Прославленный Ингмар Бергман однажды сказал: «Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять?»
Сегодня, 29 декабря 1986 года, в Париже умер поистине один из величайших русских кинорежиссеров Андрей Тарковский. Хотя за свою карьеру он снял всего семь полнометражных картин, они представляют безоговорочную ценность. Они —явление само по себе.
Первые пять фильмов Тарковский снял в Советском Союзе: «Иваново детство» (1962 год), «Андрей Рублев» (1966 год), «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год) и «Сталкер» (1979 год).
После многолетних разногласий с советским руководством Тарковский покинул страну и два последних своих фильма снял за рубежом. Киноленту «Ностальгия» он снял в 1983 году в Италии, а «Жертвоприношение»" (1986 год) — в Швеции.
Описать его фильмы непросто. Сказать, что они «не для всех», было бы претенциозно. Они могут быть «для каждого», если их научиться смотреть. Поскольку смотреть Тарковского, ожидая динамичности, стремительных завязок и развязок, — значит быстро разочароваться. Обо всем этом стоит забыть, если вы взялись за просмотр одного из выше перечисленных фильмов. Да, в некоторых из них действия больше, чем в других. Для начала, пожалуй, стоит посмотреть фильм «Иваново детство» 1962 года, который несколько более «традиционен», чем остальные.
Наверное, самый известный фильм Тарковского — это экранизация фантастического романа «Солярис» (1972 год). Эту ленту часто сравнивают с фильмом Кубрика «2001 год: космическая одиссея» (1969 год). И в том, и в другом фильме достаточно выражен «медитативный» компонент, и тем не менее «Солярис» — это история, в которой делается больший акцент на эмоции и психологию. Если фильм Кубрика — это скорее взгляд «вовне», на грандиозную бесконечную Вселенную, то «Солярис» — взгляд «вовнутрь», во внутреннюю, так сказать, бесконечность. На самом деле «Солярис» — это типичный Тарковский, только помещенный в космос!
Начать «изучение» Тарковского с «Соляриса» непросто, но все-таки проще, чем погрузившись в его, вероятно, самый большой «вызов» — фильм 1983 года «Ностальгия». Вызовом его можно назвать из-за его нетрадиционности. Действие фильма неторопливо, очень неторопливо… Но на то есть причина. Эта картина — исследование одного чувства, которое, наверное, и невозможно описать менее, чем за два часа.
Ностальгия как чувство само по себе — это не только тоска по чему-то, что мы помним, по месту, где мы любили бывать. Ностальгия — это на самом деле «боль», которую мы ощущаем, страдая по тому, что исчезло навсегда. «Смерть детства — начало поэзии», — сказал однажды Тарковский. И он был поэтом, как и его отец, вот только свои стихи он писал иначе — языком кино.
Фильм «Ностальгия» рассказывает о русском писателе по имени Андрей (!), который приезжает в Италию, чтобы изучать судьбу русского композитора XVIII века. Там его охватывает невероятная тоска по Родине, России, которая перевешивает поставленную задачу и даже откровенную симпатию, которую к нему проявляет его восхитительная итальянская переводчица.
В этой истории масса аллегорий, символики, а также автобиографических элементов. Ведь в начале 80-х Тарковский сначала снимал в Италии документальную ленту «Время путешествий», а затем приступил там к «Ностальгии». Во время съемок советский «Мосфильм» решил отказаться от проекта, и финансирование взяла на себя итальянская студия итальянская студия RAI.
Для Тарковского это, несомненно, стало большим ударом, и он заявил, что больше никогда не вернется в Советский Союз. Это стало кульминацией его противостояния с советскими правящими структурами, которые, разумеется, никогда особо не жаловали «свободных» художников. Тарковский, конечно, не был представителем типичного социалистического реализма, и этот термин вообще ему не нравился. Нет, Тарковский не отличался особой антисоветской или антикоммунистической ориентацией. Просто его намного больше интересовала личность, субъективность, человеческая психология. Кроме того, для него всегда большую роль играла духовность, и это чувствуется во всех его фильмах. Иными словами, борьба за «строительство лучшего общества» Тарковского не привлекала. Он рос и формировался как художник в постсталинский период при Никите Хрущеве, когда появилось больше свобод, но воспринимали его с подозрением, считая чуть ли не диссидентом. Хотя он им, по крайней мере осознанно, не являлся.
