Власти Нагорного Карабаха реставрировали мечеть XIX века — первый мусульманский памятник, который станет туристической достопримечательностью на территории, полностью населенной христианами. Однако реставрация мечети не вызвала энтузиазма ни у армян, ни у азербайджанцев, чьи соплеменники раньше здесь молились.
Верхняя мечеть Гевхар-аги была построена в 1880-х годах в Шуши — тогда крупнейшем городе Нагорного Карабаха. Когда этот район перешел под контроль советской власти в начале XX века, мечеть превратили в музей. В начале 1990-х годов, во время войны между армянами и азербайджанцами за Карабах, мечеть была повреждена, затем пришла в упадок после того, как все мусульмане покинули город.
В течение пяти лет небольшая мечеть была полностью отреставрирована, и в октябре состоялась официальная церемония ее открытия.
Мечеть является «неотъемлемой частью мультикультурного наследия Шуши» и ее реставрация была «направлена на сохранение и укрепление исторического и архитектурного наследия» города, сказал Eurasianet.org Сурен Амирбекян, руководитель Программы развития Арцаха Фонда IDeA, которая профинансировала реставрацию.
Карабахские власти надеются таким образом привлечь туристов в Шуши — исторический центр региона. «Конечно, восстановление мечети также привлечет больше туристов, не только мусульман, но и последователей других религий и нерелигиозных туристов, потому что это очень красивое здание с точки зрения архитектуры», — сказал Eurasianet.org Артак Григорян, глава отдела туризма и охраны исторического наследия де-факто министерства культуры Карабаха.
Но в Карабахе восстановление мечети является щекотливым вопросом.
Эта территория в настоящее время полностью населена армянами-христианами после войны с Азербайджаном, в результате которой более 600 тысяч азербайджанцев-мусульман бежали из Карабаха и прилегающих районов, которые сейчас оккупированы армянскими силами. Карабах международным сообществом признан как часть Азербайджана, и правительство в Баку решительно заявляет, что снова будет контролировать территорию — либо в результате мирных переговоров, либо путем применения силы. Нынешние жители Карабаха видят в Азербайджане реальную экзистенциальную угрозу.
В отчете о ходе реализации проекта от Фонда IDeA за 2017 год отмечалось, что «негативное отношение к проекту… в основном исходит от людей, которые связывают мечеть с Азербайджаном и которые считают, что в настоящее время есть более приоритетные сферы для инвестиций». При этом неприятие в документе определялось как «очень редкое» явление.
Григорян охарактеризовал нынешнее отношение местного общества к восстановлению мечети как «в основном позитивное». Он пояснил, что вначале некоторые жители были против, так как думали, что проект финансирует правительство, но сопротивление сошло на нет, когда люди узнали, что работы ведутся за счет частных доноров.
Впрочем, когда корреспондент Eurasianet.org посетил Шуши и поговорил с местными жителями, выяснилось, что мнения в лучшем случае различаются, и в действительности имеет место весьма противоречивое отношение к мусульманским историческим местам.
«Министры и чиновники хотели этого, а люди — нет, — сказал Артур Погосян, который продает фрукты из грузовика, припаркованного рядом с мечетью. — Люди думают, что если здесь стоит мечеть, то через много лет они [мусульмане] решат, что это их земля».
«Лично мне это нравится как памятник, — сказала Нуне Акопян, учительница в Шуши, которая проходила мимо. — Но как мечеть…». Она замешкалась, но все же закончила мысль: «Это христианская земля».
Когда была построена мечеть, население Шуши было смешанным — здесь жили как армяне, так и азербайджанцы. Однако, начиная с начала XX века, конфликты между двумя общинами здесь, и в целом на Кавказе, стали усиливаться. В 1920 году азербайджанские вооруженные силы осуществили погромы против армянского населения, сократив его почти до нуля. Как говорится на вывеске в городском историческом музее: «Богатый армянский характер города был разрушен, а возможность многоэтнического сосуществования утрачена навсегда».
