Худой мужчина с длинными волосами сидит немного сгорбившись. Вздохнув, он начинает свой рассказ. Алексей Бреус родом из России, переехал в Припять в 23 года, только-только получив образование инженера в области атомной энергетики. Здесь он начал работать на четвертом блоке Чернобыльской АЭС.
Переезд из Москвы в Полесье, находившееся среди полей советской Украины, в город Припять примерно в ста километрах от Киева, прошел успешно. Большинство жителей Припяти были молодыми специалистами по атомной энергетике с семьями. Будни маленького города сошли с накатанной колеи в конце апреля 1986 года.
«Раньше мы шутили с коллегами: какое же чудище из железобетона стоит здесь в глуши. Когда утром 26 апреля 1986 года я отправился на работу, я еще не слышал об аварии. Но когда я подъезжал к АЭС на служебном автобусе, сразу же увидел, что произошло что-то чрезвычайное. Это был взрыв на четвертом реакторе».
Распоряжения поступали напрямую из Москвы
Авария на Чернобыльской АЭС произошла после испытания турбогенератора на четвертом блоке в 01:23 ночи. Цель испытания заключалась в проверке работы турбогенератора в случае нарушения внешнего электроснабжения.
Вероятно, после успешного проведения испытания работники начали заглушать реактор. Но это не удалось сделать быстро. Примерно через девять секунд произошел сильный взрыв. Крышка реактора была сорвана и подброшена взрывом в воздух, радиоактивные вещества распространились вокруг территории АЭС.
«Моей первой задачей стал поиск пострадавших и их транспортировка. После этого мы начали тушить очаги пожара в блоке и обеспечивать пожарную команду водой. Затем мы начали выяснять, в каком состоянии находится оборудование, особенно реактор: все было охвачено пожаром, уровень излучения был высоким. На том этапе мы еще не знали, что реактор был разрушен», ‒ рассказывает Бреус.
В первые два дня после аварии предпринимались попытки потушить горящий разрушенный реактор водой. Однако попытки не приносили результатов.
«Напрямую из Москвы поступило распоряжение о том, что подачу воды для охлаждения реактора прекращать нельзя, хотя работы пришлось проводить вручную с угрозой для жизни работников. Я был последним, кто пытался подать воду в реактор, используя щит управления нашего блока. Тогда с момента аварии прошло около 15 часов».
«Только следующим утром, 27 апреля, наш блок взяла под контроль армия, и вертолеты начали транспортировать материалы для строительства саркофага, закрывающего реактор. В то же время проводилась эвакуация Припяти, но мы, работники АЭС, и милиция по-прежнему оставались в городе».
«Наше психологическое состояние можно было сравнить с состоянием родственников смертельно больного пациента: чиновники и работники АЭС не могли признать, что больше ничего нельзя было сделать. Моя беременная жена должна была приехать в Припять из России на Первое мая и День Победы, но я отправил ей телеграмму с запретом приезжать. Настоящую причину запрета я назвать не мог».
Многих жителей региона эвакуировали в соседние районы, которые сейчас входят в чернобыльскую зону отчуждения. Уровень заражения этих территорий был очень высоким.
«Многие работники оставались в Припяти до середины мая. В конце концов меня эвакуировали в пионерский лагерь недалеко от Чернобыля. Уровень заражения моего организма был настолько высоким, что мне не разрешили работать. Меня отправили в долгий летний отпуск, а осенью пригласили на третий реактор Чернобыльской АЭС. Но я туда так и не попал, я стал обучать новых работников атомных электростанций».
Замалчивание и секретность
Информация об аварии появилась не сразу и была неопределенной. На государственном телевидении об аварии упомянули кратко, лишь через день после произошедшего. Пожарным и военным, отправленным на работы по тушению и ликвидации последствий, не сообщались подлинные данные о заражении, которое они получат, и о его влиянии на организм.
Жителям Припяти рассказывали, что их пребывание в эвакуации продлится недолго, и им не давали таблетки с йодом, необходимые для защиты от облучения.
«О настоящих причинах аварии сообщать было нельзя, и руководство страны ничего не рассказывало о них гражданам. После аварии все реакторы такого типа, как в Чернобыле, были модернизированы. Однако советское руководство активно скрывало информацию о технических характеристиках реакторов».
Ядерные реакторы, использующие графитовые замедлители — как на Чернобыльской АЭС — по-прежнему работают на бывших территориях СССР. Ближайшая к Финляндии подобная атомная электростанция находится на территории Ленинградской области — Ленинградская АЭС в городе Сосновый Бор. В декабре 2018 года ее первый энергоблок был остановлен.
Подобные АЭС были неоднократно модернизированы после распада СССР, но, по данным Центра радиационной безопасности Финляндии (STUK), риск возникновения аварии на этих реакторах полностью исключить нельзя.
Виновными назвали операторов АЭС
Причиной аварии считается ошибка, допущенная при проектировании системы глушения реактора. В докладе Консультативного комитета по вопросам ядерной безопасности при Международном агентстве по атомной энергии МАГАТЭ 1992 года также сообщалось, что операторов блока нельзя считать виновными в аварии. Но работников АЭС все же обвинили в произошедшем.
