Отношения между Россией и западным миром все хуже, консульства и совместные организации закрываются. Но одно учреждение все еще работает: Датский институт культуры в Санкт-Петербурге. В задачи Марие Тетцлафф (Marie Tetzlaff) входит продвижение датской культуры в России, и это намного важнее, чем может показаться.
После 40 лет работы в России Марие Тетцлафф уверена, что знает, где проходят границы.
Она понимает, как обращаться с русскими, чтобы не обидеть их, и сейчас, когда отношения между Россией и Западом так и сыплют искрами, это знание, вероятно, стало гораздо важнее, чем раньше.
Марие Тетцлафф 65 лет, она кандидат филологических наук и специализируется на русской литературе. Она руководит Датским институтом культуры в Санкт-Петербурге, где кроме нее работают еще три сотрудника и два практиканта.
Она отмечает, что у Дании есть невероятно хорошая возможность влиять на россиян через культуру. Потому что несмотря на политический скептицизм, с которым они относятся ко всем странам, которые обычно именуют Западом, россияне очарованы культурой Скандинавии в общем и Данией в частности. Россия не устояла перед «северным обаянием».
«У русских появляется мечтательное выражение на лице, когда мы говорим, что из Дании. Они считают, что мы как сыр в масле катаемся, живем, словно в сказке. Словно в раю», — рассказывает она, прежде чем уточнить, что они, конечно, «несколько преувеличивают».
Но отношение это двойственное. Если допустить какую-то ошибку, вас воспримут как какого-то «странного инопланетянина», и вы окажетесь в коммуникационном тупике. Вот почему Тетцлафф также очень старается не обидеть русских. Нельзя затрагивать деликатные политические вопросы. Поэтому, когда в следующем месяце в Санкт-Петербурге будут выставляться работы фотохудожник Красса Клемента (Krass Clement), его кадры из Сирии в Россию не повезут. Их могут воспринять неоднозначно, учитывая роль России в сирийской войне.
«Мы решили не создавать трудностей. Мы подумали, что это было бы странным сигналом», — рассказала она.
На вопрос, так ли хорошо практиковать самоцензуру ради контакта с россиянами, Марие Тетцлафф отвечает, что таким образом институт культуры извлекает наибольшую культурную и политическую пользу из тех ресурсов, которыми располагает.
«Мы сохраняем за собой возможность каких-то маневров только потому, что постоянно напоминаем, что мы вне политики», — говорит она.
Не нужно далеко ходить за примерами, чтобы доказать, как тяжело сейчас представителю Запада заниматься политикой в России.
На глазах у Марие Тетцлафф во втором по величине городе России, где живет пять миллионов человек, закрылось множество организаций. Совет министров северных стран, который назвали «иностранным агентом». Датское консульство, американское консульство и британское консульство.
Балалайка или шпионы
Марие Тецлафф вместе со своей собакой Бизу принимает «Берлингске» (Berlingske) в своей квартире в центре города, окна которой выходят на каналы Санкт-Петербурга. Она с энтузиазмом рассказывает, что сейчас переводит с русского на датский «Братьев Карамазовых» Достоевского. Раньше она была журналистом, специализирующемся на культуре, и преподавателем. А потом приехала в Россию, где и прожила последние 40 лет, написав об этой стране несколько книг.
Сегодня она хочет донести до всех одно послание — нужно покончить с обоюдной демонизацией в хрупких отношениях между Данией и Россией.
В России, по ее словам, демонизация больше всего заметна в СМИ. Например, ранее в этом году по российскому телевидению показали документальный фильм, в котором рассказывается о шпионаже со стороны норвежских студентов. А недавно один интернет-журнал сообщил, что ее институт культуры распространяет «европейские ценности».
«Некоторые российские СМИ употребляют словосочетание „европейские ценности" уничижительно и с иронией. Под ним, вероятно, подразумевается наша свободная гендерная мораль, атеизм, слабость и недостаточный патриотизм. Однако в Санкт-Петербурге эта враждебность ощущается не так сильно, ведь это европейский город и люди тут более сознательные», — рассказывает она.
Датчане же, по ее словам, рисуют слишком упрощенный образ России:
«Обычные датчане часто считают русских либо этакими гостеприимными типами с балалайками, либо опасными шпионами из фильмов про Джеймса Бонда. Либо расчудесными, либо совершенно ужасными. Это несерьезно».
Мари Тетцлафф пытается покончить с демонизацией с помощью культурного обмена. Она приглашала в российский город и свой маленький институт таких выдающихся личностей как Сёрен Ульрик Томсен (Søren Ulrik Thomsen, поэт), Лисе Нёргор (Lise Nørgaard, журналистка) и Адам Хольм (Adam Holm, историк).