Сегодня то, что было азербайджанским характером Шуши, также по большей части исчезло, кроме нескольких памятников, большинство из которых находится в состоянии упадка. Их, как правило, преподносят как второстепенный элемент истинной природы города.
«Сегодня в Шуши нет мусульман, — говорится в брошюре, распространяемой у стенда для туристов. — Но есть много прекрасных примеров традиционной мусульманской архитектуры, которые гармонично сочетаются с армянским архитектурным стилем Шуши».
В конфликте между армянами и азербайджанцами объекты культурного наследия являются одним из основных «полей битвы»: обе стороны обвиняют друг друга в пренебрежении, искажении или даже разрушении исторических мест противоположной стороны.
Чиновники в Карабахе использовали реконструкцию мечети, чтобы заявлять, что, в отличие от Азербайджана, они берегут и сохраняют памятники истории другой стороны. «ВАЖНЫЙ ТОЛЕРАНТНЫЙ ШАГ В #АРЦАХ/#КАРАБАХ», — написал в Twitter омбудсмен по правам человека на территории Артак Бегларян, когда мечеть была вновь открыта.
Но тот факт, что в проекте реконструкции мечеть значилась как «персидская», вызвал раздражение у азербайджанцев, которые считают ее частью своего наследия.
По их словам, ребрендинг мечети — это попытка стереть их историю в Шуши, который азербайджанцы называют «Шуша».
«Армянские захватчики, изменив архитектуру этой жемчужины зодчества нашего народа, выдают ее за «персидскую» мечеть, — сообщила местным СМИ спонсируемая Баку Азербайджанская община Нагорного Карабаха. — Армения фальсифицирует историю и пытается переписать ее».
Принципиальное разделение понятий «персидский» и «азербайджанский» в контексте истории Кавказа XIX века является анахронизмом. Национальная идентичность проживающих здесь мусульман была гораздо более неоднородной, чем сегодня. Людей, которые в те времена совершали молитвы в мечети, можно было идентифицировать по-разному — как «азербайджанцы», «тюрки» или «татары»: в неформальной обстановке они говорили на языке тюркской группы, имеющем много общего с современным азербайджанским языком, но в официальных ситуациях или в литературе использовали персидский язык.
Григорян из Министерства культуры сказал, что решение определить мечеть как «персидскую» было принято иранскими архитекторами, которые занимались реконструкцией (связаться с архитекторами не удалось).
«Исторические источники говорят о персидском происхождении. Давайте все-таки пойдем научным, а не политическим путем, — сказал Григорян. — Если я начну рассуждать об истории, споров будет еще больше».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 армяне, как турки и евреи - все в дом..характер такой.. мечеть приватизировали... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| -37 levenkool:), простите, а часовню тоже мы разрушили? 
| 0 alik_k, с часовней справились без помощи) 
| -37 Восстановили иранцы а не армяне. К армян хватает только на гнилую картошку и простроченную тушенку. Ну иногда воруют у нас наш скот но это нормально для хаев. Земля чужая же Раскрыть всю ветку (10 сообщений в ветке) 
| 0 alik_k, а чего вы, как ваши собратья по клубу нищих гуам, бежали поджав хвосты, если Карабах ваша земля? 
| 0 Ну сколько можно банить?, тебе надо ликбезом заняться. Когда начали уничтожать крыс и забирать обратно наши земли, вертолеты из моздока прилетели. С тогдашней Россией воевать нельзя было. А так начиная с 2016 поджав хвосты Поджав бегут переселившиеся на Кавказ хаи. Хе хе 
| -4 alik_k, это тебе в подземном переходе у киевского вокзала Москвы, коллега по торговле помЫдорами про "вертолёты из моздока" рассказал? Тяжёлая доля у немногоклеточных. 
