30 марта, Трентон Тербер, наблюдая, как в московском международном аэропорту «Шереметьево» его багаж грузят в самолет, почувствовал облегчение оттого, что скоро будет дома, в Аризоне.

Но затем, в разгар пандемии нового коронавируса, Россия закрыла свои границы, временно отменив все пассажирские перевозки в страну и из нее, включая авиарейс российской компании «Аэрофлот», на самолете которой Тербер должен был лететь в нью-йоркский международный аэропорт имени Джона Кеннеди. Оттуда он должен был направиться домой в Тусон.

Теперь этот 26-летний мужчина стал одним из нескольких десятков иностранных граждан, включая нескольких американцев, застрявших в самом большом и сегодня почти пустом московском аэропорту, не имеющих особого выбора в вопросах питания и жилья — и пока не получивших никакой поддержки со стороны властей США.

Совет, данный Терберу в американском посольстве в Москве, не внушает особой уверенности в том, что у властей США есть план в отношении того, как его «вызволить».

«Они сказали: „Если вы сможете добраться до сухопутной границы с Финляндией, возможно, тогда все будет нормально"», — сказал Тербер во вторник по телефону корреспонденту онлайн издания «БаззФид Ньюс» (BuzzFeed News).

Даже если бы он был совсем уж сумасшедшим и попытался бы совершить эту поездку, нет никакой гарантии, что эта абсурдная идея вообще могла бы сработать. Расстояние до российско-финляндской границы составляет 1130 километров. Добираться пришлось бы на машине или разными видами транспорта — на поезде и на машине или на самолете, а затем на машине. И Терберу пришлось бы за все это платить самому. Кроме того, у него могли бы возникнуть проблемы, поскольку в городах по всей стране введен режим изоляции, в рамках которого вскоре может быть внедрена система QR-кодов — людям будут присвоены индивидуальные коды, чтобы они могли выходить из дома. И даже если бы ему удалось добраться до границы, он столкнулся бы с такими же жесткими правилами, которые ввела Финляндия.

«Ситуация безвыходная, отсюда не выбраться», — сказал Тербер.

В последние недели правительство США работает в условиях стресса, пытаясь помочь тысячам американцев, которые из-за усиления кризиса, связанного с коронавирусом, закрытия границ и прекращения воздушных перевозок оказались в трудном положении за границей и пытаются вернуться домой. 19 марта Госдепартамент опубликовал рекомендации (остающиеся в силе и сегодня), советуя всем гражданам США воздержаться от международных поездок. В прошлом месяце в интервью ведущему телеканала «Фокс Ньюс» (Fox News) Шону Хэннити (Sean Hannity) Госсекретарь Помпео заявил, что США сделают все возможное, чтобы «благополучно доставить всех американцев домой», но предупредил: «Это займет какое-то время». На просьбы прокомментировать ситуацию, сложившуюся в аэропорту «Шереметьево», ни Госдепартамент, ни посольство США в Москве не ответили.

Эта ситуация возникла, когда Россия в среду отправила в США самолет, полный медицинских принадлежностей и оборудования, чтобы помочь больницам, испытывающим дефицит. Эта помощь, которую критики считают пропагандистской победой Кремля, пытающегося позиционировать себя как лидера на мировой арене, была оказана после того, как президенты Дональд Трамп и Владимир Путин в понедельник проведи телефонную беседу и договорились сотрудничать в борьбе с коронавирусом. Ранее Россия направила медпомощь в Италию, но газета «Ла Стампа» (La Stampa) со ссылкой на неназванных чиновников в Риме сообщила, что эта помощь на 80% была «бесполезной».

Положение Тербера, страдающего астмой, усугубляется тем, что у него ограничен запас лекарств, необходимых ему для облегчения дыхания. Специалисты-медики говорят, что люди с астмой относятся к числу тех, кто наиболее подвержен риску заражения коронавирусной инфекцией. «Это одна из причин моего отъезда из России. С моей астмой здешний климат мне не подходит, — сказал Тербер. — С тех пор, как я переехал [в Россию], у меня возникли небольшие проблемы с дыханием, но это, конечно же, усиливает мои опасения. Особенно если учесть коронавирус».

COVID-19 — это болезнь, вызванная новым коронавирусом, который поражает легкие и стал причиной смерти более 40 тысяч человек по всему миру, в том числе более четырех тысяч в США.

Мать Тербера, Рене, и сестра-близнец, Мэдисон, также беспокоятся о его здоровье и просят друзей в «Фейсбуке» хоть чем-нибудь помочь. «Наша семья больше всего хочет, чтобы он поскорее вернулся в Америку,… ради его здоровья», — сказала Мэдисон в беседе с корреспондентом «БаззФид Ньюс» в мессенджере «Вотсап» (WhatsApp).

