Зачем нужна PISA? Чтобы понять свое место в мире образования. Уровень школьного образования сегодня — это уровень развития страны через 20-30 лет

Итак, результаты PISA оглашены.

Кратко что такое PISA. Это Programme for International Student Assessment — то есть программа OECD (очень уважаемая международная организация) для оценки знаний 15-16-летних школьников по трем предметам. Всего 5000 школьников из каждой страны.

Три предмета: чтение, математика, естественные науки.

Проводится с 2000 года. И вот впервые там выступила Украина (для этого пришлось принять решение предыдущему министру образования и заплатить за это тестирование деньги).

В целом: Китай обошел все страны с огромным преимуществом в математике и в науках и пришел примерно одинаково с Сингапуром (тоже почти все китайцы) в чтении.

Тут важно сказать, что Китай — это по-честному не совсем Китай, а только четыре самых больших города Китая. Все понимают, если взять там маленькие города и тем более деревни, результаты будут плачевными.

Еще важно сказать: если средний балл страны А в математике больше среднего балла страны В на 30 пунктов — это по методике PISA означает, что школьники страны A учились в школе на 1 год больше, чем школьники страны В.

Общие результаты Украины — не epic fail — но глубоко в середине.

Я предлагаю не сравнивать Украину с лидерами (Китай, Сингапур, Япония, Южная Корея, Финляндия), а взять двух соседей: Польшу и Россию. Надо брать объективные ориентиры, чтобы был шанс когда-то победить.

Чтение: Польша 512 баллов (10 место в рейтинге), Россия 479 (31 место), Украина 466 (39 место).

Математика: Польша 516 баллов (10 место в рейтинге), Россия 488 (30 место), Украина 453 (44 место).

Естественные науки: Польша 511 баллов (11 место в рейтинге) Россия 478 (33 место) Украина 469 (38 место).

Далее буду говорить только о математике:

Сначала о крутых: китайцы (четыре города самого Китая, Гонконг, Сингапур, Макао и Тайвань) плюс Южная Корея абсолютно доминируют в математике.

А мне очень нравится Польша — они стали заниматься масштабными реформами в образовании, как только у них в экономике дела пошли в гору. И как показывает PISA c 24 места в 2000 году перешли на твердое 10 в этом — при том, что количество стран в рейтинге постоянно росло! И разница с Украиной 42 балла — это значит, что поляки в том же возрасте учились как бы почти на полтора года больше украинцев. Это называется эффективность образования.

Соседи Польши по рейтингу — Голландия и Швейцария. А наши соседи — Турция и Греция. Некоторые восторженно говорили, что по математике Украина почти рядом с Израилем, и поэтому мы круты. Да, мы близки. Но в Израиле есть много религиозных школ, где математика, мягко говоря, не на первом месте и много арабских школ, где вообще все не очень хорошо. Их IT-специалисты получаются не из таких школ.

Есть разница в среднем рейтинге Украина-город и Украина-село — в целых 79 пунктов. Это как если бы средний школьник из села учился бы примерно на 2.5 года меньше, чем городской школьник. Причем, им обоим по 15 лет и учились одинаковое время.

Средний балл по всему рейтингу 488 — а мы серьезно ниже среднего.

Весь рейтинг разделен на шесть групп, причем шестая — это самая лучшая. Мы — во второй! Это очень плохо. Также и каждый предмет разделен на 6 групп, и те школьники, которые находятся в Группе 1 и ниже (есть и такие) — в Украине составляют 36%. Это ужасный результат — эти люди, считайте, не знают таблицу умножения. Да, например, в Панаме таких школьников 81%, но разве это повод для гордости?

Зачем нужна PISA? Чтобы понять свое место в мире образования. Теперь же все согласны, что уровень школьного образования сегодня — это уровень развития страны через 20-30 лет. И если мы хотим поставить какие-то KPI людям, отвечающим за образование в Украине — почему бы не место в рейтинге PISA? Причем кто-то должен отвечать за чтение, кто-то за математику, а кто-то за естественные науки. В рейтинге есть несколько стран, которые серьезно выросли, неплохо бы поучиться, какие школьные реформы они провели.

Кстати, если кто-то думает, что правильный шаг в реформе образования — это поднять зарплату всем учителям, то это очень глупая идея.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.