| 6 alik_k, Русский исследователь В.Л.Величко (конец 19 -начало 20 века) в своих мемуарах писал: «Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда и насильно. Иранские солдаты, турки, грузины и горцы, видимо никогда и не ждали от армянских женщин, давно потерявших свои честь и достоинство, приличия и благородства. Именно поэтому в жилах армян течет столько разной крови». 
| 0 Аргументы и Факты, величко писал (если писал), потому, что ему как и сегодня марковым с калашниковыми на базаре бесплатно кошелку памыдорами и бадырджанами набивали, плюс "денги, сколко нужно" в карманы совали. За 130 лет ничего не изменилось. 
| 6 alik_k, До переселения армян из Ирана и Турции в Северный Азербайджан, численность армян в Ереване была ничтожной. Именно после осуществления политики переселения, уже в 1850-м году общая численность армян здесь равнялась 8 %, в 1879-м году их число составляло 9%, а в 1897-м году 10 %. Эти цифры подтверждают Парсамян, Погосян и Арутюнян. Парсамян В.А.., Погосян С.А.., Арутюнян Н.Р. История армянского народа. Армучпедгиз, 1961, с. 131,158. 
| 0 Аргументы и Факты, да конечно турк. После того, как твои сородичи убили и выселили армян в средние века, численность армян в "северном азербайджане" "была ничтожной". Кстати это вам надо зарубить на носу. Сегодня в Ване и Трабзоне армян нет, точно как 200 лет назад в Ереване. Но это не значит, что нас там не было, и что тебя особенно должно тревожить, это не значит, что нас там не будет. 
| 5 alik_k, Кольмер фон дер Гольц «Все кто знаком с основной массой населения в провинциях Анатолии, быстро привыкают уважать и любить тюрков, презирать греков и ненавидеть армян. Местная пословица «грек обманет двух евреев, а армянин - двух греков» повсюду себя оправдывает. Если где-либо в Анатолии вас обманули, то с точностью можно сказать, что вы повстречались с армянами» 
| -5 alik_k, ты Индию перепутал с Монголией и Западным Китаем, а меня с собой. Про Индию тебе твой коллега по продаже овощей рассказал, или ваш вшивый крысятник - азерпроп. То, что наши народы перемешаны, я этого не могу отрицать. Но главное кто из нас сохранил веру и язык предков, а кто поменял это на мягкое стойло и сладкое пойло. Тебе кочевник нужно определиться, ты потомок тех, что жили тут и ассимилировались или потомок пришельцев. И то и другое не делает вам чести. Или потомок варваров или потомок переметнувшихся предателей. Но думаю, что скорее второе. Те, что от монголов, те хоть воевать умели. 
| 0 abogado, все Ваши исследователи признают что вы не знаете откуда вы пришли. Сказки основанные на догадках не являются фактами. Ты ни ученый и не историк и говорить со мной не приводя никаких документов показывает твой низкий интеллект. Вы умеете балаболить толко вот здесь анонимно. Как только серьезная трибуна, язык у вас оказывается там где вам в лицо сказал Лукашенко. На любой серьезной платформе вы позоритесь потому нечего говорить. Все ваши аргументы на уровне «ара мамой килянусь». Понтовщиками были всегда так и останитесь 
| 0 Eurasianet (США): реставрация мечети в Карабахе вызвала ожесточенные споры----ваше какое дело? чего вы лезете со своим "мнением",которого у вас не спрашивают? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 argus, тут есть боян.. Серверный Кипр, Крым, Косово (протекторат ЕС;), Иерусалим..Тибет..и до фига другого - все не имеюшие прецедентов... 