Однако Тарковский выделялся. Из-за того, что его фильмы были лишены традиционных структурных элементов («экспозиция — завязка — развязка»), его называли элитарным режиссером, который создает кино, не доступное для понимания среднего советского зрителя. А из-за того, что его фильмы переполнены символикой и сюрреализмом, многие «видели» в них нечто, чего там, вероятно, и не было! Фильмы Тарковского действительно можно интерпретировать по-разному, и два зрителя могут прийти к совершенно разным выводам после просмотра одной и той же киноленты этого режиссера.
Его фильмы пронизаны повторяющимися мотивами. Чаще всего это вода, которую в качестве контраста дополняет огонь — можно сказать, что это «мокрый огонь». Воспоминания, детство, сны, а над всем этим —природа. Тарковский очень любил проводить время на природе в одиночестве и говорил, что самый одинокий человек тот, кто одинок в «плохой компании».
О своем изгнании из СССР Тарковский как-то сказал в 80-х, что он не диссидент и что никогда не конфликтовал с советской властью. Но если бы он вернулся домой, то остался бы без работы.
Тарковский родился четвертого апреля 1932 года в живописном городке на берегу реки Волги. Он был сыном известного русского поэта Арсения Тарковского. Андрей окончил главный советский киновуз в Москве. Его дипломной работой стал короткометражный фильм под названием «Каток и скрипка», за который получил награду на кинофестивале в Нью-Йорке (первую из многих наград за рубежом). Однако его гениальность, к сожалению, так и не получила широкого признания на родине, которая со скепсисом оценивала его.
Он относился к поколению молодых советских деятелей искусства, которые «вырвались» из рамок социалистического реализма после смерти Сталина в 1953 году. И на него всегда так или иначе смотрели как на «потенциального диссидента».
Герой фильма ищет смысл, и одновременно перед ним встают живые картины (буквально), такие как неожиданное появление его собаки из детства. Блуждая по итальянским городам, он понимает, что тут ему никогда не найти своей России, да и его Россия уже не та, которой была когда-то. Сцены из детства, семья, мать, дача туманным утром — все это давно утраченные картины. В конце фильма (не хочу портить впечатление тем, кто еще не смотрел его) мы видим одну поразительную сцену примирения с судьбой, с пониманием, что отныне Италия и Россия будут жить в душе героя и вокруг него, так как другого выбора нет.
Фильм практически лишен красок и изобилует фантастическими играми света и тени. Кадры тщательно выбраны, и предстающая гармония объясняет, почему Тарковского считали гениальным. Вся лента — это на самом деле «выставка» прекрасных картин, каждая из которых вызывает эмоциональный отклик. Особенно впечатляет одна из последних сцен (хотя она «изматывает» многих зрителей). В ней герой Андрей в отчаянной попытке найти смысл всего пытается, узнав об идее одного местного сумасшедшего итальянца, пройти от одного края бассейна с зажженной свечой до другого. Несколько абсурдная сцена, которая длится целых 12 минут.
«Мучает» ли Тарковский свою публику? Или он хочет погрузить зрителей в некое медитативное состояние, чтобы они забыли о месте и времени, в которых пребывают? На кого-то этот подход подействует, а на кого-то нет, но если «поддаться» ему, он может оказаться очень эффективным! Во многих фильмах Тарковского есть подобные продолжительные сцены, требующие терпения, смирения, преданности… Такие как, например, сцена в фильме «Солярис», когда мы наблюдаем, как автомобиль едет по одному из азиатских мегаполисов. По ощущениям трудно сказать, сколько длится эта сцена. Согласно доступной информации, она продолжается всего 4 минуты 47 секунд, но кажется вечностью…
Он умер в этот день. Ему было всего 54 года. В 90-е годы после распада СССР пошли слухи о том, что его убил КГБ. Дело в том, что один из его врачей заявил, что не верит, что рак, от которого умер Тарковский, мог развиться естественным образом. В пользу этой теории, конечно, свидетельствует тот факт, что его супруга, Лариса Тарковская, и актер, с которым он часто работал, Анатолий Солоницын, также умерли от рака легких. Владимир Шарун, член съемочной группы «Сталкера», фильма 1979 года, полагает, что все трое заработали рак на съемках на химическом заводе под Таллином.
