10 февраля 1920 года командующим Поморским фронтом генерал-лейтенантом Юзефом Халлером в Пуцке было брошено в море одно из двух платиновых колец, подаренных ему польскими жителями Гданьска. Этот символический жест получил название «обручения» Польши с Балтийским морем. Он ознаменовал возвращение доступа Польши к Балтике.

Восстановить независимость, утраченную в 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой, полякам удалось чуть более века назад благодаря событиям Первой мировой войны, а также революциям в России и Германии. Воссоздание польского государства было утверждено на Парижской мирной конференции. Согласно Версальскому договору, к Польше отошли Познань, несколько районов Померании и Пруссии, образовавшие «Польский коридор». Ширина коридора составила от 30 км в наиболее узком месте до 200 км в самом широком. Окончательный вопрос принадлежности этих земель оставался актуальной проблемой польско-немецких отношений на протяжении двух десятилетий и, в конце концов, привел к нападению Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Однако после Второй мировой войны приморские территории страны расширились. В результате возвращения ей отобранных земель Польша восстановила доступ к Балтийскому морю вплоть до Щецина. В 1945 году была проведена новая процедура «венчания с морем»: 17 марта в поселке Мжежино, на следующий день — в городе Колобжег.

Президент Польши Анджей Дуда неоднократно подчеркивал важность моря для страны и ее народа. Так, глава государства назвал Балтийское море «окном в мир, которое дает полякам шансы на развитие».

В эфире Польского Радио о годовщине возвращения доступа Польши к Балтийскому морю говорили Януш Одземковский, историк из Университета кардинала Стефана Вышиньского в Варшаве, Роберт Домжав, директор Национального морского музея в Гданьске, Адам Меллер, глава порта Гдыня, Марек Грубарчик, министр морского хозяйства и внутреннего судоходства Польши.

Януш Одземковский, говоря об истории Польши в регионе Балтийского моря, подчеркнул:

История присутствия Польши на балтийском побережье складывалась по-разному. Когда Речь Посполитая была сильной европейской державой, к сожалению, она отворачивалась от моря. Среди шляхты не было понимания того, что окно в мир через Балтийское море может быть использовано не только для экспорта зерна, но и может стать реальным источником богатства. Шляхта не хотела делать ставку на морскую торговлю. Присутствие Польши на Балтийском море было обусловлено только наличием Гданьска — богатого и одного из крупнейших городов тогдашней Европы. В то же время Польша в то время не имела сильного военного флота, который бы в полной мере соответствовал ее интересам. Польша использовала каперов и создавала специальные эскадры, которые не имели большого значения. Как доказательство этого — поражение Польши на Балтийском море, нанесенное Швецией в 1655-1660 годах. После этого поражения Польша потеряла контроль над Балтийским морем. Польша просто не имела морской силы и «морского мышления». «Морское мышление» и поворот Варшавы к морю произошел только после восстановления независимости в 1920 году. Именно тогда пришло понимание того, что обретение морской акватории Балтийского моря — это не только красивый лозунг, но также и острая необходимость для правильного функционирования которой нужно приложить очень много усилий и ресурсов.

Отвечая на вопрос, было ли создание города Гдыня показателем силы польского народа, Януш Одземковский сказал:

Два года назад мы отмечали 100-летие независимости Польши, в этом году отмечается 100-летие возврата доступа к морю, 100-летие морской администрации и 100-летие морского образования Польши. Эта череда событий указывает на то, что присутствие Польши на Балтийском море было не случайностью, а результатом продуманной и систематической череды действий, направленных на создание экономической безопасности и политического преимущества.

Одним из примеров такого экономического преимущества можно назвать экспорт Польшей угля в США и Бразилию.

Порт в Гдыне для Польши был окном в мир и играл очень важную роль в экономике страны. Адам Меллер:

Мы все время подчеркиваем историю Второй Речи Посполитой, а порт в Гдыне был одним из главных проектов того времени. Один из самых важных проектов министра Эугениуша Квятковского. И сегодня мы стараемся модернизировать порт и продлить срок его функционирования. Сегодня из-за того, что другие порты Балтийского моря имеют лучшие расположение, порт в Гдыне находится где-то в начале второй десятки, но в наших планах есть абсолютное обновление порта в канун его столетия и возвращения в топ-10 лучших портов балтийского региона. При таких огромных инвестициях, которые сейчас выделяются правительством Польши, это вполне возможно реализовать.

Марек Грубарчик, говоря об экономической составляющей польских портов Балтийского моря, отметил:

В этом году через польские порты было переправлено 108 миллионов тонн товаров, это, в свою очередь на 50% больше чем за последние пять лет. Это играет огромную роль в формировании бюджета государства, составляя 10% дохода всей страны. И это не краткосрочная перспектива, это постоянно растущий показатель, который еще больше укрепляет наши отношения с торговыми партнерами. Сейчас Польше нужно приложить все силы и ресурсы для того, чтобы в будущем сохранить тенденцию роста дохода от морской торговли.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.