Интервью с Эвой Томпсон (Ewa Thompson) — сотрудницей Университета Райса, автором книги «Понять Россию. Святое безумие в российской культуре»
Teologia Polityczna: Как Вы пришли к изучению святого безумия, почему заинтересовались феноменом, лежащим на стыке религии, культуры, и, как Вы доказываете, российской политики?
Эва Томпсон: Причин было две. Первая состояла в том, что меня интересовала «инаковость» России, ее несоответствие всему, что принято считать европейским, а вторая в том, что у меня не получалось объяснить этого своим студентам. Волна интереса к России в США поднимается и спадает в зависимости от того, что происходит во внешней политике, но в университетах всегда есть группа людей, рассказывающих студентам, что россияне ничем не отличаются от европейцев в области своих привычек, культурных, общественных и политических традиций. Такая идея проникает в образованные круги общества, а в итоге их представители становятся самыми горячими защитниками России в США. Юродивые — это свидетельство культурного своеобразия России, они позволяют показать ту часть российской культуры, которую обычно не замечают даже самые большие эксперты в этой области.
— Как выглядит распространенный на Западе миф или стереотип о юродивых? Почему закрепился именно такой их образ?
— Обычный американец (и наверняка обычный европеец) не имеет понятия о существовании в российском обществе такой группы. Люди, что-то знающие на эту тему, черпают свои знания или из российской литературы, в которой юродивые изображаются как символ милосердия и благочестия Россия (такой образ можно найти в повести «Детство» Толстого), или из панегирических текстов, составленных преимущественно в XIX веке и не подтвержденных документами той эпохи, в которую якобы жил тот или иной юродивый. В российском дискурсе подчеркивается, что святые безумцы грешили для того, чтобы не возгордиться, что они являют собой пример полного посвящения себя богу. Такого рода послание позволяет формировать в узкой, но пользующейся влиянием благодаря своей образованности прослойке американского общества симпатию к России, предстающей в образе страны, которая сохранила христианство в более чистой форме, чем Запад, где образ Христа исказили просвещенческий рационализм и формализм. Этот тезис словно бы взят из «Братьев Карамазовых» Достоевского: он не подразумевает разграничения между рационализмом Просвещения и рационализмом аристотелевско-томистическим.
— Каким образом феномен святого безумства повлиял на то, как россияне осознают сами себя?
— На мой взгляд, он способствовал закреплению у многих россиян веры в то, что Россию нельзя, пользуясь выражением Тютчева, «измерить общим аршином» (та же мысль содержится в его стихотворении «Эти бедные селенья…»). Россияне предстают народом, обладающим огромными духовными ценностями, которые невозможно описать при помощи подчиненного европейскому рационализму дискурса. Я воспринимаю это как отказ от дискуссии: мы лучше вас, и все, чем мы занимаемся на международной арене или во внутренней политике, лучше того, чем занимаетесь вы. Наши шаги направлены на защиту русской самобытности, которая представляет собой высшую ценность и не подлежит обсуждению. Разумеется, я упрощаю, но появление в посткоммунистической России таких фигур, как Панарин или Дугин, свидетельствует о том, что российские влиятельные фигуры продолжают опираться на иррациональные идеи.
— Повлиял ли феномен юродства каким-то образом на польские культуру и общество?
— К сожалению, поляки, которым не посчастливилось оказаться сначала под российским, а потом под советским господством, в какой-то степени переняли черты, свойственные обществу царской и советской России. Разумеется, не в такой степени и в несколько другой форме хотя бы потому, что между завоевателем и завоеванным неизбежно возникает антагонизм. Тем не менее я полагаю, что российская склонность к крайностям и радикальному осуждению (обличительству), которая находит проявление и в политической жизни, и в социальных образцах поведения, проникла в том числе в Польшу. Это заметно как в спорах политиков, так и в беседах у условного пивного ларька.
— Во вступлении к своей книге «Понять Россию» Вы пишете, что влияние, которое оказывает феномен юродства, выходит далеко за его собственные рамки, и посвящаете этой теме отдельную главу. В своих дальнейших изысканиях Вы развиваете этот тезис или вносите в него корректировки?