Тарковский оставил после себя семь кинолент, но каждая из них представляет большую ценность. Он оставил больше, чем фильмы — он оставил особый взгляд на искусство. Тарковский был одним из тех художников, кто на первое место ставил творчество, идущее от сердца, а не набор заученных приемов. Он был одним из тех, кто утверждал, что чем больше мы «знаем», тем менее способны войти в контакт с тем, что мы на самом деле ощущаем. Тарковский как-то сказал, что все искусство, разумеется, интеллектуально, но для него все искусство, а в особенности кинематограф, должно, прежде всего, выражать искренние эмоции.
Его фильмы вызывают совершенно вневременные эмоции. Так, «Солярис» 1972 года по-прежнему актуален даже сегодня, на пороге 2020 года (а может, даже более актуален, чем прежде), этот меланхоличный взгляд на Землю сквозь мечты унестись все дальше в небо. Его «Ностальгия», поиски «смысла», также, вероятно, сегодня более актуальна, чем тогда, 36 лет назад. И это говорит нам о том, что Тарковский, покинувший наш мир в этот день в 1986 году, все еще жив!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 7 Ничего себе диссидент! На съёмки "Андрея Рублёва" было выделено столько же средств, сколько на "Войну и мир". А когда была запорота плёнка с уже снятым фильмом "Сталкер", ему были выделены дополнительные средства на повторную съёмку фильма. На повторную, Карл! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Йошкина Кошка, не знал. Благодарю. 
| -39 Смотрели Сталкера.Уснули.Зато вместе. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 Бабаникакая, с кем, с анашисткой? 
| 0 Еще потявкай,жучка. 
| 0 Жукомух, он в свинарнике панском трудится 
| 0 ну как обычно) ты еще хохлушка забыла сама с собой пообщаться,с разных аккаунтов) давай! мы сделаем вид,что не догадываемся 
| 0 У Тарковского единственный приличный фильм "Иваново детство" и там главная заслуга не его, а Богомолова, автора повести по которой фильм снимался. Там было главное не испортить. Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 Кольский лопарь, не соглашусь - "Солярис" - прелестен. 
| 0 Йошкина Кошка, у Спилберга лучше получилось. 
| 0 Йошкина Кошка, Хотелось бы заметить, что слово "прелестен" никак нельзя употреблять к определению фильма, в особенности фильма "Солярис", да еще и когда этот фильм - драма, об этических проблемах человечества. "Прелестные" могут быть бантики, рюшечки, ленточки, тесемочки вверху на чулочке... У тебя совершеннейшая каша в голове, отсутствует элементарная культура языка. 
| -36 Кольский лопарь, Ну да.. твоё мнение куда значима, чем людей, которые создают и берут в пример. Например Тарантино 
| 0 Xtra1l, по моему личному и глубоко субъективному мнению, которое ничем не хуже личного и глубоко субъективного мнения Тарантино, творчество Тарковского однобоко, он увлекался формой в ущерб содержанию и в результате у него выходила унылая формалистская похабень, скучная и беспредметная как абстракционизм. 
| 0 Кольский лопарь, Лучше себя ты представить не мог. 
| 0 Кольский лопарь, "Рублёв" это вещь. Остальное в принципе можно не смотреть. 
| -40 скука, а не киношки 
| 1 Знаковый режиссёр. Хотя к "Рублёву" отношение сложное. И конечно у него были последователи, которые пытались что-то перенять у Тарковского, с разным успехом, но вряд ли близким(например, Лопушанский или Герман). Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 aist99, я бы добавил Балабанова, с его " я тоже хочу" и "про уродов и людей". 
| 0 Как бы тяжко не было ощущать себя полным неучем в кино, но, слыша восхищения Тарковским, посмотрел все его "шедевры", даже те, которые пытался уже смотреть в советское время и не понял. Всё повторилось. Зато теперь я понял, почему западная пресса возвышает всё плохое и никчемное, созданное у нас, прославляя прибивающих яйца гвоздями, трясущих членами со сцены мужиков в театре и украинских террористов-режиссеров. Тарковский был видимо первой ласточкой в этом западном направлении пропаганды, наши соколы от культуры купились, а остальным было тяжко, как мне сказать что ничего не поняли в его дурацких фильмах. Даже Банионис не смог пролить свет на эту тьму в разуме означенного великого режиссёра. Устройте прокат его фильмов сегодня и сборы покажут уровень его гениальности. Раскрыть всю ветку (13 сообщений в ветке) 
| 0 Donproperdon, Устройте прокат его фильмов сегодня и сборы покажут уровень его гениальности.---- Каких книг сейчас больше покупают или читают Пушкина и Чехова или Толкина. Гениальность Тарковского неоспорима, автор и пишет, что его фильмы не для средних умов. Без таких мастеров как Тарковский киноискусство уже давно бы благополучно издохло, вероятно это уже произошло судя по кассовым фильмам. 
