«Реформу» политической системы в России, как вытанцовывание Орды над трупом демократии, стоит принять во внимание и украинцам. Запланированные изменения указывают, что Кощей над болотом будет чахнуть, как минимум, еще один срок. Поэтому действительность, которая создавалась и вульгарно продвигалась в последние десятилетия, агрессивный империализм главного в регионе геополитического игрока будет жить и дальше.
При таких условиях наше домашнее задание, которое задано нам со времен независимости, — максимально отойти от идеологии «русского мира» и подобных девиаций. Этого в «нашей хате с краю хватает», во всех сферах и регионах Украины. Сосредоточимся на направлении, которое как неотложный вопрос иногда принимается во внимание. С другой стороны, без рассмотрения этого вопроса, а речь пойдет об исторических знаниях и политике, не обойтись. Это не об экономике или благосостоянии, это о картине мира. А, значит, об идентичности — чтобы разорвать наброшенную на нас пуповину и выстроить собственную магистраль для движения.
Лучший лидер на финишном этапе Руси
Кто не слышал о Владимире Мономахе — того, что без шапки, но с «гетманской булавой» в период Руси? С этим политическим образованием связывают начала образования государства на наших территориях, а с упомянутым правителем — последние успешные страницы экономико-политического образования имени Рюриковичей. Князь Владимир, между прочим, пытался запомниться и создал с нами чат. «Сидя на санях», он записал послание и адресовал его детям, завещая читать это в школьной программе по литературе. Не забыл «похвалить Бога» — который дал ему прожить столько лет, и дать напутствие детям, чтобы жили мирно и справедливо.
Современному читателю довольно сложно поверить такому автору. Образ князя в «Повести временных лет» идеализирован. По сравнению с родственниками, которые затмевают друг друга, он — справедливый и уступчивый. К искренности Мономаха, которая раскрывается в сочинении также много вопросов. Очевидно, что «Поучение детям» — это литературное произведение, продукт осмысленный, с конкретной целью. Возможно, даже благородной — создать общество, уже и так знакомое с этикой христианского учения. Как и воспоминание о князе, так и о его символах, это произведение должно было быть идеализировано. Жизнь, разумеется, другая. Реальный Мономах не только воевал против половцев, отогнал их «за Дон», но и использовал их в собственных интересах. Это и не удивительно, если взглянуть на личность третьей жены князя — дочь половецкого хана Аепы. Вполне вероятно, что, как и его деда Ярослава Мудрого, эту персону составители летописи также отмыли от крови.
Устоявшиеся картинки
Стоит понимать, насколько упрощенным может быть имеющийся образ древнейших периодов. Очевидно, что образ Владимира Мономаха, интегрированный в междоусобные войны, активно пользующийся поддержкой половцев, ведет борьбу за трон, а не уступает его, — выглядит более реальным как идеалистическое видение этого правителя. Последнее, которое находится где-то между образом Соломона и Моисея, больше напоминает героев легенд, в лучшем случае — романов. С историческими противоречивыми, как и сама жизнь, деятелями, князь, который философствует на снемах (съезды русских князей — прим. перев.) и отказывается от лакомого куска политического торта в пользу более слабых креатур, имеет не слишком много общего. Тем более что так он ведет себя во времена, когда проливаются реки крови и существует угроза извне.
Поэтому, оценивая давние периоды, деятелей, которые тогда определяли ход событий, о верификации источников стоит говорить больше, чем о приведенных в них сюжетах. Чем глубже мы погружаемся в прошлое, тем больше оказываемся в пространстве, где сложно что-то утверждать. Об уверенности в правильности слайда, который создается для этого времени, говорить не приходится. Также не вызывает сомнения, что коллективный Нестор, предлагая свой текст, работал на «канале» князя и независимым экспертом не был. Ответственность перед Богом и историей не всегда спасала от поправок, которые делались точно не в ущерб заказчику. Одну жертву этого мы знаем — Святополк Окаянный (великий князь киевский в 1015-1016 и 1018-1019. По преданию, приказал умертвить своих братьев Бориса и Глеба, а потом еще одного брата Святослава, за что в истории получил прозвище «Окаянный», — прим. перев.). На основании этого данные о древнейших страницах истории должны постоянно осмысливаться. С другой стороны, от убеждений об устоявшихся категориях, с которыми мы жили еще со школьных времен, отказаться трудно.