Она бы хотела двигаться по этому пути и дальше. Поэтому ее раздражает, что центральный офис в Копенгагене сейчас навязывает ей новые инструкции. Теперь Институт культуры должен помогать ООН добиваться своих глобальных целей в стране.
Это сложно, считает Тетцлафф. Потому что хотя Россия и подписала список этих целей, согласившись над ними работать, есть сферы, где в связи с этим возникает конфликт. Например, когда речь заходит о гендерном равенстве.
«Я, конечно, не считаю, что мы должны просто позволить российским мужьям бить своих жен. Но эта задача не для нашего маленького института, который может много добиться в другой области — в культуре. У нас достаточно ресурсов, чтобы способствовать каким-то изменениям в культурной жизни. Но для какой-то кампании по изменению русского менталитета их недостаточно. Мы этого просто не можем», — говорит она.
«Мы должны твердо придерживаться наших ценностей»
В последние годы российская риторика по отношению к Западному миру, в том числе Дании, постепенно становилась все более враждебной. Например, бывший российский посол в прошлом году обвинил датских экспертов и политиков в «русофобии», после того как глава разведывательной службы датских вооруженных сил Ларс Финдсен (Lars Findsen) предостерег, что Россия, возможно, попытается повлиять на датские парламентские выборы.
Совсем недавно отношения накалились из-за того, что Дания медлит с принятием решения по газопроводу «Северный поток — 2». Именно из-за этой напряженности институту в первую очередь и следует противодействовать обоюдной демонизации, считает Марие Тетцлафф.
«Мы можем дать людям художественные впечатления, показать другую сторону Дании, а не ту, что им обычно демонстрируют политики».
«Конечно, беззубыми мы тоже не должны быть. Мы должны отстаивать свои ценности. Например, нет причин отказываться от гей-парада в Санкт-Петербурге. Это будет очень полезно», — говорит она.
Поэтому Тетцлафф призывает к более широким дебатам, посвященным тому, как Дания и Запад пытаются распространить свои ценности на остальной мир. Следует ли нам вообще вмешиваться? Не слишком ли мы нетерпеливы, ожидая скорых изменений после Арабской весны, революции на Майдане или после распада Советского Союза?
«Моя философия сводится к тому, что приказать им себя уважать мы не можем. Для начала мы должны сами продемонстрировать, что уважаем их. Мы не должны говорить им: „Вы себя плохо ведете с геями и лесбиянками, сейчас мы вам покажем, как надо". Ни в коем случае. Люди сами должны прийти к этому», — говорит она, рассказывая в общих чертах, что она считает задачей своего института:
«У вас есть замечательные музыканты, а у нас есть несколько талантливых композиторов. „Если мы приедем к вам с нотами и композиторами, ваши музыканты сыграют их произведения?"» — говорит она.
Мари Тетйлафф считает, что искусство и культура сами по себе помогают продвигать ценности, которые, например, лежат в основе глобальных целей ООН:
«Ни одно произведение искусства не проповедует, например, что детям лучше не давать образования, а океаны следует загрязнять».
Факты
Марие Биргитте Тетцлафф родилась в Брегнинге 7 июля 1954 года.
В 1973 году она закончила школу Херлуфсхольм. В 1984 году она стала кандидатом филологических наук со специализацией по русской литературе в Копенгагенском университете, где она получила золотую медаль за свой диплом «Проза Марины Цветаевой». Затем она стала преподавать в Славянском институте, иногда отправляясь в командировки, например, в Московский государственный университет. В 1988 году она стала работать журналистом в «Викендависен» (Weekendavisen), освещая события, происходящие в России.
В 1995 году она начала работать в культурном отделе газеты «Политикен» (Politiken), где оставалась вплоть до 2017 года.
В прошлом году ее пригласили стать руководителем Датского института культуры в Санкт-Петербурге.
Кроме того, с 2008 года Марие Тетцлафф несколько раз участвовала в проекте «Луизиана лайв» (Louisiana Live), а также появлялась в программе «Датского радио» «Дегустаторы» (Smagsdommerne).