| 0 evgeny68, не хотел Вас обидеть, гениальный Вы наш... 
| 0 Donproperdon, по теме есть что ответить, или на вентилятор кинул говно кинул и на другую ветку спрыгнул 
| 0 evgeny68, гений пишет для всех, и снимает для всех, для "небыдла" работают спекулянты 
| 0 Donproperdon, согласен. Ни один фильм мне не зашел. Все они невероятно скучные, а ведь умение нескучно показать картинку в кино - одно из виднейших признаков таланта у режиссера. 
| 0 Забаненный, это понятно, как и то, что некоторые гениальности неаргументированно пытаются подняться выше "среднего ума", мне и таким как я приписываемого типа: "он перевернул всю мою жизнь...но чем не знаю". Видимо выделиться другого способа нет. К тому же, я думаю что не надо стесняться стоять в толпе, иметь схожее с кем-то мнение, если оно действительно твоё. 
| 0 Donproperdon, как сейчас помню: 2012ый, еду с института. Встал в садовую пробку на чистых прудах. Припарковался. Дошёл до кинотеатра Ролан, а там в репертуаре "Андрей Рублев" с контрактом. Зал полный. Вышел затем со смешанными чувствами и эмоциями, хоть и второй раз смотрел. Но никогда не пожалею о потраченное на Тарковского времени, в отличие от Нэтфликса. 
| 0 keypa, мне, посредственности это недоступно...пообщайтесь с 68м, он, как и Вы, гениален. 
| 0 keypa, не надо так эмоционировать. Я лишь вспомнил случай, а вы уже сравнительный анализ проводите ни на чем не основанный. 
| 0 Donproperdon, чтобы аргументированно возразить хотел было пересмотреть "Сталкера", но силы воли не хватило. "Книга лучше". Так что аргументированных возражений так и не появилось. Но значит ли это, что я с вами согласен? П.С. "Андрей Рублев" - одно из воспоминаний детства, которое несомненно сформировало меня как личность. Фильм и сюжет не помню, но вот эта атмосфера безысходности, и в то же время понимание, что "так надо" и бежать от этого нельзя и некуда, "только вперед". Заряда на первые лет 30 жизни хватило точно. 
| 0 Alex81, разве вопрос в качестве Рублёва ил Сталкера? Вопрос о сравнимости фильмов Тарковского в их влиянии на формирование Вас, меня и других как личности и на сколько его хватило. По мне, такого уровня фильмов советских намного больше и лучше. В их ряду Тарковский выделяется разве что излишней депрессивностью и безысходностью. Понятно, что люди всё примеряют на себя, подспудно сравнивая происходящее с собой и своим окружением, отсюда и отношение к фильму. Нисколько не хочу ни кого подвергать сомнению во вкусе, восприятии и осмысливании, однако, видя реакцию некоторых здесь на простое мнение, создаётся впечатление, что 70 лет строительства социализма вырастило немало людей либерального склада с нарушенной психологической линией. И, это несомненно плохо, особенно для тех, кто часто сидит под вентилятором, думает и мечтает о нём. 
| 0 Alex81, разве вопрос в качестве Рублёва ил Сталкера? Вопрос о сравнимости фильмов Тарковского в их влиянии на формирование Вас, меня и других как личности и на сколько его хватило. По мне, такого уровня фильмов советских намного больше и лучше. В их ряду Тарковский выделяется разве что излишней депрессивностью и безысходностью. Понятно, что люди всё примеряют на себя, подспудно сравнивая происходящее с собой и своим окружением, отсюда и отношение к фильму. Нисколько не хочу ни кого подвергать сомнению во вкусе, восприятии и осмысливании, однако, видя реакцию некоторых здесь на простое мнение, создаётся впечатление, что 70 лет строительства социализма вырастило немало людей либерального склада с нарушенной психологической линией. И, это несомненно плохо, особенно для тех, кто часто сидит под вентилятором, думает и мечтает о нём. 
