«…Продаем

Или в карты проиграем

Людей… не негров… а таких,

Крещеных… но простых».

Т. Г. Шевченко. «Кавказ».

На первый взгляд может показаться, что на фотографии — разрушенный памятник «колонизаторам» или «расистам» во время протестов Black Lives Matter. Но нет. Это Львов, парк «Высокий замок», и это памятный камень Яну ІІІ Собескому в честь победы над татарским войском под Львовом в 1675 году.

О сознательном осквернении, конечно, речь не идет, просто каждый пишет себе, что хочет, а всем вокруг как-то фиолетово. Стоит себе камень, да и стоит. Первичной надписи уже почти не видно, и это не удивительно — еще Франц Иосиф, наш любимый колонизатор, любовался возле этого камня видом на Жовковский пригород. За столько лет могло и затереться.

Во Львове сохранилось немного памятников с тех времен. Большинство забрали в Польшу, освободив место сначала для советских, а потом и для современных украинских. Но если изменения, которые происходили в прошлом веке, имели какое-то идеологическое основание, говорили что-то об актуальной власти, то нынешняя ситуация практически лишена логики.

Рядом, в том же «Высоком замке», стоит еще один камень, свежий, в честь взятие замка отрядами Максима Кривоноса. Он ухожен, а надпись на нем читаема. И эти два камня (то есть их состояние) говорят о современной исторической политике больше, чем длинные текстовые полотна маститых ученых.

Итак, о логике. Если памятный знак Яну ІІІ Собескому «идеологически правильный», то он не должен так выглядеть. Его следовало бы по крайней мере отмыть от тех сердечек. Если же нет (есть же у нас, во Львове, предостережение относительно «польского присутствия»), то пора что-то делать с памятником другому спасителю Вены Юрию Кульчицкому. Та же эпоха, тот же враг, просто один — король, а другой — казак. Мы же как будто переосмысливали советское идеологическое наследие? Классовую борьбу, роль элит и тому подобное. Мы же «за» стратегическое партнерство в рамках «Люблинского треугольника», это совместная украинско-польско-литовская военная бригада имени князя Острожского.

Или если Кульчицкий нужен только для того, чтобы продавать больше кофе, и это вопрос маркетинга, то Собеский может помочь с реализацией сигарет и водки…

И возвращаясь к вандализму и движениям Black Lives Matter. Это просто прекрасно, что в украинском социуме есть разные мнения по этому поводу. Кто-то «понимает» угнетенных, кто-то «клеймит» вандалов. Единственное, что настораживает — это отсутствие аналогий с современной Украиной. Если кто-то сносит символы, это должно нам быть близко и понятно. Если кто-то рассказывает о веках эксплуатации, это же наша тема. Как же так получается, что одни и те же люди сначала говорят, что «поляки и Москва на протяжении веков нас эксплуатировали и поэтому мы отстали», а потом, что «белые дали миру все, а черные теперь требуют халявы»? Получается, шевченковское «мы же не негры, не рабы» — это не просто поэтическая строка, это наше национальное кредо. И логика здесь не обязательна.

Там пишут «расист» на памятнике, а у нас «здесь был Ваня» на руинах старого костела (это в лучшем случае, в основном пишут другое слово, которому нас научили «советы»). И кто более дикий после этого?

P. S. Не будет ничего удивительного в том, что курган Люблинской унии в «Высоком замке» когда-то сроют или просто разрушат без всякой цели. Его срочно надо переименовать, сделать «своим». Если уж Люблинскую унию мы своей не считаем.

Хотя очень любим различные антимосковские геополитические объединения. Вот такие мы загадочные.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.