Кроме статей о России в «Викендависен» и «Политикен» у Тетцлаф есть также несколько книг об этой стране. Кроме того, она переводит русскую классику, например, «Анну Каренину» Толстого.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3 Опять, самое главное из всех европейских ценностей, в том числе и культуры это геи и лесбиянки плюс, как выражение этого явления гей-парады.Песец просто, самая главная культурная ценность!. «Конечно, беззубыми мы тоже не должны быть. Мы должны отстаивать свои ценности. Например, нет причин отказываться от гей-парада в Санкт-Петербурге. Это будет очень полезно», — говорит она. ------------ Жесть, как про Федота стрельца: Нянька Постеснялся хоть посла б!.. Аль совсем башкой ослаб?.. Где бы что ни говорили — Все одно сведет на баб! Так и тут - самое главное привить русским Гейропейские ценности Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 3 Ivasi2018, Призыв к проведению гей-парада можно же квалифицировать , как призыв к нарушению российского законодательства. Т.к. гей-парад это публичная реклама в публичном месте сексуальных извращений. А эта реклама у нас запрещена. На тетку можно заводить дело и выдворять из страны. Может быть тогда мозги заработают? 
| 0 nagurnaja, у нас запрещена пропаганда среди несовершеннолетних, т.е. в школах, на детских мероприятиях и т.п. А вообще как бе можно. Так что здесь ее не приплетёшь. Она же не в интервью журналу "Мурзилка" это предложило. 
| 0 Dragon84, Здрасте. Реклама гомосятины запрещена во всех сферах, в которых она может контактировать с детьми. Гей-парады проводятся не в глухой тайге, или не на льдинах в Антарктиде, а в людных местах, где ходят дети разных возрастов и в больших количествах. Более того, сами парады есть места массового скопления людей, которые привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Т.е. по факту эти парады нельзя вообще проводить ни в каких городах, деревнях или хуторах. Т.к. эту рекламу могут посмотреть дети. Сами парады и есть реклама гомосятины и гомосеков. Не надо валить на детские утренники и Мурзилку. Есть улицы, по которым постоянно, а не по праздникам ходят дети, в количестве на порядок больше количества читателей Мурзилки. 
| 0 Dragon84, согласен с nagurnaja, что гей-парад является пропагандой и нарушает закон, если он доступен для детей. Но! Есть выход. Пусть проводят парад!... в недетское время - после 23:00, но также без нарушения общественного порядка, т.е.: 1.запрещено перекрытие движения для транспорта и создание помех для передвижения граждан, 2.запрещено оголение и демонстрация действий откровенно сексуального характера в общественных местах, непредназначенных для этого, т.е. на улицах города - ни-ни!, 3.запрещено после 23:00 создавать шум и применение световых приборов (светоиллюминация), мешающие отдыху граждан, 4.запрещены действия, попадающие под статью об оскорблении чувств верующих, т.е. этому содому нельзя приближаться к храмам, соборам, мечетям, церквям, костелам и иным местам религиозного поклонения, 5.запрещено оскорбление власти... И т.д. не помню все положения. )) А так - пожалуйста! В тихом парке вдали от всех храмовых строений ночью траурным шествием в неброской одежде без использования дополнительной иллюминации, но можно с плакатами без упоминания власти, без политических и социальных воззваний (иначе это не гей-парад, а политический несанкционированный митинг)без картинок сексуального характера и картинок, которые можно характеризовать, как контент для детей... Так кто ж будет против? Думаю, что организаторы парада. 
| 0 AmadeusWolf, Не, есть другой способ проведения гомосячих парадов. Место проведения: абсолютно безлюдные места , с удалением от поселений в радиусе 500 верст. Время проведения- можно и в дневное. Это может быть : глухие тайга и тундра, или льдины Ледовитого океана. Собрать желающих, одетых в цивильные одежды, забросить их в эти удаленные места в сопровождении пожарных расчетов и машин (мало ли, тайгу поджечь могут). Пусть разнагишаются (ну, переодеваются в свои гомосячьи одежки: перья, ремни и проч.) и парадируют перед местными медведями и комарами. Пропарадировали- переодеваются в цивильное и так же организовано возвращаются в поселения людей. Разумеется, сей банкет они оплачивают сами : транспорт, пожарных. Думаю, что после первого же парада, число желающих провести второй парад, будет резко стремиться к нулю. 
