«Война 3Q» (спор между двумя крупными китайскими компаниями «Телесент» и «Циху 360» (Qihoo 360)- прим. перев.) в свое время вынудила Ма Хуатэна основать свою открытую интернет-платформу, продвинув тем самым мобильную супер-платформу «Вичат» (китайский популярный мессенджер — прим.перев.). А сейчас Цукерберг уже год находится в поиске нового решения после скандала с утечкой информации с Фейсбука.

Осадок после скандала, разгоревшегося вокруг «Фейсбука» в марте 2018 года, оставался в сознании людей более года. Инцидент с утечкой информации стал самым тяжелым для социальной сети и ее создателей. Это оказалось для «Фейсбука» переломным моментом. После публикации Конгрессом США показаний Цукерберга по делу об утечке информации, пятичасовых слушаний и года внутренних и внешних неурядиц, Цукерберг был вынужден задуматься о настоящем и будущем «Фейсбука».

6 марта Цукерберг написал в блоге, что спустя год размышлений он готов к переменам.

Создатель «Фейсбука» писал, что теперь социальная сеть станет закрытой.

За последние 15 лет Фейсбук и Инстаграм превратились в открытые цифровые площадки, но после утечки данных люди стали постепенно избегать открытых сообществ, возвращаясь к более закрытому типу общения: один на один или в небольших группах.

Репутация компании уже была подорвана, людям было сложно поверить, что «Фейсбук» сможет, а главное, захочет стать закрытой платформой. Однако в сообщении, с помощью которого Цукерберг хотел вернуть доверие людей, объясняется, что компания заботится о сохранении личной информации пользователей.

В эпоху открытых социальных сетей бизнес-модель «Фейсбука» строится на таргетированной рекламе, основанной на данных, размещенных в профиле пользователей, а значит, став закрытой социальной сетью, «Фейсбук» неизбежно потеряет источник финансирования. Сможет ли он тогда постепенно отказаться от рекламы?

«Мы хотим создать больше способов для общения, с помощью которых можно было бы делать звонки и видеозвонки, создавать групповые чаты, записывать истории, заниматься бизнесом, совершать платежи, торговые операции, чтобы в конце платформа стала предоставлять частные услуги». Этими словами Цукерберг хотел сказать, что «Фейсбук» хочет последовать примеру «Вичата», создать такое же универсальное приложение за пределами Китая.

Но при более детальном изучении «Вичата» можно заметить, что он стал «народным приложением» в китайском обществе, построенном на общении между знакомыми, и просто скопировать эту модель не получится. Попытка сделать «Вичат» международной соцсетью провалилась. А Фейсбук ближайшее время все еще будет оставаться платформой, работающей только за счет рекламы.

Вопреки преставлению многих, в заявлении Цукерберг не говорил, что «Фейсбук» будет придавать меньше значения рекламе, наоборот, теперь он будет собирать данные через три отдельных приложения: Фейсбук, Вотсап и Инстаграм.

В 2014 году Вотсап стал частью империи «Фейсбука» и тут же превратился в источник проблем. Пользователи от приложения в восторге, но монетизировать его никак не удается.

Из-за того, что Вотсап изначально был создан, как закрытая платформа для общения, информация, размещённая там пользователями, шифруется и остается закрытой для «Фейсбука», не имеющего к ней доступ. Еще до покупки «Вотсапа» создатели «Фейсбука» решили, что прибыль с этого приложения будет добываться не посредством рекламных трюков и игр, а благодаря подписке стоимостью в 1 доллар в год.

Когда количество пользователей Вотсапа составило 1,5 миллиарда человек, и приложение уже должно было стать главной платформой «Фейсбука», вопрос о его монетизации было уже невозможно игнорировать.

Покупая «Вотсап», Цукерберг обещал ему полную независимость, о чем пожалел уже в апреле 2017 года.

Тот факт, что «Фейсбук» начал вынуждать пользователей Вотсапа делиться личной информацией привело к серьезным разногласиям, в результате которых один из руководителей компании покинул свой пост. В октябре 2018 года была выпущена пробная версия Вотсапа, где пользователей просили прикрепить свою учетную запись к «Фейсбуку» или «Инстаграму».

В деле объединения платформ Цукерберг не думал ограничиваться Вотсапом.

В конце января 2019 года зарубежные СМИ сообщили о том, что «Фейсбук» интегрировал «Вотсап», «Инстаграм» и «Мессенджер». В компании заявили, что сделано это было для улучшения передачи сообщений между пользователями, однако новость все же вызвала споры. Представитель компании заверил пользователей, что это позволит сделать платформу быстрее, проще и надежнее. И все же по мнению многих экспертов, это может навредить конфиденциальности передаваемой информации.

