Вандал — «человек, совершающий действия, характерные для жестоких дикарей». Так звучит третье значение слова «вандал» в словаре Королевской испанской академии. Второе значение слова «вандализм» зафиксировано так: «Стремление разрушать, которое затрагивает как священное, так и светское». Как из-за дурной славы вандалы стали синонимом всего разрушительного?

Их образ, сохранившийся в коллективной памяти, намного страшнее, чем воспоминания об остальных германских народах-завоевателях IV и V веков. Вандалы кажутся хуже, чем гунны или татаро-монголы, более поздние завоевания которых привели к большему насилию и числу жертв. Действительно, история сыграла с вандалами злую шутку, так как они совсем не заслужили такую дурную славу.

Древние скандинавы

Происхождение племени вандалов — скандинавское побережье Балтии. Например, монарх Швеции носит титул короля готов и вандалов. Незадолго до нашей эпохи вандалы ушли на юг, осели на территории нынешней Польши и восточной Германии, стали одним из восточногерманских племен и практически никак не были связаны с Древним Римом. На самом деле вандалы были объединением нескольких племен, среди которых выделялись две ветви — силинги и асдинги.

Вандалы, находясь в постоянном конфликте с готами и другими народами, продолжали спускаться, стараясь обосноваться на берегах Дуная. В конце III века они столкнулись с римлянами, однако уже в IV веке им удалось договориться и получить некоторые районы поселения.

На новом месте вандалы приняли арианскую версию христианства. В те годы о вандалах говорили с уважением, их считали простыми, храбрыми и суровыми людьми. Большинству германских народов была известна их добродетель.

Жизнь племени радикально изменилась с приходом гуннов, которые в конце IV века вытеснили их и другие народы на запад. Как писал в хронике епископ Григорий Турский (Gregorius Turonensis), 31 декабря 406 года вандалы, воспользовавшись тем, что всем известная река Рейн замерзает, вместе с некоторыми союзниками из аланов и свевов пересекли границу Галлии.

Племена сокрушили оборону римлян и их союзников франков. Именно тогда у вандалов появился первый король — Годагисл, который погиб в битве после перехода через реку. Власть унаследовал его сын Гундерих, которого после трех лет странствий и грабежей в Галлии римляне и их союзники вытеснили на Пиренейский полуостров.

Аланы, свевы и вандалы-асдинги осели в западной и центральной части Пиренейского полуострова, а вот вандалы-силинги поселились в провинции Бетике. На протяжении этих лет на племена нападали вестготы, которые пытались подчинить их Древнему Риму в качестве федеративной общины. В обмен на территорию варвары несли военную службу в римских легионах, платили им налоги и отдавали урожай.

Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами и закрепились на юге полуострова

В результате постоянных нападений аланы были разгромлены. После смерти короля они объединились с вандалами, правители которых провозгласили себя и королями аланов. Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами, закрепились на юге полуострова и провозгласили своей столицей Испалис (сегодняшняя Севилья). Там умер Гундерих, которого сменил его брат Гейзерих около 428 года.

Конечно, в те годы на Пиренейском полуострове, как и в Картахене вандалы часто грабили и разрушали. Они нападали так же, как и другие германские племена, которые пересекали эти же земли. Однако решительный сторонник монархии вестготов святой Исидор Севильский (San Isidoro de Sevilla), сыгравший важную роль в процессе их перехода в католицизм, противопоставлял их вандалам, которые никогда не отказывались от арианства.

Карфаген и разграбление Рима

Вандалы, проведя на полуострове около двадцати лет, переселились в Северную Африку. Согласно источникам, всего их было 80 тысяч, из них — 15 тысяч воинов. Вандалов пригласил губернатор римской провинции Бонифаций, который хотел объединиться с ними для ведения внутренней борьбы с другими представителями римской знати за центральную власть в империи.

Весной 429 года во главе с Гейзерихом вандалы пересекли пролив, отправившись из Тарифы в Сеуту. Вскоре Бонифаций, урегулировав споры с руководством Рима, дал вандалам понять, что больше в них не нуждается. Однако германское племя не вернулось в Испанию. Более того, в конечном итоге они быстро завоевали всю провинцию Карфаген — сегодняшнюю территорию побережья Марокко и Алжира, а также всего Туниса.

В 430 году на пути к Карфагену вандалы осадили Гиппон-Регий (сегодня Аннаба в Алжире), где один из основателей римско-католической церкви святой Августин был епископом. После трех месяцев осады святой умер в лишениях. Во многом из-за его смерти вандалы стяжали дурную славу.

Когда они покорили западную часть Северной Африки, в 435 году император Валентиниан III решил уступить ее официально в качестве федеративной общины. Однако четыре года спустя Гейзерих нарушил договор и завоевал старый Карфаген, куда прибыл римский флот. Захват города не означал разрушения зданий или памятников, потому что Гейзерих намеривался там поселиться.

С этого момента вся провинция, житница Карфагена, оказалась в руках вандалов, которые заставляли платить за пшеницу и создали зависимость, злившую римлян. Однако более важную роль играло то, что вандалы полностью подчинили морское судоходство в Западном Средиземноморье.

Вандалы были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена

Вандалы намеревались покорить Корсику, Сардинию, Сицилию и Балеарские острова. Для слабой экономики умирающей Западной Римской империи это был приговор. Словно пираты, вандалы грабили побережья региона и перекрывали и без того уязвимые пути сообщения Средиземного моря, что наносило удар по Восточной Римской империи.

