам. К 2014 году, как сообщила газета Moscow Times, «только один из 20 владельцев Lada сказал, что он рекомендовал бы эту машину своим друзьям и коллегам».

Автомобили Lada перестали пользоваться спросом и на тех иностранных рынках, на которые они успели выйти. В 2018 году издание Independent сообщило, что на дорогах Великобритании осталось всего 179 автомобилей Lada, хотя в 1990-х годах их было около 130 тысяч. Однако в более новой статье издания Guardian рассказывается о сохраняющейся популярности этих машин на Кубе, куда они попали в эпоху солидарности социалистических стран.

Почему в России все еще любят автомобили Lada

Чтобы ни говорили ворчливые автомобилисты, в 2014-м году автомобили марки Lada «занимают более 20% российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей», о чем говорится в пресс-релизе компании, посвященном итогам продаж в августе 2020 года.

Но почему в России до сих пор любят Lada? Конечно, просится простой ответ: любой автомобиль, способный пережить 50 знаменитых суровых российских зим и полвека печально известного бездорожья, по-настоящему достоин уважения.

Но здесь есть кое-что еще. Согласно результатам опроса, проведенного «Левада-центром» в марте 2020 года, 75% россиян считают, что советский период был лучшим периодом в истории их страны (хотя только 28% прошенных хотели бы вернуться на тот путь, которым следовал Советский Союз). С момента краха коммунистической системы прошло почти 30 лет, а Россия все еще испытывает определенную ностальгию по отношению к своему советскому прошлому.

Таким образом, любовь к автомобилям Lada — главному символу советского автопрома — это один из способов предаваться ностальгии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.