| 6 Хайские псевдоисторики, понимая, что "древнеармянские" города Иреван, Ханкенди, Шуша были основаны не так уж и давно и вовсе не армянами, стали придумывать абсолютно нелепые сказки о том, Ереван древнее Рима, и что будто "древние" поселения (естественно, "армянские") существовали на месте этих городов задолго до того, как столетия спустя на том же (!) месте (как будто места было "мало", и "трудно" было построить новый город в другом месте) азербайджанские правители как бы "заново" основали там же на развалинах некогда существовавших "армянских" городов свои новые поселения. К примеру, миф о том, что на месте Ханкенди столетиями ранее существовал какой-то город, естественно, "армянский", был впервые высказан бывшим президентом Хаестана Сержем Саргсяном во время его популистской речи в Горисе в 2010 году. Насчет Шуши тоже появились статьи историков-фантастов, будто археология города свидетельствует, что основатель города Панах хан был "не первым". А с Ереваном был и вовсе "выкинут" сногсшибательный тезис, рядом с которым даже шутки Евгения Петросяна кажутся уже не смешными: будто, его основал не Реван-Гулу Хан (отсюда, кстати, и название города), а здесь много тысячелетий назад именно на этом месте был город Эребуни. О том, что развалины урартского Эребуни находятся за много километров от сегодняшнего Еревана (то есть, нет никакой "наследственной" преемственности) и этнические хаесы не имели никакого отношения к этническим урартам, эти псевдоисторики, конечно, предпочитают не говорить. Но попытки "деазербайджанизировать" происхождение этих городов путем поиска глубоко под землей следов существования каких-то мифических (и по умолчанию "армянских") поселений задолго до их основания предпринимаются всерьёз и усердно. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 5 Аргументы и Факты, Что-то не припоминаю, чтобы возмущающиеся заявлением президента Алиева (об исторической принадлежности Иревана Азербайджану) так же возмущались сразу после выступления Саргсяна в Горисе и публикации статей о "тысячелетней" истории относительно молодых и основанных азербайджанскими правителями городов Шуша Ханкенди и Иреван, называя эти тезисы "чушью". Отрицание факта основания Иревана азербайджанским правителем Реван-Гулу Ханом и Шуши — Панах Ханом, а также факта азербайджанского демографического большинства вплоть до момента передачи Иревана основателями Азербайджанской Республики в пользу Хаестана в 1918 году и вплоть до захвата Шуши армянскими оккупантами в 1992 году как раз и есть полная некомпетентность с научной точки зрения. То, что для кого-то является "чушью", для миллионов западных азербайджанцев, корни которых уходят в Зангезур, Даралаяз, Гёйчу, Шушу и Иреван, является печальной страницей истории их родословной. Для них кости предков, оставленные лежать в потерянной Родине, не являются чушью и мифом. Как и полностью стертая с лица земли азербайджанская крепость Иреван, на месте которой в годы советской власти был построен современный город Ереван, в котором сегодня, кроме Голубой мечети, невозможно найти ни одного здания старше 100 лет. Не знаю, насколько от этого выиграет хайская сторона, но пострадавшей стороной уж точно будет не азербайджанская. Больше всех от укоренения псевдофактов пострадает История, которую, увы, "изнасиловали" все, кому ни лень, и которая скоро окажется засорена очередным мифом. 
