В конце XIX — начале XX века в Америке и Европе бронепоезда создавались на основе обычных поездов: их перестраивали, укрепляли броней и оснащали оружием. Бронепоезда использовали в сражениях и для поддержания порядка.

Бронепоезда напоминали страшных чудищ, которые двигались по рельсам. Разрушение моста могло их остановить, и, пока пути восстанавливали, они не могли двигаться. В неспокойные годы начала XX века в России было около 500 бронепоездов.

В годы гражданской войны в Финляндии депо в Пасила и Выборге находились на подконтрольных красным территориям. В этих депо были зашиты в броню по русскому образцу шесть поездов, еще несколько бронепоездов были отправлены в Финляндию из России.

Когда в Финляндии началась гражданская война, большая часть железнодорожного оборудования оказалась в Южной Финляндии и попала в руки красных. У белых такого оборудования не было, и на протяжении всей гражданской войны им остро не хватало вагонов и локомотивов. Для будущих войн было оборудовано еще два поезда.

Эту тему изучили в своих книгах, в том числе, финны Туйя Веттерсанд (Tuija Wettersand, «Бронепоезд красных 1918», Punaisten panssarijuna 1918) и Йоуни Силланмяки (Jouni Sillanmäki, «Бронепоезд в Финляндии — финны в бронепоездах», Panssarijunia Suomessa — suomalaisia panssarijunissa).

О том, как бронепоезда строились в дальнейшем, точной информации нет. Во дворе финского Танкового музея Паролы стоит бронепоезд, составленный из нескольких поездов.

Бронепоезда использовались и в Эстонской освободительной войне, в том числе и финнами — об этом можно найти много информации как на эстонском, так и на финском языке. Например, в статье Антти Сарасмо «Бронепоезда Освободительной войны» (Antti Sarasmo, Vapaussodan panssarijunat) для газеты «Гайд» (Guide).

В конце 1918 года расстановка сил в Северо-восточной Европе изменилась. Немецкая армия и флот покинули страны Прибалтики. В конце ноября Советский Союз напал на Эстонию (так в оригинале статьи, на самом деле Советский Союз был создан в конце 1922 года, прим.ред.) и оккупировал больше половины страны.

В контрнаступлении января 1919 года принял участие Первый добровольческий финский отряд. На юге и юго-востоке страны сражались финские «Сыновья Севера».

Бронепоезда шли первыми и поддерживали пехоту. Так удалось продвинуться до городов Тарту и Валга.

Эстонцы не умели строить бронепоезда, и у них не было образцов для строительства. Не было и брони, так что строители импровизировали и попутно исправляли свои ошибки.

Изначально было два бронепоезда. В общей сложности в Эстонии было построено шесть бронепоездов для широкой железнодорожной колеи и шесть бронепоездов для узкой. В Эстонии использовалось два типа железнодорожной колеи.

Первым вагоном бронепоезда был рабочий вагон, в котором были запасные рельсы для починки путей. Дальше шел артиллерийский вагон, вагон со снарядами и пулеметный вагон. За локомотивом, который располагался в центре поезда, находились вагоны для экипажа бронепоезда, второй пулеметный вагон, второй вагон со снарядами и второй артиллерийский вагон.

Существовали специальные технические поезда, в которых также готовили еду для экипажа бронепоездов. Саперные поезда восстанавливали разрушенные мосты, ремонтные поезда занимались починкой артиллерийских установок и пулеметов. Отдельные поезда занимались обслуживанием локомотивов и железнодорожного оборудования.

В честь столетия независимости Эстонии Эстонский военный музей воссоздал бронепоезд «Вабадус» (Wabadus). Внутри бронепоезда проводится выставка, посвященная бронепоездам и военному быту того времени, а также экспонируется бронемашина «Эстония».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.