Предположительно срабатывание так называемого предохранителя сближения стало причиной, по которой самолет «Авиалиний Украины» после попадания выпущенной в него ракеты вблизи международного аэропорта Тегерана не взорвался и не развалился в воздухе непосредственно при контакте с фрагментами разорвавшейся боевой части ракеты.

Как отмечало ИА «Фарс», самой важной из проблем, обсуждаемых в связи с крушением пассажирского самолета «Боинг-737» Украинских авиалиний стал вопрос, почему после попадания в корпус лайнера ракеты он не взорвался непосредственно в воздухе. Это в свою очередь, привело к возникновению в первые же часы после аварии версии о том, что самолет потерпел катастрофу не в результате попадания ракеты, а по иным причинам, например, из-за технической неисправности на борту воздушного судна.

Амир-Али Хаджизаде, командующий подразделением ВКС Корпуса Стражей Исламской революции, комментируя данную ситуацию, заявил: «Многие уважаемые специалисты по авиации утверждали, что самолет всегда взрывается в результате попадания ракеты, а поскольку взрыва не было, они делали вывод, что не было и запуска ракеты». Однако «на самом деле — продолжил Хаджизаде, — самолет летел на малой высоте и был поражен ракетой малой дальности с небольшой боевой частью и с так называемым предохранителем сближения. И потому он не взорвался непосредственно в воздухе, но вполне мог взорваться при столкновении с земной поверхностью, что, вероятнее всего, и произошло».

Согласно первоначальным данным расследования, а также по данным военных экспертов и ответственных лиц командования ПВО, установка, которая выпустила ракету по пассажирскому лайнеру, представляла собой ЗРК «Тор-М1», — именно с него по самолету и была запущена ракета.

Комплекс «Тор-М1» российского производства спроектирован и предназначен для поражения целей, находящихся на малой высоте, движущихся объектов, включая самолеты, вертолеты, управляемые снаряды и бомбы, крылатые ракеты и т.п.

Комплекс оснащается ракетами разного типа, однако все они считаются оборонительными. Ракеты, приобретенные для этого комплекса Ираном, представляют собой модель 9M330. Ракета на твердом топливе имеет длину 2,9 метров, 23,5 сантиметров в диаметре, вес ее 165 килограмм, из которых 14,5 килограмм — вес боевой части. Таким образом, по всем ее техническим данным видно, что это боевая ракета, но небольшая, и относится к оборонительному вооружению.

Ее боевая часть представляет собой легко взрывающийся снаряд, который, после достижения цели, производит взрыв своей основной части и также выпускает фрагменты, чтобы нанести дополнительный урон цели.

Однако в случае с украинским боингом взрыва после попадания ракеты не последовало: причиной тому послужило срабатывание особого предохранителя сближения, который обычно устанавливается на большинстве ракет оборонительного типа во всем мире. В итоге самолет, вместо взрыва, стал терять высоту и затем взорвался и рассыпался на фрагменты уже при столкновении с землей.

Таким образом, причиной авиакатастрофы стало все же попадание в корпус самолета ракеты, но ракеты, предназначенной именно для противовоздушной обороны. Фактически, из-за того, что точное попадание ракеты в цель, находящуюся в небе и к тому же в движении, не всегда бывает возможно по разным причинам, в корпус ракеты встраиваются специальные сенсорные датчики. Они предназначены для того, чтобы ракета все равно взорвалась бы самопроизвольно, даже если достижению цели препятствует затенение или какая-то иная помеха. Таким образом, совершившая самоподрыв, благодаря данным датчикам, ракета выпускает дополнительные фрагменты, которые тоже могут поразить цель.

Именно по такой причине ракета 9M330 взорвалась сама, еще до столкновения с «Боингом»-737 «Авиалиний Украины». Но поскольку масса взрывчатого вещества в данной ракете мала, в сравнении с оборонительными ракетами других моделей, это и не привело к взрыву и разрушению воздушного судна непосредственно в воздухе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.