| 0 Donproperdon, дкумаю, всё недопонимание из-за отмены форматирования на Иносми (кстати, зачем???). "аргументированных возражений [у меня] так и не появилось." ТОЧКА. Значит возражений нет, и вы до их появления правы. А мои частные детские переживания - это мои частные детские переживания, к аргументированному спору отношения не имеют. 
| 3 Целиком супер-фильмов у Тарковсего нет, его фильмы неровные. Но в ряде фильмов у него есть на редкость прекрасные и выразительные кадры-находки. Разве этого мало? В подавляющем числе фильмов даже такого-то нет. 
| 1 Тарковский несомненно депрессивен. есть две его веши "солярис" и " сталкер" которые я смотрел больше одного раза,но это заслуга Лема и Стругацких. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 1 ведун, там как бэ от Лема и Стругацких ничего не осталось. Лем всё злился на Тарковского, а когда увидал фильм Содерберга, то сразу и скончался. 
| 0 Йошкина Кошка, в "сталкере" довольно близко,к оригинальному сценарию. видимо на тот момент Стругацкие и Тарковский мыслили и видели в одной парадигме. что же до "соляриса" то он и у Лема достаточно депрессивен. хотя я бы на его месте тоже осердился на то ,как Тарковский все интерпретировал.))) 
| 1 ведун, читал Солярис. Смотрел Солярис. Книга интереснее. 
| 0 aswan37, согласен 
| 0 ведун, Вы не знаете ни Лема, ни Стругацких, ни Тарковского. Зачем было влезать в ветку? 
| 0 ldv64, я несомненно не знавал ни Лема,ни Стругацких,ни Тарковского. я знаком с их творчеством. а вы я так понимаю относите себя ,к касте судителей? тех кому позволено судить ,знает не знает,исходя лишь из собственных мыслеформ? так вот я исходя из собственных мыслеформ,готов судить,что вы человек хоть и начитанный,однако отнюдь не умный))) 
| 0 Десять золотых пальмовых ветвей и золотой лев что-то значат... Только вот слишком тосклив и одинок... 
| 1 Скажу следующее, заметил такую особенность в себе, возможна, они присуща и другим. После прочтения значимого литературного произведения у читателя формируется собственное представление о героях, теме и главной идее этого произведения, чем богаче воображение, тем более реальной кажется мир, который благодаря таланту писателя начинает жить в тебе (он имеет свои краски, звуки, музыку). Так вот, если смотреть Тарковского, лучше не читать Стругацких и Лема, ибо в их произведении нет этой ярко выраженной депрессивности Тарковского, ощущения трагичности происходящего. А на этом диссонансе своего раннего восприятия и того, что несет в свое картине Тарковский, ломается ощущение вовлеченности. В общем, его "Солярис" и "Сталкер" - не точное прочтение Стругацких и Лема, а "вариация на тему". А меня всегда добивало желание режиссера снять не фильм о произведении, а то, как он понимает произведение. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Нонконформист, сценарий "сталкера" разве не Стругацкие ему писали на заказ? Причём приходилось не раз переделывать его авторам. 
| 0 aist99, сценарий да, потому и переделывали несколько раз, причем приходилось именно подгонять его под "видение" Тарковского и превратилось это все в их "подёнщину", но я говорю, что "Пикник на обочине" Стругацких это одно, а "Сталкер" Тарковского - это совсем другое, это не экранизация "Пикника", это именно "прочтение". Нафига Стругацкие это сделали (взялись за сценарий для Тарковского) - мне непонятно. В качестве мести за их испорченное произведение им надо было бы потом перевести в текст то, что получилось у Тарковского, причем с всеми затянутыми психологизированными движениями героя. ))
Показать новые комментарии (0)Йошкина Кошка
ale6789012345
Две Подружки
Жукомух
Две Подружки
Пингвин
Пингвин
Кольский лопарь
Йошкина Кошка
Две Подружки
Анфисонька
Xtra1l
Кольский лопарь
ldv64
aversoft
как то так
aist99
ведун
Donproperdon
evgeny68
Donproperdon
evgeny68
Кольский лопарь
Забаненный
Donproperdon
keypa
Donproperdon
keypa
Alex81
Donproperdon
Donproperdon
Alex81
as99
ведун
Йошкина Кошка
ведун
aswan37
ведун
ldv64
ведун
ДОК
Нонконформист
aist99
Нонконформист
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)