В супермаркетах повеяло ветром паники. С начала второй фазы плана борьбы с коронавирусом 28 февраля покупатели второпях наполняют корзины, делая запасы. Цифры эпидемии во Франции пока что остаются достаточно скромными (19 погибших из 1 126 больных на 8 марта), но по соцсетям уже гуляют снимки пустых полок. В посвященных коронавирусу группах в «Фейсбуке», в которых насчитывается по несколько тысяч членов, пользователи призывают друг друга пойти в ближайший магазин. Признак паники? Скорее, уместная предосторожность на случай изоляции или дефицита, по мнению нескольких опрошенных читателей. Им все равно, что правительство не одобряет такие запасы, поскольку считает их бесполезными и плодящими психоз.

Наплыв людей в супермаркеты отражен и в потребительской статистике. В опубликованном 3 марта материале аналитики компании Nielsen отмечается 20% рост продаж всех категорий потребительской продукции с 29 февраля, то есть на следующий день после перехода во вторую фазу. Наблюдается также удвоение продаж некоторых продуктов, таких как макаронные изделия и рыбные консервы. Рост распределен неравномерно между магазинами: в некоторых наблюдается лишь небольшое оживление, тогда как в других полки опустели. Супермаркет в городе Тур, где работает Люси, относится ко второй категории: «С 28 февраля людей просто охватило безумие. Некоторые клиенты набивают полные тележки мукой. Полки с макаронами и рисом впервые опустели».

«Люди будут биться за туалетную бумагу»

Потребителей интересуют в первую очередь «сухие» продукты, те, что хранятся дольше. «Макароны, рис, консервы, мука, крупа, замороженное мясо», — перечисляет Стефан, владелец склада из Нанта. Но не только. «Разбирают даже молоко и яйца», — удивляется Люси. Полки с гигиеническими продуктами, такими как туалетная бумага и бумажные полотенца, тоже берут приступом.

Запасы делают на разный срок, от нескольких недель до месяцев. «Я делаю расчет на восемь недель, — говорит Оливье, отец семейства из департамента Луара. — Я отталкиваюсь от того, что происходит за границей. В Ухане о снятии карантина начинают говорить шесть недель спустя». Как бы то ни было, объемы закупок не всегда соответствуют таким выверенным подсчетам. «Я отталкивалась от моего бюджета, потратила все, чтобы обезопасить семью на длительный срок», — рассказывает Беатрис, мать четырех детей из парижского региона.

Зачем тратить такие деньги? Нужно быть предусмотрительными на случай неизбежного распространения эпидемии, считают собеседники издания. «Боюсь, как бы власти не поместили некоторые зоны под карантин. Тогда не будет больше магазинов и поставщиков, экономика встанет», — прогнозирует Стефан. И даже если супермаркеты частично останутся открытыми, «я не хочу часами стоять в очереди, если запасы можно сделать сейчас». Есть и еще одна, парадоксальная причина: люди мчатся в магазины, потому что опасаются будущей паники. «Люди будут биться за туалетную бумагу, когда случаев станет все больше. В тот момент я не хочу иметь дело с толпой и рисковать заразиться, тем более что я вхожу в группу риска», — объясняет 53-летняя Корин, которой пришлось оставить работу из-за инвалидности.

Судя по всему, среди тех, кто хочет сделать стратегический запас, особенно много людей с хрупким здоровьем. «Полки в основном опустошают пожилые люди, — говорит Люси в своем супермаркете. — Они словно сошли с ума: некоторые спрашивают кассиров, почему те не носят маски и перчатки. Этого не происходит с молодыми». Как бы то ни было, сам коронавирус вызывает не только панические настроения. «Хотя эпидемия распространяется, но смертность низкая, — говорит Оливье. — В большей степени стоит бояться нарушения системы снабжения или даже краха фондового рынка».

Скептицизм потребителей

Среди покупателей встречаются самые разные люди, но все те, с кем удалось поговорить, в один голос высказывают критику в адрес правительства. Они считают недостаточными принятые меры по борьбе с эпидемией. «Мне хотелось бы, чтобы на границах проводили контроль, чтобы был отменен матч „Лиона" с итальянским клубом…» — говорит студентка Синтия из лионского региона. Есть сомнения и насчет искренности властей. «Думаю, они не хотят нас пугать и минимизируют масштабы во избежание паники», — уверена Корин.

Заявления властей вызывают скептическое отношение граждан. Это касается обнадеживающих заявлений Эммануэля Макрона 6 марта, который надеется не допустить чрезмерных «ограничительных» мер в случае перехода в третью фазу. И рекомендаций министра экономики Брюно Ле Мэра, который отговаривает делать запасы. «Единственный вариант для возникновения дефицита с пустыми полками, как в Италии, это нежелание французов вести себя ответственно», — подчеркнул министр на пресс-конференции 4 марта.

Стефан же считает, что запасы «сами по себе не создают проблем со снабжением, нужно просто дождаться подъезда грузовиков». Такого же мнения придерживается и Люси: «Не думаю, что нам грозит нехватка макарон или риса, производители смогут адаптироваться. Предприятия продолжают работать, а на снабжающих супермаркеты продуктовых базах есть запасы на 45 дней». Тем не менее французские потребители не слишком верят в дальновидность властей. «Что бы ни говорило руководство, лучше подготовиться к катастрофическим сценариям, учитывая, что на сегодняшний день мы мало что можем противопоставить этому вирусу», — уверен Стефан.

То есть, наплыв людей в некоторые супермаркеты стал результатом абсолютно рационального расчета? «Я убежден в здравомыслии французов, — говорит Оливье. — Лучше пусть будет психоз в спокойное время, чем потом драки за килограмм макарон». «Это все же признак паники, — признает Синтия. — Мы постепенно откатываемся к инстинкту самосохранения». Будем надеяться, что разум возобладает над порывами после перехода на третий этап эпидемии, который премьер-министр Эдуар Филипп назвал «неизбежным».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.