| 0 nagurnaja, Увы, они хотят проводить парады не в тайге, а в городах-миллиониках... Потому только так... ночью, в тихом парке, траурным шествием в цивильном виде и без политики. )) 
| 0 nagurnaja, ну, мы не диктуем как и где, а предлагаем площадку вдали от религиозных учреждений и детских учреждений, время - недетское во избежание непредвиденных эксцессов с ограничением детей от сексуальной пропаганды (мало ли на льдах вдруг появится порыбачить в условиях крайнего севера семья экстремалов с детьми?), при этом действуют общественные запреты на шум, на непристойное поведение и т.д. А вот предложение площадки за пределом населенного пункта особенно без условий проведения парада - это давление на общественные организации, дискриминация (ведь навальнятам позволено проведение их маршей в пределах городов) и наступление на демократические свободы собрания, личности и самовыражения. Хотя в глубине души я с Вами полностью согласен, что выделить гей-парадам, а также иже с ними навальнятам и зеленым площадки на свободных льдах Северо-ледовитого океана. Одни не будут смущены гомофобией, вторые борются за сохранение льдов с политическими заявлениями против всех, кроме спонсоров из гегемонии всея западного мира, третьи не будут иметь проблем с полицией и свободны в своих действиях в рамках отдельно взятой льдины. При том из всех киосков можно оставить только с резиновыми изделиями - чтобы им всем весело было )) Но увы... мой план более близок к реализации. )) 
| 0 AmadeusWolf, мало ли на льдах вдруг появится порыбачить в условиях крайнего севера семья экстремалов с детьми? ========== Елки-палки, вот появление семьи экстремалов с детьми во льдах Ледовитого океана я не предусмотрела! Тогда только 3-х метровый сплошной забор и парочка полицейских рот, которые бы помогли семье экстремалов с возвращением домой или подсказали бы более безопасные места для рыбалки. Кстати, и в Вашем варианте, так же не предусмотрена семья экстремалов с детьми, которая обожает ночные походы по кладбищам (зачеркнуто) тихим паркам. Значит и тут надобен 3-х метровый забор. Но любые заборы всегда влекут к себе детей- магия у них такая. Каждый русский ребенок проходит инициализацию, порвав штаны о забор. Поэтому, населенные пункты должны быть исключены, по определению. Оптимальный, минимальный радиус от населенного пункта должен быть 500 км. Причем само огороженное 3-х метровым забором место, должно быть обведено по периметру контрольно-следовой полосой, шириной 1 км. И охраняться погранслужбой, обеспеченной служебными собаками. Ни один ребенок не должен пересечь контрольно-следовую полосу!!! А в связи с расширением извращений и добавления к ним зоофилии, ни один детеныш медведя или еще какого-нить зверя или птицы не должен пострадать!!! 
| 0 «У русских появляется мечтательное выражение на лице, когда мы говорим, что из Дании. Они считают, что мы как сыр в масле катаемся, живем, словно в сказке. Словно в раю» Ой какая милая брехня. Я там еще поверю что это все было в сраном коммунизме. Когда за бугор не пускали и пластинка Битлов, привезенная контрабандой в дип-почте - была верхом мечтаний. Коммунистические мрази закрутили гайки и ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ вещи (типа ЕДЫ в магазинах и видеокассеты) - казались советским гражданам парадизом. ...Я сам это испытал когда приехал из сраного нищего кровавого СССР в Германию. Но я был юн и яд коммунизма еще не пропитал мои поры. Поэтому я объективен и не писаюсь в экстазе от серпасто-молоткастой красной тряпки. А люди постарше пропитаны всем эти БЛАГОГОВЕЯНИЕМ перед Сказочным Западом. Коммунисты сами сделали из Запада Рай на Земле. А там нет и не было ничего особенного. Просто достойная жизнь. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 2 Spax2018, да свободно продавались пластинки Западного Рока.. были рынки..кому надо шел покупал.. видаки с 1982 года были..доступны..видео кассеты на рынке были любые.. видеосалоны частные с 1984 года..официально разрешены в 1985 г . ..ты из какой помойки вылез..? что ж тебя так жизнь то покоребила .. ... с немцами в СССР начал плотно общаться с 86 года..они здесь работали..и Восточные и Западные ..технику они поставляли..оборудование монтировали свое немецкое на наших ...хороших заводах.. они тут с нами месяцами жили..вместе пили..напивались вместе в усмерть..вместе ходили на хоккей..общались по полной.. но они особой разницы не видели... что тут жизнь отличается чем то ..от той что там у них дома.. просто нормальные люди..и по помойкам не шлялись в отличии от тебя.. 
| 0 Поражают меня москвичи. Если у НИХ там в ГУМе и на Горбушке все было - значит Коммунизм был чудесен и удивителен. И ВСЕ было по всему сраному Союзе. Рожденные с серебряной ложкой, летавшие в рестораны за полстраны... В моей деревне видаки были только у тех кто их из Германии привез. И кассеты переписывались по 20 раз, до дыр затирались. Сосед кассеты записывал на продажу. До 1998 года этим занимался. Ибо кассеты купить было негде. В Ростов за ними ездили... Москвичи такие москвичи. Все своими мерками меряют. 
