Каждое утро она оборачивает вокруг головы два платка, чтобы защититься от холода. Затем надевает длинное платье в цветах древней амазигской культуры, закрепляя его широким поясом, который на берберском диалекте называется «асаро» или «акус». Также она никогда не забывает о своей маленькой деревянной корзинке. В таком виде тетя Тассадит каждое утро готовится к работе на полях в алжирской провинции Тизи-Узу.

«С мужем среди оливковых деревьев»

Сидя на обочине дороги, соединяющей кладбище Сиди-Мансур и оливковые поля, 60-летняя тетя Тассадит (Tassadit) рассказала Raseef22 о жизни сельской женщины, говоря, что все ее дни проходили одинаково с самого детства. Она встает с восходом солнца и идет на поле, где проводит за работой весь день. Тетя Тассадит привыкла к такой жизни, но она и не смогла бы ничего изменить, так как ушла из школы в очень раннем возрасте.

Тетя Тассадит добавляет: «Каждый день я ходила с мужем на поле, занималась посадкой оливковых деревьев и пасла овец, несмотря на суровые климатические условия, характерные для данной местности. Зимой температура опускается ниже нуля, а летом достигает экстремальных значений. Кстати, четверо моих детей ходят в школу, а моя единственная радость — наблюдать за тем, как они учатся».

«Раньше я выполняла тяжелую работу вместе с мужем: вспахивала землю, сажала деревья, а затем собирала оливки и выжимала их при помощи каменных жерновов, что является традиционным способом для получения оливкового масла», — рассказала алжирка.

По словам Тассадит, вначале тяжелая работа требовала большой выносливости, но со временем она к ней привыкла. Ее руки огрубели, поэтому она перестала чувствовать боль от шипов, камней и веток деревьев.

«Сначала мои руки кровоточили из-за неприспособленности к суровому климату и природе, так как оливковые деревья высаживаются на пересеченной местности в горах», — пояснила Тассадит.

Тетю Тассадит удручает положение женщин в ее деревне. Она считает, что женщины гораздо эффективнее проявляют себя в сельском хозяйстве, чем мужчины, но, тем не менее, мужчины стремятся оградить женщин от работы, чтобы полностью контролировать свое хозяйство.

Они приносят воду на голове

Худжайла (Khujeila), еще одна пожилая женщина, с которой мы столкнулись, сидя среди оливковых деревьев, рассказала «Расыф22», что никогда не ходила в школу, но сельским хозяйством занимается с восьми лет, когда бабушка и мать впервые привели ее на поле.

Она объяснила, что «земля» очень много значит для сельских женщин, так как она дарует множество природных богатств (картофель, лук, помидоры и оливки), что немного уменьшает проблемы с нехваткой денег и дефицитом воды. По ее словам, многие женщины приносят воду на голове, чтобы их усилия в сельском хозяйстве не пропали даром.

Деревья часто высыхают, оставляя только сухие бревна. К сожалению, в горных районах очень мало колодцев, поэтому воды не хватает для ведения сельского хозяйства. Что касается плотин, то вода до многих областей просто не добирается, а если она все же добирается, то в очень небольших количествах. Несмотря на это, женщины стремятся сохранить свой урожай.

Худжайла ничего не слышала об изменении климата и о том, как бороться с этими изменениями. Также она ничего не знает о борьбе за равные права женщин и мужчин. Напомним, мужчины уезжают в города, а женщины делают всю работу в деревне бесплатно, не забывая о домашних делах, детях и родителях. Кроме этого, они шьют одежду, плетут корзины, изготавливают веера, метла, коврики, а также занимаются производство молока и сыры и продают их на близлежащих рынках.

«Консервативная среда ограничивает женские амбиции»

«Никаких юридических трудностей нет», — заявила госпожа Каруш (Karush), глава общественного движения сельских женщин. По ее словам, деревенские женщины получают такую же поддержку, как и мужчины, но обычно женщины из-за своего воспитания привыкли полагаться только на себя, поэтому большинство деревенских женщин не знают своих прав.

«Социальные препятствия, которые мешают деревенским женщинам, также связаны с менталитетом. Женщины не могут выйти из-под контроля отца, брата или мужа, даже если они выполняют тяжелую работу наравне с мужчинами. К слову, женщины в некоторых регионах показывают лучшие результаты в сельском хозяйстве, чем мужчины», — рассказала Каруш в интервью «Расыф22».

Глава общественного движения сельских женщин говорит, что многие деревенские женщины мечтают о создании небольших предприятий, специализирующихся на конкретной сельскохозяйственной отрасли, но их мечты сталкиваются с консервативными обычаями и традициями, которые все еще процветают в горных районах. Например, им не разрешается участвовать в выставках, тренингах и форумах, а если они все же принимают участие, то обычно в сопровождении брата, отца или мужа, и их участие является номинальным.

Депутат Национального народного собрания Алжира Фатима Саиди (Fathima Saidy) считает, что существует несколько препятствий на пути деревенских женщин.

«В алжирском обществе по-прежнему преобладает консервативный менталитет, поэтому деревенские женщины не имеют таких же прав и возможностей, какие имеют городские женщины. Например, они могут организовать работу малых и средних предприятий, а деревенские женщины нет», — говорит она.

Существует еще один фактор, который мешает женщинам развиваться в сельском хозяйстве — административная бюрократия, а также трудности с получением доступа к соответствующей информации.

По словам Фатимы Саиди, данные о программах развития сельского хозяйства на период 2015-2017 годы не соответствуют действительности. Согласно информации Национального агентства по вопросам микрокредитования, доля малого и среднего бизнеса составила 64%, куда вошли такие отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство, создание питомников, производство сладостей, традиционных продуктов питания и глиняной посуды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.