| 4 У нас имеются тысячи архивных документов о переселении армян на наши земли. Принятое 29 мая 1918 года под международным давлением решение Национального совета АДР о передаче Иревана армянам было ошибочным решением. За это решение проголосовали 16 членов Национального совета из 28. Первого июня депутаты от Иревана Мирхидаят Сеидов, Багир Рзаев, Нариманбек Нариманбеков заявили протест, указав, что это незаконное решение. Документы доказывают, что, согласно Батумским переговорам и договорам (11 мая – 4 июня 1918 года), армянская сторона при передаче ей Иревана и прилегающих азербайджанских земель взяла на себя следующие обязательства: «Правительство Армянской республики взяло на себя обязательство по мобилизации всех сил для вывода за короткое время из Баку армянских вооруженных сил. Армянская сторона обязалась прекратить массовую резню, учиненную армянскими вооруженными соединениями в азербайджанских уездах против мусульман. Правительство Хаястана также обязалось обеспечить права мусульман на свободное вероисповедание, получать образование на родном языке в Иреване и на других территориях создаваемого армянского государства. По договоренности, достигнутой во время Батумских переговоров, хаесы должны были отказаться от территориальных претензий к Азербайджану. Однако когда армяне добились своих целей, они в одностороннем порядке нарушили все взятые на себя обязательства, продолжили захватническую политику. Тем самым соответствующие пункты Батумского договора и решение Национального совета АДР от 29 мая 1918 года утратили свою юридическую силу. Поэтому решение Национального совета АДР должно быть пересмотрено и историческое право азербайджанского народа на Иреван и прилегающие земли должно быть восстановлено. Созданное 29 мая 1918 года на азербайджанской земле площадью в девять тысяч квадратных километров Хаястанское государство в различные периоды при непосредственной помощи Москвы довело площадь своей территории до 29,743 тысячи квадратных километров. Территория современного Хаястана - это земли Иреванского ханства, являвшегося азербайджанским государством. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 2 Extrasens, Армяне – не аборигены Южного Кавказа, они были переселены на эти земли царской Россией из Османской империи и Ирана. 
| 3 Extrasens, В начале ХХ века на территории Иреванский губернии насчитывалось 310 мечетей, сегодня же на территории Хаестана частично уцелевшей остается всего одна мечеть – Голубая мечеть. 
| 5 Наверное, правильно говорят, что человек больше всего ненавидит тех, кому больше всего обязан. Так и ненависть к азербайджанскому народу, которому очень многим обязаны, сделалась основной движущей силой и "топливом" для развития хайской нации. Точнее, должна была стать топливом, но вместо этого стала разрушительной силой, за тридцать лет серьезно подточившей перспективы самого существования хайского государства. Сегодняшний Хаястан - это бледная тень тех многокрасочных образов, которые рисовались националистами на заре "карабахского движения". Тот Хаястан, который грезился, ради которого проливалась невинная кровь, не состоялся. Ныне страна-оккупант пребывает в глубоком кризисе, "народ-победитель" стремительно покидает место преступления, опустошаются и некогда цветущие оккупированные азербайджанские земли, которые так и не приняли чужаков. Результаты оккупации не признаны и уже не будут признаны и приняты миром. Остаются одни амбиции, а на них государства не построишь. За тридцать лет хайской стороне так и не удалось узаконить свои территориальные "завоевания", не удалось доказать свои права на них. Пока ломались копья, Хаястан безнадежно отстал от жизни, от стремительного бега времени, уносящего от нее все дальше возможности и перспективы. Сегодня он совершенно один, несмотря на могущественное лобби, на богатую диаспору, конфессиональную принадлежность, статус форпоста державы и множество тех, кто готов использовать ее в своих целях. Это одиночество, по большому счету, длится уже тридцать лет. Хаястан отделил себя от региона, от развития и надежд на превращение в нормальное государство. 