| 0 Spax2018, ..."В моей деревне видаки были только у тех кто их из Германии привез.." и много кто из твоей деревни за видаками в Германию ездил..? мозг не выноси..застудишь.. Работать надо было..а не казенным хлебом кормиться.. что твои то ссыльные ..песню не написали..картину не нарисовали..Стадионы на свой концерт не собрали ...пацаны с Ласкового Мая смогли деньги поднять..при СССРе хоть и детишки.. они не по киоскам шлялись в говне и слезах..о игрушке немецкой.. а ты что ж ..выставку в Париже своих картин не устроил..книгу в США не издал..ничего не изобрел и патентные роялти не получил...не посеял и урожай на экспорт не продал.. Это ж не коммунисты виноваты.. это просто зеркало кривое. 
| 3 Spax2018,.... нищего кровавого СССР в Германию... Германия крови то пролила..в веках всю не смыть.. и своих немцев Германия поубивала..много..в Мире и аналогов то нет.. СССР то нищим не был.. Немцы персональные компьютеры лишь в 84 году начали клепать.. а в СССР то персональные компы были уже в продаже.. так что кто нищебродил Германия или СССР..это еще вопрос.. Германия с 1973 года..сосала Советскую трубу..Газ отсасывала..побиралась.. Так что немцы сосали сосут и сосать будут..Русскую трубу..и молиться на нее .. нищеброды..ничего своего у Германии нет ..только рабский труд на дядю 
| 11 «Конечно, беззубыми мы тоже не должны быть. Мы должны отстаивать свои ценности. Например, нет причин отказываться от гей-парада в Санкт-Петербурге. Это будет очень полезно», — говорит она. -------------------- Да идите вы в свой Попенгаген и устраивайте там что хотите, а у себя дома мы сами разберемся: на балалайке играть или с медведем плясать. Не ваше дело. 
| 8 < «Моя философия сводится к тому, что приказать им себя уважать мы не можем. Для начала мы должны сами продемонстрировать, что уважаем их. Мы не должны говорить им: „Вы себя плохо ведете с геями и лесбиянками, сейчас мы вам покажем, как надо". > Эта, стесняюсь спросить, а кроме нежной любви к гомосексуалистам вас есть за что уважать ? Или вы сами не знаете, раз уж именно этот пример привели ? (Вот же, просто господи, дура, из всех возможных вариантов найти точки соприкосновения выбрала именно этот !!! Эффект будет противоположным) 
| 2 Мне на ЛГБТ плевать, пока они тихо сами с собою... 
| 8 В общем ясно. Основная европейская ценность - геи, лесбиянки, гейпарады. А пошли бы они лесом с этими ценностями. 
| 6 "Мы должны отстаивать свои ценности. Например, нет причин отказываться от гей-парада..." Для меня гей-парад в России - не ценность! Отстаивайте свои ценности в Дании. 
| 4 выслушивать поучения от страны где у детей на глазах пристрелили жирафчика потянувшего к людям за лаской? увольте!!! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 четослышал, Потом расчленили и скормили львам. www.youtube.com/watch?v=-B0gZAFrVWw 
| 0 leoirk, хорошо что не детям, жаль что не либеральным журналистам 
| 1 "Она руководит Датским институтом культуры в Санкт-Петербурге, где кроме нее работают еще три сотрудника и два практиканта" И полторы уборщицы. 
| 5 Марие Тетцлафф....: "Мы можем дать людям художественные впечатления, показать другую сторону Дании.. а не ту, что им обычно демонстрируют политики... Мы должны отстаивать свои ценности. Например, нет причин отказываться от гей-парада в Санкт-Петербурге. Это будет очень полезно".. Товарис-чъ ! А Ты готов смотреть..на ту ..другую сторону ..которую обычно демонстрируют Датские политики ? а надо посмотреть.. афтарша утверждает что это будет полезно.. .."центральный офис в Копенгагене сейчас навязывает ей новые инструкции. ." .... в Западных СМИ эпидемия что ли..? начинают о Высоком..о Музыке..об "Анне Карениной".. и все всегда скатывается в Гей- Парады.. массовый психоз какой то ..
Показать новые комментарии (0)Ivasi2018
nagurnaja
Dragon84
nagurnaja
AmadeusWolf
nagurnaja
AmadeusWolf
AmadeusWolf
nagurnaja
Spax2018
За Гуманизм
Spax2018
За Гуманизм
За Гуманизм
Коньяков-Водкин
lampem
Вячеслав с севера
Bort829
MaGu
четослышал
leoirk
четослышал
Paranoid
За Гуманизм
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)