Тербер впервые прибыл в Россию в августе 2018 года в рамках учебной программы, а затем начал работать в службе поддержки клиентов в российской компании, которая ведет бизнес в США. В мае прошлого года он женился на жительнице Санкт-Петербурга Тане, которая по-прежнему живет со своей семьей в этом городе на северо-западе страны и ждет, когда будут готовы документы, позволяющие ей переехать в США вместе с мужем.

Тербер, разлученный со своей семьей, сказал, что испытывает чувство одиночества, досады и беспокойства. И еще, по его словам, у него «кончаются деньги».

В «Аэрофлоте», ведущей авиакомпании России, ему не предложили никакой помощи и лишь сказали, что он имеет право на получение ваучера, деньги по которому будут выплачены, когда Россия «вновь откроет» свои границы когда-нибудь в будущем. В записи его разговора в билетной кассе «Аэрофлота», которую он дал прослушать корреспонденту «БаззФид Ньюс», слышно, как женщина по-английски говорит, что у авиакомпании нет рейсов «из Москвы в другие страны» и что он, наверное, сможет получить компенсацию за отмененный рейс, но деньги, скорее всего, поступят на его счет не ранее, чем через «две недели».

По словам Тербера, в понедельник вечером он пытался уснуть на кресле возле стойки регистрации аэропорта, где, по его мнению, он и его багаж будут в безопасности, а ужинал фаст-фудом, купленным в аэропорту. «Это не так уж и страшно, но и не очень удобно, — сказал он о сложившейся ситуации. — Я неважно говорю по-русски. Я могу заказать еду, но, мне как-то не по себе, я как рыба без воды».

Во вторник, не зная, что делать с этим багажом, чувствуя себя измотанным и понимая, что может застрять в аэропорту надолго, он решил поселиться в небольшом отеле, расположенном в аэропорту, оплатив номер своей кредитной картой.

При этом он обратился за помощью в посольство США и Госдепартамент, но понял, что они не в состоянии помочь ему или предоставить полезную информацию. Из двух электронных писем, которые Тербер получил из Госдепартамента и которые показал журналистам «БаззФид Ньюс», следует, что посольство США в России «изучает возможность организации чартерных рейсов». Эти письма приободрили Тербера, и он подписался на рассылку уточненной информации. Но пока организовать такие рейсы США не смогли.

По словам Тербера, после телефонных переговоров с сотрудниками посольства США ситуация, в которой он оказался, становится еще более напряженной. «Когда говоришь со здешним американским посольством, это не столько помогает, сколько сбивает с толку, — сказал он. — Отсутствие четких рекомендаций не совершать каких-то действий или то, что информация, которую я получил от них, была в некотором роде недостоверной — или, по крайней мере, не совсем достоверной — как бы усугубляет ситуацию».

Правда, он признал, что правительство США оказалось в беспрецедентной ситуации. «Мне кажется, что они, наверное, делают все возможное», — добавил он.

В видеоролике, отправленном журналистам «БаззФид Ньюс», Тербер в маске смотрит в камеру, прогуливаясь по пустому аэропорту, и рассказывает о своем последнем разговоре с американскими чиновниками.

«Последнее, что нам сказали в посольстве, это то, что надо лететь международным рейсом в любую европейскую столицу. Это посольство в Москве. Они не понимают всей ситуации. Мне так кажется, — говорит он. — Сейчас-то они понимают, но поначалу явно не понимали».

«Аэропорт — это город-призрак», — добавляет он.

Из-за отмены рейса «Аэрофлота» в затруднительном положении оказались и около 100 российских граждан, которые должны были вернуться в Москву обратным рейсом. Из-за отмены рейса они застряли в Нью-Йорке, и это вызвало у них возмущение в адрес российской авиакомпании и самого Путина.

Открытое письмо, подписанное примерно 100 пассажирами, которое было опубликовано на сайте радиостанции «Эхо Москвы», адресовано непосредственно Путину и другим высшим руководителям. «Среди пассажиров находятся несовершеннолетние дети и пенсионеры. „Аэрофлот" отказал в предоставлении ночлега и питания, — говорится в письме. — Данным письмом мы подтверждаем, что все пассажиры… находятся в бедственном положении, не имея возможности самим оплачивать нахождение в иностранном государстве».

В ответ на возмущение россиян посольство России в США написало в «Фейсбуке», что для связи с россиянами, желающими вернуться на Родину, организованы «горячие линии» и что пассажиры будут временно размещены в отелях.

Посольство призвало людей «сохранять спокойствие» и «не реагировать на возможные попытки искусственно разогреть ситуацию», а также не направлять «недовольство на сотрудников „Аэрофлота" и российских дипломатов».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.