| 6 Хаястан осуществляет на оккупированных территориях Азербайджана действия, направленные на уничтожение и фальсификацию культурного и исторического наследия. В том числе уничтожаются азербайджанские кладбища, а памятники истории и культуры либо бесследно уничтожаются, либо фальсифицируются под хайские памятники. Только в Шуше было разрушено более 170 жилых домов и до 160 культурных и исторических памятников, считающихся памятниками архитектуры, осквернены и подверглись вандализму места поклонения и мечети, уничтожено много редких экземпляров рукописей. В их числе - дворец и библиотека Панах хана, Ханский дворец и Караван-сарай, мечети Саатлы, Юхары и Ашагы Гевхарага, Мавзолей Вагифа, дом Натаван и другие памятники. В целом, с начала карабахского конфликта и хайской оккупации азербайджанских территорий хайскими агрессорами разрушено 1200 историко-архитектурных памятников, разграблено 27 музеев, более ста тысяч экспонатов вывезено в Хаястан. На оккупированных территориях хайские оккупанты уничтожили 152 религиозных памятника и 62 мечети, 4,6 миллиона экземпляров книг в 927 библиотеках, в том числе священный Коран и редкие исламские рукописи. Многие мечети используются армянскими оккупантами как склады и места содержания свиней, что является прямым оскорблением исламской религии. На оккупированных территориях находятся 4550 исторических и культурных памятников, из которых 903 состоят на официальной госрегистрации. Из них 609 – местного значения, 285 – государственного, 13 – международного значения, а 2647 памятников пока не прошли госрегистрацию. На оккупированных территориях памятники по своей форме и объему подразделяются на движимые и недвижимые. К движимым памятникам относятся экспонаты, хранящиеся в музеях, архивах, фондах, выставках, частных коллекциях, местах поклонения и т.д. Относящиеся к этой категории сотни тысяч экспонатов из 26 музеев и личного имущества граждан в период оккупации были присвоены армянами, одна часть вывезена на хранение в Хаястан, а другая - выставлена на аукционах в крупных городах Германии, Франции, России и США либо преподнесена в дар влиятельным людям. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 4 Агдамлы, Хаи на оккупированных территориях Азербайджана вокруг уничтоженных ими населенных пунктов, особенно у дорог, близ бывших лечебных центров и домов отдыха, у родников, на местах, где открывается прекрасная панорама на природу, понастроили свои церкви, и установили разных размеров каменные кресты и пропагандируют на весь мир эти земли как исконно армянские. Но есть и такая группа исчезнувших памятников архитектуры, которая была разрушена хайскими варварами с помощью бронетехники, и все следы пребывания там этих памятников полностью уничтожены. К таким памятникам относятся сооружения, жилища, памятные места, документы и предметы, связанные с жизнью исторических личностей, государственных деятелей и полководцев, Героев Советского Союза, Национальных героев, видных деятелей науки и искусства. Также сюда относятся памятные места, памятники, комплексы и ансамбли, связанные со знаменательным событием в жизни страны, города, села, с азербайджанской наукой, техникой, бытом. Сюда же относятся азербайджанские кладбища, братские могилы и так далее. 
| -4 вот она разница между христианами и мусульманами... ;) Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| -36 DM222, восстановили мусульмане иранцы. А ваши еретики разрушили старые крепости в самом Иреване. Спросите что они сделали с 300 мечетями. 
| 0 alik_k, я лучше спрошу что вы сделали ЗАДОЛГО ДО с тысячами церквей и храмов бывшей Византии ;) вы очень двуличные и лживые 
| -4 DM222, уважаемый, он не двуличный, он просто двухклеточный, а это намного хуже. 
| -36 DM222, ара, нет еще, миллион церквей. Дай источники и конкретно про Иреван. Когда в советские года армянка экскурсовод нам байки рассказывала про «востановленные» церкви в Иреване, скромно опустила глаза на вопрос « А где и в каких источниках эти церкви описаны». Правильно ваш поэт писал что ложь у вас в крови. 
