Когда недавно два американских астронавта отправились к Международной космической станции на ракете-носителе и пилотируемом корабле компании Илона Маска, шеф НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) назвал это началом новой эры пилотируемой космонавтики. Это действительно так — по многим причинам.
Во-первых, теперь США избавятся от зависимости от российской космической техники, которая продолжалась почти десять лет. После того как была закрыта программа «Шаттл» в 2011 году, у Соединенных Штатов не было собственной системы транспортировки людей в космос. Они могли отправлять астронавтов на МКС только с помощью ракет «Союз», запускаемых с космодрома Байконур.
Во-вторых, осуществленный частной компанией запуск ракеты-носителя Falcon 9 и пилотируемого космического корабля Crew Dragon показал, что государство в будущем будет играть в космонавтике не такую большую роль, а если учесть огромные финансовые затраты, то другого выхода у него и нет.
Во времена холодной войны и под воздействием шока, вызванного запуском первого советского спутника Земли, космонавтика стал практически по-военному организованной отраслью. Сегодня же появилась возможность предоставить рыночным силам большую свободу действий, благодаря чему разработка и строительство космических кораблей и ракет будет вестись эффективнее, а космонавтика в целом станет менее затратным делом. Считается, что ракета-носитель «Фалькон-9» Илона Маска — самое недорогое транспортное средство для полетов в космос на данный момент.
Возросшую роль частных аэрокосмических фирм уже называют «новым космосом» (New Space). Но этот слоган не скроет того факта, что полеты в космос даже при максимальной эффективности бизнеса останутся весьма затратными и большинство проектов никогда не будут прибыльными. В 2024 году США намереваются вновь отправить людей на Луну, но пока для этого нет бизнес-модели, которая позволила бы окупить затраты на проект, не говоря уже о том, чтобы сделать его прибыльным.
За высадку на Луну и в будущем придется платить деньгами налогоплательщиков. Это в принципе относится ко всем научным проектам, а высадка на Луну прежде всего служит интересам науки.
Но в этом деле есть и другие аспекты. «Мы должны подарить людям надежду. Мы должны дать им что-то, на что они будут взирать как на мечту», — говорит Джим Брайденстайн, имея в виду вторую после «Аполлона» пилотируемую лунную программу США. Она получила символическое название «Артемида». В греческой мифологии Артемида — богиня Луны, а также сестра-близнец Аполлона.
И с «Артемидой» НАСА делает основную ставку на частные компании. В данном случае это концерн «Боинг», который строит сверхтяжёлую ракету-носитель (Space Launch System) и пилотируемый корабль с красивым названием «Орион». Духу «нового космоса» соответствует и то, что впервые зарубежной компании доверили выполнение важнейшего инфраструктурного проекта для пилотируемой миссии США.
Стыкующийся с космическим кораблем «Орион» модуль ЕSМ, в котором находятся все важнейшие системы жизнеобеспечения астронавтов, поставит европейский концерн «Аэробус». Модули для запланированного на 2021 год беспилотного пробного полета, а также для первого полета астронавтов, которые на первом этапе должны лишь облететь Луну, поручили построить конструкторам из Бремена. Недавно они получили заказ на третий модуль ЕSМ, который будет использоваться в 2024 году во время первой высадки людей на Луну в рамках программы «Артемида».
Это можно интерпретировать так, что американцы всерьез планируют новый пилотируемый полет на Луну. Трамп уже заявил, что мечтает о том дне, когда рука человека воткнет американский флаг в марсианский грунт.
Аэрокосмические компании и раньше принимали государственные, финансируемые деньгами налогоплательщиков заказы. Так было и с «новым космосом». Но существуют и космические проекты, с помощью которых в перспективе можно будет зарабатывать деньги. Например, Илон Маск и Джефф Безос (Jeff Bezos) мечтают отправлять в околоземное пространство платежеспособных туристов и селить их там в специально размещенных на орбите космических отелях.
Обоим известно также, что деньги можно зарабатывать и на коммерческих спутниковых сетях, которые по всему миру обеспечивают мобильную связь и доступ к интернету. Маск уже начал выстраивать подобную сеть под названием «Старлинк». Она состоит из десятков тысяч мини-спутников с длинным сроком эксплуатации и должна начать функционировать в Северной Америке в следующем году.