Фанатичное арианство — еще одна характерная черта королевства вандалов. Они были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена. У католиков отбирали имущество, их ссылали, а порой убивали.

Разграбление Рима Гейзерихом в 455 году стало еще одной позорной страницей в истории племени. Вандалы, воспользовавшись тем, что императора Валентиниана III, с которым Гейзерих заключил соглашение, убили и в городе царил хаос, поднялись по Тибру на сотне кораблей и вторглись в Рим.

Папа Римский Лев I Великий попытался использовать ту же хитрость, которая сработала с царем гуннов Аттилой тремя годами ранее, а именно убедить его не грабить столицу. И хотя Гейзерих согласился сохранить церкви и общественные здания, а также пообещал не убивать, вандалы унесли огромные богатства и взяли заложников.

Вестготы уже грабили Рим в 410 году в течение трех дней. Несмотря на такой короткий срок для жителей Рима это событие стало гораздо более шокирующим и жестоким, так как многие погибли, а городу был нанесен значительный урон. Почему же считают, что вандалы нанесли более серьезный ущерб, чем вестготы? Причина — то унижение, которое испытал Лев I Великий.

После грабежей и Рим, и Византия безуспешно пытались вернуть свои богатства. В 474 году Восточная Римская империя подписала с вандалами вечный мир, признав их суверенитет над завоеванными землями.

Начало упадка

Гейзерих умер в 477 году. Он превратил королевство в великую державу Западного Средиземноморья. Вандалы, как и остальные германские племена, в значительной степени романизировались. Однако они хотели сохранить сегрегацию коренного населения и не принимали смешанные союзы. Кроме того, вандалы завоевали лучшие земли, изгнав из них римских губернаторов, и жестоко преследовали католиков.

Безусловно, ключевые должности в королевстве находились в руках исключительно ариан, которые были единственными, кто имел право носить оружие. Поэтому число служащих в армии не увеличивалось. Такую политику всегда враждебно воспринимали как местная знать, так и многочисленное коренное католическое население, которым вандалы уступали по численности.

С другой стороны, часто остро стоял вопрос о престолонаследии среди представителей знати вандалов, из-за чего происходили внутренние чистки. Королевство вандалов — колосс на глиняных ногах, ведь оно утвердилось в регионе благодаря слабости Рима, а не собственной силе.

Преемники Гейзериха продолжали эту политику. Им приходилось бороться с берберами, которые все чаще стали на них нападать. Однако из-за падения Западной Римской империи, а также войн Византии и готов вандалам не приходилось защищать другие границы. И все же из-за натиска остготов им пришлось уступить Сицилию. Король вандалов Тразамунд заключил союз с этим племенем, чтобы остановить территориальное расширение Византии.

Важную роль продолжал играть религиозный аспект. Благодаря более или менее терпимому отношению к католикам и духовенству вандалы могли рассчитывать на помощь местного населения, которое поддерживало одну группу знати, а не другую.

В 523 году королем вандалов стал Хильдерих, который получил образование в Константинополе и был дружен с императором Юстинианом. Хильдерих, разорвав союз с готами и заключив его с Византией, вернул католикам права и собственность. Такое решение было радикальным, поэтому поражение от берберов стало поводом для того, чтобы его кузен фанатик-арианец Гелимер сверг Хильдериха в 530 году. Гелимер стал последним королем вандалов.

Юстиниан воспользовался этим. В 533 году византийский император под предлогом восстановления власти Хильдериха, которого вскоре казнил Гелимер, направил военачальника Велисария. Он высадился в 15 км от Карфагена с примерно пятнадцатью тысячами воинов. Ему повезло, что вандалы направили лучших воинов для подавления восстания на Сардинии.

В результате византийцы одержали победу в битве при Дециме, а вскоре после этого снова победили при Трикамаре. Когда королевство пало, Гелимер попытался бежать в Испанию, однако оказался в ловушке и в конце концов спрятался в горах внутри страны. Год спустя Гелимер сдался Велисарию, так как тот обещал относится к нему достойно.

Его доставили в Константинополь и, согласно договоренности, Гелимер прожил достойно до смерти, не отрекшись от арианства. Лучшие воины вандалов вошли в ряды византийской армии и оказались на границе с Персией.

Северная Африка, включая крепость Тарифы на Пиренейском полуострове, стала провинцией Византии, чему было радо католическое население. Трофеи Рима отправились в Византию. Год спустя из провинции Карфаген Юстиниан, пытаясь восстановить всю древнюю империю, начал завоевывать Сицилию и Италию.

В XVIII веке епископ назвал разрушение аббатств во время Эпохи террора «вандализмом»

Популярность понятия «вандализм»

Спустя столетия в 1794 году епископ блуаский восторженный защитник Французской революции Батист-Анри Грегуар (Baptiste-Henri Grégoire) уловил историческую неприязнь к вандалам. Он назвал «вандализмом» разграбление и разрушение монастырей и аббатств, совершенное населением в бурный период Эпохи террора.

Спустя годы в результате конфискации церковной собственности во времена либеральных революций такие же нападения происходили в различных частях Европы. Поэтому понятие «вандализм» с этим же значением появилось в остальных европейских языках.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.