В этот раз я приехал в Россию с особенной целью — купить маме игрушку неваляшку. У мамы много воспоминаний о ваньке-встаньке, потому что игрушка напоминает ей об отце (моем дедушке). Когда дедушка уезжал далеко из дома, мама всегда играла с неваляшкой: та падала и снова вставала, и тоска и беспокойство мамы улетучивались в одночасье. Из-за бесконечной череды переездов игрушка потерялась. Мама тогда горько плакала. Поэтому когда я спросил ее, что привезти из России, она попросила купить русскую неваляшку.

Воспоминания мамы, о «игрушке, которая не может упасть» — разработка советских дизайнеров. Благодаря своей особенности, ее назвали «неваляшкой» и начали выпускать на заводе в Тамбовской области в 1959 году. Игрушка олицетворяет собой идею — нельзя сломить человека, он всегда встанет и преодолеет все трудности. С технической точки зрения игрушка очень современная и безопасная: сферические детали гладкие, и плотно приклеены в области корпуса, в котором находится что-то тяжелое (поэтому неваляшка всегда принимает вертикальное положение), здесь нет ни одного винтика, что могло бы быть особенно опасно для малышей. С обывательской точки зрения, игрушка невероятно красива: состоит из двух ярких шаров, на верхнем нарисовано трогательное девичье личико, прям как у красавиц из русских деревень. Игрушка стала невероятно популярна среди детей в Советском Союзе, ее стали вывозить в страны Восточной Европы, она даже очутилась на Кубе. В прошлом, когда вьетнамцы отправлялись в Советский Союз, они часто привозили неваляшки, правда игрушка была на вес золота — детям ее не давали, а ставили на самую высокую полку и любовались. Когда я был маленьким, я не думал, что неваляшка на самом деле игрушка! Она стояла на полке рядом с вином из-за границы и глиняной посудой, представляете!

Сначала я решил, что быстро загляну в сувенирный и тут же куплю подарок. Мои дядя и тетя, которые прожили в России больше 30 лет, хором воскликнули: «Неваляшек тут полно!» Но не может же вся семья ошибаться! Посетив два крупных городах России — Казань и Санкт-Петербург, побывав на вокзале, в аэропорте, посетив сотни сувенирных магазинов, рынков, побродив по тихим пешеходным улочкам, где много сувенирных лавок, я постоянно обращался к прохожим и продавцам — все помнят, как они играли в неваляшку, но никто не знает, где же купить ее сейчас. Мой двоюродный брат родился в России и был наслышан о неваляшке. Во вьетнамском языке слова для названия игрушки нет. Мой дядя пытался объяснить ему на вьетнамском и русском языках, что же это такое, но брат, закончив колледж и в университет, так и не понимал, пока дядя не показал ему картинку. «А, это же ванька-встанька!» (другое слово для неваляшки). Он объяснил, что неваляшку надо искать в супермаркете, потому что это игрушка, а не сувенир.

Магазины игрушек, как и другие любые западные магазины, предлагали самые разнообразные товары бесчисленных расцветок, но неваляшку найти было очень трудно. Смотришь на специальном компьютере в магазине, а игрушки нет в наличии. Продавцы объяснили, что игрушка сейчас не популярна, поэтому выпускать неваляшек стали ограниченными партиями. Кстати, 99% игрушек в магазинах производятся в Китае.

Не только игрушки, но и одежду и электронику в 90% производят за рубежом. Странность российских городов — особо ничего не производят. Романтичный Санкт-Петербург очаровал туристов Востока и Запада, но магазинов здесь не так много. В центре города широкие улицы с выстроившимися в ряд домами. Если заглянуть в жилые районы, магазинов станет еще меньше, только на нижних этажах многоэтажек — продуктовые магазины. Если хотите купить хороший самовар или чайник, также возникнут сложности, товаров не так много, но качество чудесное. Поэтому я поднялся в одну из квартир.

Я спросил женщину: «Где вы купили неваляшку?»

Она ответила: «Купить их можно в ГУМе или ЦУМе на Красной площади».

Я отправился на Красную площадь, полюбовался достопримечательностями, зашел в ГУМ (самый роскошный универмаг России). Огромное здание выделяется своей архитектурой, здесь ходят толпы туристов. В ГУМе почти во всех магазинах продаются западные товары, кроме магазина с русскими сувенирами.

«К сожалению, неваляшки у нас нет», — ответил молодой сотрудник, едва знающий английский язык. Пожилой сотрудник проходил мимо и случайно услышал наш разговор, поэтому он предложил мне пройти за ним. Русские, кстати, удивительно гостеприимный народ! Когда я у них спрашивал дорогу, даже если они не знали, куда идти, то отводили меня в справочные пункты (иногда справочные были за несколько километров).

Оказывается существует отдельный магазин детских игрушек. Рассматривая на витринах полок игрушки супергероев США и мультфильмов, я понял, что игрушек русского производства совсем мало. Неваляшек тут почти не было, а стоили они баснословные деньги, как в Чанг Тиен или «Даймонд Плаза» (вьетнамские супермаркеты) Не говоря уже о том, что у неваляшки было нарисовано современное лицо — зеленые глаза, красные губы, белая кожа. Тут не было игрушки из далекого прошлого.

Поэтому пришлось звонить другу в Москву — может быть он знает, где купить. Он подсказал поехать в Ханой-центр. Это огромный комплекс, построенный вьетнамцами. Здесь можно встретить толпы вьетнамских туристов. Я взял самую большую неваляшку (40 см) по имени «Маша», на коробке красовалась надпись на английском «сделано в Тамбове». Еще я купил деревянную неваляшку из березы, которую в обычных магазинах найти было невозможно.

Уезжая из России я положил деревянную неваляшку в чемодан, а пластмассовую взял в ручную кладь. Я счастливо улыбался персоналу аэропорта, когда они рассматривали неваляшку в моих руках. На пересадке в Китае, сотрудники безопасности аэропорта во время досмотра багажа столпились вокруг моей неваляшки, как потом оказалось, они тоже вспомнили эту игрушку из далекого детства. Путешествие закончилось тем, что багаж с игрушкой был утерян. Я, конечно, очень испугался. Позже я узнал, что неваляшка не популярна в мире, и когда я объяснял сотрудникам аэропорта, говорящим на-английском, что в моем чемодане очень важная для меня вещь и описывал ее, они меня совсем не понимали.

Я очень рад, что купил уникальный и полный ностальгии по былым временам подарок.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.