| 0 alik_k, я не армянин. меня другие Византийские города интересуют, особенно Трапезунд(вы его трабзоном обзываете щас). там мне достаточно 2 главные переделанные в мечети сказать: храм святой Софии в Трапезунде и храм Святого Евгения. Ну про пустой монастырь Панаия Сумела вообще промолчу... вы двуличные лжецы и лицемеры. я вас изнутри знаю, знаю вашу чёрную лживую душонку и то что веры вам нет и не должно быть 
| 0 DM222 Армения демонстративно не уделяет никакого внимания состоянию русских церквей на территории этой страны. Уничтожив мусульманское, азербайджанское культурное наследие, планомерно уничтожая любые упоминания об азербайджанском населении, вынужденном бежать из Армении из-за этнических чисток, армяне не "забывают" и о русских. Не спадающая волна русофобии привела к "мягкому" геноциду против русскоязычного населения и к разрушению русских церквей. 7 января православные отмечали Рождество. Но русские семьи села Амракиц Лорийской области Армении снова не смогли помолиться в храме в этот праздничный день. Дело в том, что местная церковь, носящая имя Николая Чудотворца, находится в аварийном состоянии и закрыта со дня Спитакского землетрясения. Как пишут армянские СМИ, уже свыше 30 лет двери церкви, построенной в 1848 году, закрыты для верующих. Проживающие в селе православные русские семьи вынуждены зажигать свечи на столе возле церкви и молиться у двери закрытого храма. По словам местных жителей, сюда время от времени из Гюмри приезжает священник для проведения богослужений. С исходом русского населения за годы независимости Армении в некогда руссконаселенном селе осталось всего 3-4 семьи. Но и им хочется иметь место для молитв. При том, что Армения является рекордсменом в Европе по числу церквей (армянских) на душу населения, и продолжает обрастать новыми армянскими храмами, русская церковь в Лори разрушается. Армянские власти разглагольствуют о равной заботе и внимании к гражданам не титульной национальности, в реальности же в стране реализуется жесткая и бескомпромиссная националистическая политика по полному "очищению" Армении от неармян. Примечательно, что до провозглашения Арменией независимости церковь находилась под опекой Грузинской православной церкви. После распада СССР она осталась бесхозной, а с превращением Армении в мононациональное и моноконфессиональное государство судьба неармянских храмов - под вопросом. Если, конечно, они не нужны в качестве инструмента для пропаганды, как, например, "Голубая мечеть" в Ереване. Во время так называемой "реконструкции" православной русской церкви в оккупированной Шуше сепаратисты сделали серьезные изменения и фальсификации, превратившие русский храм в армянский. Фальсификациям подверглась также шушинская азербайджанская мечеть "Юхары Говхарага", провозглашенная персидской. Уничтожив азербайджанское наследие, армяне теперь переключились и на русские религиозные и культурные памятники. 
| -4 а разве в то время когда построили мечеть азербайджанцы были? по науке история азербайджанцев стали так называть с подачи И.В. Сталина в 1936 году в честь провинции в Иране под названием Азербайджан ибо были виды у него не эту страну. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| -37 Когда вас образовали в 1918 году, у вас даже земли не было , ай нищеброд. А до этого непонятно когда и что было. И где вообще упоминание вас в договоре сдачи Иревана России? Вас даже не упоминают как чистильщиков обуви 
| 5 Армянский купец и писатель XVII века, уроженец турецкого Карахисара Габриел Тохатеци писал о "бедах и недостатках" армянского народа в своем "Дневнике", за что армяне хоть и как всегда, возвеличили его чуть ли не до уровня Плутарха, но возненавидели за точные определения конкретных политических и общественных устремлений. "С болью в сердце и содроганием души приходится признать, что сильные мира сего всегда использовали нас и если мы не изменимся - а мне почему-то кажется, что надежды на изменение мышления нашего призрачны - то нас и далее будут употреблять как прислужников. Унизительна не сия доля, а наши стремления угождать всем и вся, жаловаться в надежде получать крохи с господских столов, прислуживать во время пиров и самое постыдное - пытаться напомнить о себе там, куда нас пригласили только как слуг или же наблюдателей. Наш голос не слышен, ведь мы не говорим, а кричим или плачемся, что непотребно для народа. Если мы считаем себя народом..."
Показать новые комментарии (0)levenkool:)
alik_k
levenkool:)
alik_k
Ну сколько можно банить?
alik_k
abogado
Аргументы и Факты
abogado
Аргументы и Факты
abogado
Аргументы и Факты
abogado
alik_k
argus
levenkool:)
Аргументы и Факты
faridm88
Extrasens
faridm88
faridm88
Тюркоглу
Агдамлы
Extrasens
DM222
alik_k
DM222
abogado
alik_k
DM222
faridm88
Арцах состоялся
alik_k
Extrasens
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)