— Я считаю, что юродство было и осталось явлением, которое помогает сторонникам концепции величия России выстраивать свою аргументацию (если, конечно, аргументами можно назвать бездоказательные утверждения об особой роли этой страны и ее якобы глубоком понимании сути христианства). Меня всегда забавляли истории разных американских интеллектуалов, перешедших в православие, поскольку их очаровала красота византийских икон, глубокие голоса поющих в церквях мужчин и величие русской литературы. Эти люди не владели русским языком, ничего не знали об уровне знаний о христианстве российского духовенства и верующих, не сталкивались с российским бытом. Все сведения об истории России они черпали из хвалебных произведений, созданных для иностранцев, а представления о юродивых — из составленных в XIX веке текстов. Имеющий мало общего с реальностью образ юродивого нашел свое применение в создании мифов о России. Между тем, конечно, российское самосознание состоит из различных элементов, и было бы неверно сводить все к функционирующему в общественной, религиозной и политической жизни феномену юродства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 каша в голове у обоих участников диалога Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Грац, по-другому и не скажешь. 
| 4 К сожалению, поляки, которым не посчастливилось оказаться сначала под российским, а потом под советским господством - зато как посчастливилось тем пшекам, которые, к счастью, оказались под немецко-фашистским господством, а потом просто стали холуями у янки! Целовать черные задницы - это же так по-европейски! 
| 0 У нас юродивых - единицы, а у поляков весь народ - кликуши. 
| 2 Американская "исследовательница" Эва Томпсон явно не в курсе, что юродивые были ещё в Византии, если считает юродство уникальным для России явлением. Несведущая мадам, ценность её "исследований" вызывает большие сомнения. Отдельно позабавило, как польские споры у пивного ларька были приписаны тлетворному влиянию русской культуры. Вот уж тут Россия точно ни при чём. Южные славяне, например, такие же, хоть и не пробыли под властью РИ ни одного дня. Славянский темперамент, только и всего: эмоциональность, упрямство, максимализм и обострённое чувство справедливости и правды. 
| 0 я так принимаю когда нужно ссылку кинуть на русского писателя который выгодно писал с точки зрения запада то это конечно достоевский и он для них конечно великий конечно ведь для них никак не может быть пушкин или лермонтов писали они не так как надо 
| 1 Юро́дство (от ст.‑слав. оуродъ, юродъ[1] — «дурак, безумный»[2]) — намеренное старание казаться глупым, безумным[3]. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников[4]. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений[5][6]. В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф. 25:2, «Притча о десяти девах»).Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради»[7]. Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15)[8]; Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3)[9]. Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями[10].В произведении древнеримского историка Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» описывается следующий эпизод из жизни афинского законодателя Солона: Между афинянами и мегарянами происходила борьба не на жизнь, а на смерть за обладание островом Саламином. После многих поражений афиняне установили смертную казнь для того, кто внесет закон о завоевании этого острова. Солон, боясь, что молчание его повредит государству, а выступление погубит его самого, притворился внезапно впавшим в безумие и решился, под предлогом невменяемости, не только говорить о том, что было запрещено, но и действовать. В растерзанном виде, какой имеют обычно лишившиеся ума, он побежал туда, где бывало много народа. Когда сбежалась толпа, он, чтобы лучше скрыть своё намерение, начал говорить стихами, что было в то время необычно, и подстрекать народ к нарушению запрета. Он до такой степени увлек всех, что тотчас же было постановлено начать войну против мегарян, и после победы над врагами остров [Саламин] перешел во владение афинян. — Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»» Книга II, Гл.7[11] Ярким примером притворного безумства в Древней Греции является философ-маргинал Диоген Синопский. 
| 1 Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел»[10]. Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом[9]. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4:10) «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1:20) «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18) «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1Кор. 3:19) «…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор. 1:18) «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21) «…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23) «…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1:25) Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им»[12]. По словам святителя Афанасия Александрийского: Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю[13]. Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых[14]. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни[15]. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества[уточнить]. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного[16]. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры[17]. 
| 1 очередной автор книги "Понять Россию", который нихрена не понимает Россию. и не собирается. цель этого "исследователя" в другом - найти доказательства того, почему этот Мордор такой Мордор. вот и юродивых уже приплели, как будто на западе своих сумасшедших мало. что забавляет - у нас про того же Дугина вообще мало кто в курсе, а буржуины его подают чуть ли не как местного властителя умов. и что, идея национальной самобытности - это плохо? ну так отмените тогда все нации - немецкую, французскую и т.д. (а заодно и языки вместе с гендерными отличиями) и живите в унитарной стране Европа. что, не получается? 
| 0 У нас "юродивые" сидят на паперти у церкви, а у вас, не очень/уважаемая дама, в парламентах,сеймах, и конгрессах. 
| 1 "Меня всегда забавляли истории разных американских интеллектуалов, перешедших в православие..." Еще бы. Покаяние это полный отказ от "ценностей". вбитых в голову с детства. Процесс очень болезненный, это вам не книжки читать.
Показать новые комментарии (0)Грац
fatalist
Alexxandro
danklepi
Miss Understanding
russ_land
russ_land
russ_land
Ватный Суслик
Foxbat
Чайников
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)