Еще одна возможность прибыльного использования космоса — добыча ценного сырья на астероидах или лунного гелия-3, который может использоваться как топливо для термоядерных реакторов.
В США работают сейчас несколько конкурирующих между собой аэрокосмических фирм, благодаря чему Америка лучше подготовлена к новой эре космонавтики, чем Европа. В течение многих лет европейские ракеты «Ариан» были лидерами на рынке коммерческих запусков спутников. Но в эру «нового космоса» конкурентоспособность ракет «Ариан» оказывается под угрозой. Запуски ракет можно теперь заказывать не только в США, но и там, где это обходится значительно дешевле — например, в Индии или Китае.
В связи с этим важна скорее сдержанная активность Европы в поисках собственного доступа в космос. Этот аспект стратегически значим и может обеспечить Европе независимость.
В то время как в США, например, компания Space X получает большие деньги за запуски для НАСА и может таким образом заниматься перекрестным субсидированием других проектов, в Европе государственный подрядчик ради европейского спутника не может заказать запуск у компании Arianespace. Ведь в других местах есть более выгодные предложения. Так европейская космическая политика в конечном итоге доводится до абсурда.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 Мы уже видели американский флаг на Луне. И что? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 3 Mich2, ну тогда мы видели американский флаг и на Марсе. 
| 2 ракеты делать может кто может..но если Заказчик Государственная структура..то все что ни делается кем либо..это Государственный заказ ..и нет никакого частного космического бизнеса.. и когда "На Марсе будут яблони цвести" Поляки взвоют от тоски ..Все на Марс..все на Лунные грядки ! Товарис-чъ ! все как один на добычу Лунного Гелия..все в очередь..Даешь свободу предпринимательства..каждому по лицензии на открытия киоска на Марсе.. 
| 2 "государство в будущем будет играть в космонавтике не такую большую роль"..хмм.. это как с платным и страховых здравоохранением - до первого встреченного коронаровируса.. затем плачь.. батька и матушка Родина - спаси коммерса и избавь от налогов и процентов по лукавым процентам..легко короли перешли в разряд попрошаек... 
| 3 Считается, что ракета-носитель «Фалькон-9» Илона Маска — самое недорогое транспортное средство для полетов в космос на данный момент.....Кем считается афтырь?Стоимость доставки кг на орбиту-в 3 раза дороже,чем у нас.Стоимость доставки перса-в 2.Запуск вообще обошелся в трешку с хвостом ярдов у.е.))Узел стыковки-наш,система жизнеобеспечения при аварином спасении на старте-вообще от нашего динозавра Восход-1)Какая в пень луна афтырь ты об чем?) Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 tov.suhofff, Какой вы скучный! Нету у вас американьского полёта мысли! Зоозащитники победили и над собачками не экспериментировали. Есть же люди! 
| 2 tov.suhofff, первые ступени от Спейсшатлов, вторая ступень от Апполона времен Союз-Аполо, термозащита отданная Насо бесплатно. ПРОРЫВ )) Ржу не могу. 
| 2 "когда рука человека воткнет американский флаг в марсианский грунт". Если найдёт место посреди плитки, уложенной молдаванами, которых туда русские привезли для обустройства пешеходных дорожек. 
| 7 - почему на Марсе? Просто: "увидим ли мы американский флаг в 2021 году?" 
| 1 Хорошо лизнул США. 
| 2 А эти два куска мяса уже прилетели обратно? Штатники экономят на испытаниях. Им собачек жалко... 
| 2 "... теперь США избавятся от зависимости от российской космической техники" - а то! И поэтому наса забронировала места на следующем российском корабле. "... рука человека воткнет американский флаг в марсианский грунт" - дайте денег в Голливуд, и тамошние спецы воткнут любой флаг на любую известную планету. Скучища... 
| 0 Боинг не частная, а публичная компания. Когда в США говорят частная компания это значит что компания принадлежит лицу или группе лиц, в отличии от публичной которая принадлежит акционерам. Государственных компаний в США в принципе нет. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Welran, а госрезервы кто заполняет? Президент лично? "Божею милостью, мы Николай Вторый..." ))
Показать новые комментарии (0)Mich2
Фёдор
За Гуманизм
levenkool:)
tov.suhofff
liova01
mellon37
ale6789012345
kirov43
jadefalcon
liova01
RJDio
Welran
mellon37
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)