Интервью с исследовательницей, автором книг на российскую тематику Виолеттой Верницкой (Violetta Wiernicka).

Myśl Polska: Вы уже много лет занимаетесь историей польско-российских отношений, точнее, судьбами русских в Польше. Находит ли эта тема у нас отклик? Как встречают ваши книги?

Виолетта Верницка: Я могу с удовольствием сказать, что и «Русских в Польше», и «Православных в Лодзи» приняли хорошо, они получили положительные отзывы. Этому способствовала как новизна темы, так и проделанная мной в случае «Православных» большая работа в архивах, которая позволила воссоздать картину жизни этого сообщества. Меня радуют, что ученые используют мои книги для дальнейших исследований. Читателям они тоже понравились. В «Православных» я описывала истории отдельных семей. Одна читательница, о предке которой шла речь в книге, рассказывала мне, что знания о собственных корнях позволили ей родиться заново. У меня вышли также книги «Польки, которые управляли Кремлем», «Секреты российских царей» и «Секреты российских железных дорог». Оказалось, что прочитав одну, читатели берутся за следующую. О чем еще может мечтать автор?

— Я бы вернулся к «Русским в Польше» и «Православным в Лодзи». Для многих читателей в Польше — это совершенно неизвестные страницы истории. У нас Россия XIX века ассоциируется с разделами, бездушными органами администрации, казаками, нагайками, мученичеством. Это, скорее, картина без полутонов.

— Написать эти книги я собиралась много лет, отчасти именно из-за этого распространенного у нас крайне одностороннего подхода. Российское владычество в Царстве Польском имело разные обличья. Любопытный факт: православные мужчины чаще всего женились на католичках и протестантках и вливались в среду своих супруг. Очень часто, как показывают материалы из польских архивов, военные части, располагавшиеся в тех или иных населенных пунктах, служили для местных предпринимателей источником дохода. Я видела много писем, в которых бизнесмены требовали, чтобы локальные власти как можно быстрее обеспечили перевод в тот или иной город военной части.

В провинции к русским относились плохо, их избегали. Между тем в космополитической Лодзи, где в 1870-1880-х годах доля католиков составляла 50%, русские были просто соседями, они не вызвали негативных эмоций. Я не могу не вспомнить о главе Калишской губернии Михаиле Дарагане, при котором в Калише появилась железная дорога и расцвела культурная жизнь. Варшавяне обязаны строительством водопровода и канализации и Сократу Старынкевичу. В свою очередь, в окрестностях Хрусьцина под Велюнем под сих пор помнят о семействе Лопухиных, которые были хорошими хозяевами и работодателями. Экскурсоводы демонстрируют их имение, показывают связанные с этой семьей места. Там есть в том числе посвященная Лопухиным экспозиция.

— Согласны ли вы с тезисом из книги немецкого автора Мальте Рольфа (Malte Rolf) «Польские земли под властью Петербурга. От Венского конгресса до Первой мировой», который гласит, что для присутствовавших у нас русских это был чужой край, а большая часть представителей государственной администрации, в том числе генерал-губернаторы, не верили в русификацию.

— Тезис Рольфа справедлив лишь в отношении определенной части чиновников. На мой взгляд, отношение русских к Царству Польскому бывало очень разным. Некоторые перебирались на польские земли из-за разнообразных льгот, например, надбавок к жалованию, возможности учить детей за государственный счет. Некоторые, уйдя с госслужбы, оставались в Царстве, привозили туда членов своей семьи. Губернатор Михаил Дараган и вице-губернатор Павел Рыбников не только добросовестно исполняли свои обязанности, но и стали полонофилами. Для некоторых чиновников, однако, работа в Царстве Польском была неприятной обязанностью.

— Вы также выпустили книгу о польках в Кремле. Эту тему, особенно в контексте наделавшего в России много шума фильма «Матильда», можно назвать скандальной. Польки действительно сыграли заметную роль в истории России?

— Когда мы говорим о польках в России, на ум, разумеется, первым делом приходит Матильда Кшесинская, которая вызывает у меня восхищение. Дело не только в том, что она была любовницей троих Романовых, которыми она крутила, как хотела. Именно с нее начался классический русский балет. В период «до Кшесинской» на сценах царили итальянки, никто не мог себе даже вообразить, что их затмит воспитанница русской школы. Но Матильде это удалось.

Агафья Грушецкая с супругом Федором III подготовили почву для реформ Петра I. Жанетта Грудзинская благодаря своему союзу с великим князем Константином оказала влияние на изменение порядка престолонаследия. Кроме того, были такие фигуры, как жена Лжедмитрия Марина Мнишек, Юлия Гауке, из-за которой при царском дворе разразился скандал, Мария Святополк-Четвертинская, которое много лет была любовницей Александра I. Любовницы порой бывали важнее жен.

— Мне очень понравилась ваша новая книга «Секреты российских железных дорог». Часть из этих секретов касается польских земель.

— Я очень рада, что книга пришлась вам по вкусу. Сначала расскажу, какую цель я перед собой ставила. Я решила представить железную дорогу как кровеносную систему России и Советского Союза, без которой было бы невозможно функционирование государства, и показать ее ситуацию в ключевые исторические моменты: во время октябрьской революции, Первой мировой и Великой Отечественной войны.

Разумеется, невозможно было не коснуться Царства Польского, которое было частью империи. Я выбрала самые интересные эпизоды, например, единственный в истории политический саммит, который прошел на польском вокзале. Там есть история строительства Варшавско-Венской железной дороги и рассказ о Леопольде Кроненберге, которому мы обязаны строительством нескольких железнодорожных веток.

— Вам знакома книга Мариуша Швидера (Mariusz Swider) «Как мы завоевывали Россию», в которой рассказывается в том числе о значительном вкладе поляков в развитие российских железных дорог? Польский вклад на самом деле был настолько велик?

— Эта книга мне известна, и я полностью согласна с тезисом, что польские инженеры сыграли ключевую роль в ходе строительства и эксплуатации железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке и на Кавказе, в центральной части страны. Во многих российских городах сохранились спроектированные поляками здания вокзалов. Представьте себе: на Транссибирской магистрали до сих пор есть станция Эберхардт, названная в честь инженера Юлиана Эберхардта (Julian Eberhardt). Почему поляки отправлялись работать в Российскую империю? Она предлагала гораздо больше возможностей для развития карьеры.

— Чего читатели могут ожидать в ближайшее время, над чем вы сейчас работаете?

— В конце года в издательстве «Ксенжи Млын» выйдет книга «Секреты Страны советов», в которой я расскажу о малоизвестных эпизодах из истории СССР. Там тоже появятся польские мотивы. В свою очередь, издательство «Беллона» готовит книгу «Поляки, которые удивили Россию» о наших выдающихся соотечественниках, которые внесли огромный вклад в развитие царской России: в ее науку, технику, политику, военное дело, культуру и искусство. Думаю, читатели будут приятно удивлены и смогут испытать чувство гордости за своих соплеменников.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.