История и политика
В начале статьи уже упоминалось об агрессивном соседе. Очевидно, что пока мы читаем эти строки, он не успокоился и в дальнейшем будет посягать на чужое. Это также касается исторического прошлого. Drang nach Geschichte (стремление к истории) у российской стороны в последнее время особенно чувствуется. И речь идет не только о переписывании отдельных страниц, а целых эпизодов истории. Сначала рассказывают, какой должна быть память о Второй мировой войне. Потом намекают на желание что-то присвоить. Спорить с этим, бесполезно — как учить кота говорить. Однако из такого претензионного видения можно сделать собственные выводы.
Существует восприятие, будто история должна быть неизменной. Впрочем, она — не математика. Поэтому появляется другой стандарт: историю стоит переосмысливать и воспринимать трезво! К примеру, в нашей ситуации можно пойти российским путем и воспользоваться куском их истории. Приписать себе некоего «спасителя» христианской цивилизации с ордынскими корнями, или присвоить нам содержание и шантаж церковного иерарха с выдвижением ему конкретных условий. Но что это нам даст? Фальсификации рано или поздно разоблачат. Поэтому лучше задвинуть в дальний угол мнение, о том, что историю пишут «победители», а на рабочем столе оставить другое — историю пишут критически и осмысленно.
Мифы, рацио и космонавты
В России плодятся мифы, добавляя их к уже имеющимся, а мы это высмеиваем. Однако можно пойти дальше и использовать их историческое мифотворчество как поле, прогулка по которому порождает желание посмотреть на себя со стороны. Осознание чужих вымыслов может стать звоночком, помогающим преодолевать собственные изъяны. Мы, предположим, отказываем россиянам в праве называть Русь их государством. Ладно! Но она не только наша. Да, центр был в Киеве. Понятно, Киев сегодня является столицей Украины. Однако является ли это основанием, чтобы монополизировать всю память об этой странице прошлого? Это как осуждать «болезнь» и ее симптомы! Поэтому лучше искать другой критерий оценки. Как минимум, оставить Русь Рюриковичам. Это точно их образование.
Наша «битва» должна происходить на другом поле. Того самого князя Мономаха и Русь в целом человек узнает еще в школе. Тогда закладывается определенный багаж. Для большинства эти знания не являются столь важными и без них можно обойтись. С другой стороны, картинка все же есть и она, если это не о профессиональном гуманитарии, не меняется с момента формирования. Какой ее получили, такой она остается на всю жизнь. Этот багаж вообще не осмысливается. Поэтому кто-то живет в колыбели, где ютятся будущие украинец, белорус и россиянин, а кто-то- в походах с князем Святославом, у которого были казацкий чуб и тату тризуба на левой ноге. Однако именно рефлексия здесь имеет значение, а более весомым кажется не вопрос, чьей является Русь, а место конкретного эпизода или деятеля или явления в культуре. Особенно современной, которая создается сейчас, определяется нами и определяет нас. Другими словами — не чья Русь, а что она для нас значит. Это вопросы идентичности. Их не воспринимают значимыми, но они являются тестом на сопротивляемость мифам и зрелость общества, прививкой от манипуляций. Ответ на эти «неважные» вопросы дает понимание, какой человек перед тобой и что у него в голове.
