Столкновение двух подлодок в глубинах моря в принципе маловероятно. Морские дали хотя и не бесконечны, но все-таки очень велики. Но 15 ноября 1969 года такое все-таки произошло. Американская противолодочная субмарина «Гато» (USS Gato) класса Tresher находилась в Баренцевом море, выполняя разведывательную миссию под кодовым названием «Холистоун» (Holystone). Перед ней стояла задача с помощью специальных сенсоров прослушивать советские территориальные воды. Подлодка курсировала неподалеку от официальной трехмильной зоны, но все-таки внутри двенадцатимильной зоны, на которую претендовал Советский Союз.

14 ноября 1969 года около девяти часов вечера гидроакустики на «Гато» услышали шум винтов. Это была К-19. Но они ошибочно оценили скоростью подлодки как низкую и неправильно определили ее местоположение. В последующие часы положение подлодок относительно друг друга изменилось незначительно.

Вдруг что-то врезалось в середину корпуса «Гато» — как раз туда, где находился реакторный отсек. Приняв столкновение за намеренный таран, американские офицеры стали действовать согласно инструкциям: командир торпедного отсека помчался на нижние палубы, чтобы подготовить к атаке торпеды с ядерными боеголовками.

Но приказа к пуску торпед не последовало: капитан «Гато» сохранил хладнокровие. Он не поверил, что это нападение. И действительно, гидроакустики обнаружили, что другая подлодка испытывает серьезные трудности: она начала бесконтрольно погружаться, скорее всего, получив пробоину в результате столкновения. Лишь опорожнив балластные цистерны, К-19 удалось всплыть на поверхность. Она получила серьезные повреждения, сонарный отсек на носу был сорван.

«Гато» ускользнула в Северную Атлантику, где два дня спустя вышла из режима радиомолчания. Защитная оболочка лодки не пострадала.

А вот для К-19 это происшествие стало уже второй серьезной аварией, которая могла бы закончиться гибелью корабля. А ведь было еще и множество мелких инцидентов. Подлодку, которую начали строить в 1958 году, буквально преследовали неудачи. Уже во время первого испытания реактора случилась серьезная авария, нагрузка на технику оказалась в два раза больше допустимой. А во время ремонта один из механиков обнаружил внутри реактора живых черных жуков, на которых, судя по всему, радиация не действовала.

Во время приемочных испытаний морская вода просочилась в реакторный отсек, и капитану пришлось произвести аварийное всплытие. Несмотря на это, корабль был принят в эксплуатацию — и сразу после этого вышел из строя насос для подачи охлаждающей жидкости.

На следующий год при загрузке атомной ракеты был раздавлен матрос оружейной команды. 12 апреля 1961 года подлодке К-19 пришлось вновь производить аварийное всплытие с помощью опорожнения балластных цистерн: субмарина опустилась на дно из-за сбоя в работе глубинного руля.

4 июля 1961 года на борту К-19 произошла серьезная авария с реактором. Отказала система охлаждения, и не было возможности подключить аварийное охлаждение извне. Возникла опасность расплавления топливных стержней и даже ядерного взрыва. Поэтому капитан Николай Владимирович Затеев послал девятерых моряков прямо в излучавший сильную радиацию реакторный отсек, чтобы охладить стержни реактора.

Восемь из девяти моряков умерли через три недели от лучевой болезни, а последний из них и еще 13 других членов экипажа — в течение последующих двух лет. История этой аварии вольно изложена в голливудском фильме «К-19».

Поврежденную подлодку отбуксировали в порт приписки, где в 1962 году началась ее полная перестройка. Лодка получила новый реакторный отсек, и в октябре 1963 года ее вернули флоту. А в 1969 году она столкнулась с американской субмариной «Гато».

После столкновения с «Гато» К-19 снова отремонтировали. Но и это было не последнее трагическое происшествие: 24 февраля 1972 года на глубине в 120 метров на К-19 возник пожар. 28 моряков погибли, еще 12 оказались заблокированными в заднем отсеке, двери которого заклинило от жара. Их удалось освободить только в порту.

Спустя десять лет и после нескольких мелких аварий 17 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке один из моряков получил тяжелые ожоги, от которых умер три дня спустя. Еще двое были тяжело ранены.

19 апреля 1990 года К-19 была официально выведена из строя и в 2003 году утилизирована. 30 лет эксплуатации этой подлодки стоили жизни как минимум 52 морякам.

С 1945 года на советских и российских подложках произошло несколько аварий, повлекших за собой такое же или даже большее число жертв. Например, при аварии на подводной лодке «Курск» в августе 2000 года погибли 118 человек, а на К-8 — 52 человека. Но не было больше АПЛ, где в течение столь долгого времени возникало бы столько проблем, как на «К-19», но несмотря на это ее продолжали использовать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.