Цукерберг говорил о функциональной совместимости, которая будет лежать в основе закрытых социальных сетей будущего, и которая предопределила объединение Фейсбука, Вотсапа и Инстаграма.

Для тех, кто занимается размещением рекламы на «Фейсбуке» это, определенно, хорошая новость. Потому что несмотря на то, что прямого доступа к сообщениям, передаваемым через «Вотсап» у них нет, четкий портрет пользователя можно составить на основе данных всех трех приложений. Это также увеличит степень направленности рекламы на таких открытых платформах, как Фейсбук и Инстаграм.

Стоит отметить, что раздел «статус» в Вотсапе стал самым популярным средством публикации, опередив аналогичные функции Инстаграма и Снепчата. В связи с этим ответ на вопрос, поставленный Шерил Сандберг во время телефонного совещания с инвесторами о том, станет ли раздел «истории» так же популярен как «новости», пока остается без ответа.

Не исключено, что после слияния «Вотсапа» и «Фейсбука», в первом появится раздел «новости». Подобно тому, как «Вичат» из закрытого приложения для общения превратился в полуоткрытое, дорога к монетизации Вотсапа лежит через введение раздела «моменты», а не «истории».

Конечно, появление в Вотсапе полуоткрытого раздела «моменты» не нанесет серьезного удара по «Фейсбуку», но поможет Цукербергу решить некоторые сложности.

И если все же он решит превратить Вотсап в некую супер-платформу, будет недостаточно просто скопировать «Вичат».

© AP Photo, Mark Schiefelbein
Сотрудник на стенде китайского сайта микроблогов Sina Weibo

«Вичату» удалось стать супер-платформой лишь потому, что он смог проникнуть в китайскую бизнес среду, основанную на сети знакомых. Пользователи «Вичата» уже привыкли с помощью него отправлять «красные конверты» с деньгами на Китайский Новый год. Точно так же платформа для совместных покупок «Пиньдодо» (Pinduoduo) распространилась благодаря группам близких друзей, а об аккаунтах пользователи узнают от знакомых.

«Вичат» стал главным каналом, по которому пользователи обмениваются коммерческой информацией, новостными сообщениями, услугами. Для иностранных пользователей в приложении, основанном на круге знакомых, представляется меньший простор для коммерции.

И даже несмотря на то, что в 2013 году «Фейсбук» в тестовом режиме запустил свою платежную систему, его развитие в этом направлении продвигается весьма неспешно. Дело в том, что законодательство в области безопасности при оплате кредитными картами, настолько требовательно, что невозможно замедляет процесс. В сфере мобильных платежей Китай давно всех опередил. Преимущества платежных систем «Пэйпал» и «Алипэй» очевидны для всех.

По сути потребительский сервис «Фейсбука» «Мессенджер» уже с 2014 года тайно перенимает некоторые черты «Вичата», например, интегрирует платежную систему, функционирующую в разных валютах, игры и даже заказ такси через «Убер». Но значимых результатов коммерциализации пока не наблюдалось.

С одной стороны, это связано с тем, что иностранные пользователи так сильно следят за сохранением свой личной информации, они не захотят, чтобы некая супер-платформа собирала данные об их жизни и расходах. Им больше по душе специализированные приложения, а не такие приложения — швейцарские армейские ножи, предоставляющие все виды услуг.

С другой стороны, это связано с логикой «Фейсбука». Так вызов такси через «Мессенджер» происходит не напрямую, как в «Вичате», где заказ машины осуществляется через компанию «Диди» (Didi Chuxing), а посредством приложения «Убер» в режиме «разговор и услуга». Таким образом «Фейсбуку» удается избежать лишних сложностей, сделав «Мессенджер» предельно простым в использовании и не отделимым от самого «Фейсбука».

Сейчас Цукерберг намерен восстановить эти услуги у 2,7 миллиарда пользователей.

В основе этого восстановления будет лежать собственная платежная система. 28 февраля газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что в будущем году «Фейсбук» планирует выпустить собственную криптовалюту, чтобы пользователи со всего мира могли совершать платежные операции через их платформу. Это значит, что «Фейсбук» пойдет в обход банковской системы, обеспечив платформу высокой мобильностью.

Однако если «Фейсбук» не сможет предложить достаточное количество товаров, услуг и условий для совершения сделок, то он неизбежно превратится в очередной бесконтрольный канал для передачи денег. Если же ему удастся получить выгоду от создания криптовалюты и предоставления финансовых услуг, то за платформой начнут следить правительства многих стран. А это одна из причин, по которым в ближайшее время «Фейсбук» не сможет осуществить задуманное.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.