Вашингтон, округ Колумбия — В наши дни большинство из нас владеет огромным количеством информации, находящейся под рукой. Теоретически эта информация могла бы помочь улучшить управление, инфраструктуру и предоставление услуг, таких как образование, здравоохранение и распространение сельскохозяйственных знаний. Однако существуют огромные пробелы в доступе к соответствующей информации, особенно в сельских районах, где проживает почти 68% бедного населения мира. И даже там, где есть соответствующая информация, ее претворение в жизнь — непростая задача.

Рассмотрим управление. Директивным органам необходимы данные об объеме производства, потреблении, миграции, потребностях граждан и множестве других факторов для принятия обоснованных решений о налогообложении и расходах, включая социальные программы. Аналогичным образом, гражданам нужна информация о мандатах и результатах деятельности политиков, если действуют избирательные стимулы. Даже в условиях автократии информация может повысить ответственность, например, путем стимулирования народных протестов.

То же самое относится к предоставлению услуг в области инфраструктуры. Правительствам и поставщикам услуг нужны данные о том, где и как живут люди —особенно те, кто наиболее изолирован в географическом, политическом и экономическом плане — для осуществления разумных инвестиций. Граждане, со своей стороны, должны знать, какие услуги доступны, где и как получить к ним доступ. Им также необходимо знать, как они могут повлиять на политический процесс, чтобы добиться, скажем, того, чтобы школу построили в удобном месте.

Несмотря на то, что за последнее десятилетие доступ к информации значительно улучшился в странах с низким уровнем дохода, сельские поставщики услуг и пользователи часто значительно отстают от своих городских коллег. У поставщиков может быть недостаточно данных для того, чтобы определить, что пользователям нужно или чего они хотят, а пользователям не хватает информации о возможностях поставщиков услуг. Учитывая эти информационные пробелы, политические лидеры зачастую упускают из виду потребности сельских жителей, особенно тех, кто не образован и не вовлечен в политику.

Но даже там, где имеется широкий доступ к информации, этого недостаточно для достижения ощутимых результатов в сокращении бедности, управлении и предоставлении услуг. Согласно нашему изучению 48 эмпирических исследований развивающихся стран, информация действительно улучшает сельское управление лишь при соблюдении трех условий: что информация достоверна, конструктивна и достаточно конкретна; пользователи имеют право действовать на основе этой информации; и есть стимулы, побуждающие их к это сделать.

В сельских условиях развивающихся стран, по крайней мере, одно из этих условий часто не выполняется, что в значительной степени или полностью сводит на-нет воздействие информации. Например, в 2014 году Уганда представила U-Bridge платформу, которая позволяла гражданам анонимно и бесплатно отправлять текстовые сообщения местным правительственным чиновникам. Несмотря на относительно высокий уровень внедрения системы и энтузиазм среди окружных должностных лиц, программа не смогла добиться длительного улучшения в предоставлении услуг. Большая часть предоставленной пользователями информации была слишком расплывчата, чтобы ее можно было принять к действию, а пользователи, в свою очередь, часто были обескуражены ответами чиновников.

Так же важно иметь полномочия действовать на основе информации. Для директивных органов это означает разработку и реализацию политик, отражающих приоритеты, основанные на данных. Для граждан это означает наличие законного права, компетенции и мобильности для изменения своего поведения.

Как показывают исследования по управлению сельским хозяйством в Нигерии, знания и власть не всегда идут рука об руку. Специалисты в области сельского хозяйства зачастую оказывают небольшое влияние на решения по государственным расходам, а лица, принимающие решения, не имеют достаточных технических знаний. Этот дисбаланс существует даже внутри правительства: местные директивные органы, обладающие большей информацией о ситуации на местах, зачастую сталкиваются с проблемами при принятии решений по расходам.

Последнее условие относится к стимулам: должна быть определенная чистая выгода для тех, кто действует на основе информации, которую они получают. Политики более склонны использовать свои полномочия, чтобы продолжить реализацию инициатив с весьма ощутимыми краткосрочными выгодами, чем для инвестирования в проекты, которые, как показывают данные, принесут значительно больше пользы, но менее ощутимо или в долгосрочной перспективе, например, после того, как они покинут свой пост.

Но также существуют свидетельства, что, когда выполнены все три условия, информация действительно улучшает результаты для бедных сообществ. В Индии, женские группы самопомощи способствуют обмену соответствующей информацией и обеспечивают систему поддержки для своих членов, тем самым расширяя их права в социальном, политическом и экономическом плане, в том числе помогая им пользоваться преимуществом государственных услуг. Одно исследование показало, что женщины, которые участвуют в таких группах, с большей вероятностью имеют удостоверение личности избирателя, проголосовали на последних выборах, участвуют в заседаниях сельского совета и верят, что сельский совет реагирует на их потребности.

Это не означает, что все три условия должны быть — или могут быть — немедленно приняты. В конце концов, для того, чтобы сделать это эффективно, потребуются предварительные знания о возможных последствиях определенных типов информации, но это потребует больше данных. Мы должны начать с более скромных, краткосрочных целей, таких как распространение соответствующей информации.

Безусловно, простого предоставления информации недостаточно, чтобы гарантировать, что люди понимают ее последствия. Но, как показывают исследования из Танзании, обмен информацией, скажем, о проектах развития и использовании доходов, может повысить доверие к правительству — первый шаг к расширению прав и возможностей, стимулированию и, в конечном итоге, результативности. Также могут помочь процессы обсуждения, при которых люди могут тщательно изучить источники информации. В более долгосрочной перспективе правительствам и специалистам-практикам в области развития следует протестировать более комплексное вмешательство с целью обеспечения актуальности информации, ее влияния и стимулов.

Правительство наделено полномочиями заставить информацию содействовать развитию или остановить его. Негосударственные субъекты — включая специалистов-практиков в области развития, а также средства массовой информации, группы гражданского общества и исследователей — также могут сыграть свою роль, распространяя соответствующую информацию в местах, где власть и стимулы уже, вероятно, присутствуют.

В афоризме «знание — сила» много правды, но он также может вводить в заблуждение. Если информация предназначена помочь в процветании сельского населения, то для этого необходимо создать надлежащие условия.

Катрина Косец — старший научный сотрудник Международного научно-исследовательского Института продовольственной политики.

Леонард Ванчекон — профессор политики и международных отношений Принстонского университета.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.