Возвращаясь к вопросу реформы, который был затронут в начале статьи, политическая модель — это также о мировоззрении. Поэтому россияне, имеющие доступ к «воздуху», собирают подписи, чтобы отправить Валентину Терешкову, инициатора законопроекта о сохранении их действующего, обратно в космос. Можем поддержать эту инициативу и сделать так, чтобы с ней отправить туда и Путина, но для этого надо воспринимать мир со всеми его противоречиями. Не искать у Владимира Мономаха ангельских крыльев, а у Богдана Хмельницкого — «Кобзаря». Нужно стремиться разобраться, где правителя идеализируют и почему, какой идентичностью деятель не обладал. Стараться писать свою историю критически, избегая русских блох, которые покусали варягов перед основанием государства. Ибо модель восприятия прошлого — это не только об истории, но и о настоящем.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 14 Несвязный свидомитский бред. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 5 ovs13ripe, для бандерлога бред обычный, даже не слишком бредовый. Просто укру очень хочетсч иметь "нужную" историю и он ее клеит из фекалий. 
| 0 Кольский лопарь, если честно, то мне уже, даже с точки зрения повышения навыка аудита, неохота читать и разбирать подобное. А то, что свидомые лепят все что угодно из фекалий - таки это природа. 
| 6 Кроме того, что автор обкурившись пытается послать Путина и Трешкову обратно в космос ничего с статьи не понял. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 12345vass, Вся суть ентого высера укладывается не более, чем в пять - шесть слов из его же, а именно - "Максимально отойти от идеологии "русского мира" ". 
| 0 Киргуду Бамбарбия, Автор в свидомом припадке не понимает, что русский это не национальность, а состояние души. 
| 4 Не зажег. Кризис жанра? Или чуйка подсказывает, что надо скакать тихо-тихо... 
| 5 Автор курнул что-то забористое 
| 10 Особенно понравилось про татуху- тризуб на ноге у Святослава! Про татухи Слава Украине и портрет Порошенко на заднице у того же Святослава автор скромно умолчал. 
| 8 Иносми, за что? Что плохого мы сделали Вам, раз вы публикуете нам дурдомовские записки? Как это забыть... 
| 4 Вообще не осилил этот пьяный бред! 
| 3 Автору срочно в поликлинику...если она у вас есть. 
| 1 Админ,статья недостойна публиковаться в вашем издании. Или желтеем? 
| -4 Ну, вообще-то здраво рассуждает майдановец. Он не обязан любить Терешкову и Путина, между прочим. От многих москвичей можно услышать и похуже критику в его адрес. А что касается мифотворчества и его отличия от реальной истории, то имеет место быть со страшной силой. Крайне редко история совпадает с желанием людей видеть её такой, КАКОЙ ОНА ИМ НРАВИТСЯ. Возьмите историю Франции. Галлы. Сначала потеряли свой язык, будучи оккупированы римляне. Которые откровенно высказывались, что взяли их под своё ярмо. Потом были оккупированы вестготами, бургундами, франками. Германскими племенами. И лет 400 вся знать была германцами. Потом намного более малочисленные(!) германцы перешли на язык.. опять же не завоеванного ими народа, а на суржик языка предыдущего оккупанта. Ведь так? Французские короли и знать еще 500 лет гордились, что они франки, а не галлы. Потомки Карла Великого. Германца чистокровного. Зато потом французы осознали свое галльское единоутробство. А ведь история Франции не история древней Руси. Там для истории довольно много письменных источников. Из которых выуживаются крохи сведений про славян и древнюю Русь. Автор на мой взгляд как раз не из числа националистов, у которых узор от вышиванки на груди уже стал татуировкой. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 eugene_kkk, ну ,по-поводу здравомыслия майдановца Вы явно погорячились! В этом бреду вооообще нет любой мысли)))
Показать новые комментарии (0)ovs13ripe
Кольский лопарь
ovs13ripe
12345vass
Киргуду Бамбарбия
12345vass
Iscander040575
dmda1999
stavrop
c5
Ольхон
Donproper
zebrui
eugene_kkk
moneyhelen1963
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)