«Некоторых работников АЭС даже отправили на десять лет в тюрьму по обвинению в совершении аварии. Однако информацию о работе реактора в экстренных ситуациях получить было трудно, и на базе полученного нами образования экстренные ситуации невозможно было распознать вовремя».
Бреус рассказывает, что версия о частичной вине работников в том, что эта авария произошла, значительно повлияла и на его жизнь.
«Я пытался написать в советские газеты о настоящих причинах аварии, но мои сообщения так никогда и не опубликовали».
После распада СССР Бреус начал заниматься журналистикой, писал в основном статьи о Чернобыле. В конце 1990-х он стал отображать свои впечатления в живописи, позже включился в работу группы художников, раскрывающих в своих картинах проблемы охраны окружающей среды.
В творчестве Бреуса заметно влияние Чернобыля. Силуэт АЭС на фоне кроваво-красного рассвета — словно Титаник, который идет к неизбежной гибели.
«Позже и в искусстве, и в журналистике мне пригодился профессиональный опыт работы в сфере атомной энергетики. Мне повезло, мне удалось сосредоточиться на близких мне темах, таких как охрана окружающей среды и риски АЭС».
Задача — продвижение правды
Чернобыльская АЭС и опустевший город Припять стали популярными туристическими объектами. В 2017 году в регионе побывали почти 50 тысяч туристов, большинство — иностранцы. Бреус, который и сам иногда работает в туристической фирме, организующей подобные туры, относится к туристам положительно.
«Я считаю, что поддерживать интерес к этой теме очень важно. Однако поездки в Чернобыль все же не должны стать развлекательными, туристическим агентствам важно работать профессионально».
В экипировке, которую им дали в самом начале, было невозможно защититься от излучения разрушенного реактора. Никто не знает точное число жертв аварии, поскольку последствия заражения передаются от одного поколения другому.
Большая часть коллег Алексея, работавших с ним 26 апреля 1986 года, уже умерли, остальные живут с серьезными заболеваниями. СССР и позже Украина не захотели признать ситуацию и оказать поддержку страдающим людям.
Не удивляет, что авария изменила взгляды бывшего инженера-атомщика на работу АЭС.
«Я с опаской отношусь к нынешним атомным электростанциям на Украине, поскольку там по-прежнему используют советские технологии. Социологические исследования свидетельствуют о том, что чем дальше человек живет от атомной электростанции, тем сильнее он боится возможной аварии. Чем дальше специализация человека находится от сферы атомной энергетики, тем сильнее он боится. Это вполне понятно. Сам я, несмотря на мое образование, скептически отношусь к вере во всемогущество науки, формируемой в настоящее время разговорами о ядерной энергетике, и я держусь подальше от тех, кто работает в этой сфере».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -21 То ли дело Фукусима, вот о ней и пиши, чухонец! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 soundap, ну прям слово в слово! 
| 0 soundap, когда случилась чернобыльская авария - японцы во всех своих газетах высказывались примерно так: "атомные станции у русских - что граната у обезьяны". Это при том, что действия налих ликвидаторов были профессиональны. Когда случилась Фукусима - мы почему-то не вернули им подобное определение, хотя оно бы им очень подошло. 
| 2 Понятно. Сейчас решается вопрос о срочной постройке хотябы пары блоков, ибо французы похоже провалили строительство окончательно. Ну кто ж в Финляндии, кроме спецов, знает разницу между РБМК и ВВЭР-1000.. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 and_ivanov, ну да, и французы боятся, что денежки уплывут Росатому. 
| 0 and_ivanov, да и спецы не все знают, что для РБМК электроэнергия - побочный продукт. 
| 0 and_ivanov, "Сейчас решается вопрос о срочной постройке хотябы пары блоков" Всё уже давно решено. Наши люди уже два года как на Ханхикиви работают - в основном разработчики ППРов и прочей документации, пока финны разрешительные документы оформляют. 
| 6 По поводу реактора:одним из создателей был глава академии наук СССР.Понятно.что никто не стал бы обвинять его,поэтому назначили крайних.По поводу облучения:в то время безопасной считалась доза в 25 рентген.Все ликвидаторы имели дозиметры и набрав за все время работы эту норму,заканчивали работу на ЧАЭС.А уж индивидуальная реакция организма своя у каждого оказалась.По поводу умалчивания:а кто тогда "рулил" в СССР?Любимый Западом Меченый,главный либераст.И напоследок.пусть автор назовет страну.которая в такой короткий срок смогла ликвидировать последствия подобной катастрофы.И что он может рассказать об аварии на Тримайл-айленде в Штатах?Что-то американцы о ней не распространяются.такая вот загогулина. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 vyshetravskiy68, чем не устраивает официальная причина: что операторы начали подъём мощности полуостановленного реактора, и поскольку он не запускался из-за "ксенонового отравления", вынули все гасящие стержни полностью, ну, а потом, когда реактор наконец очистился и начал резко разгоняться, толчок давления в ходе аварийного опускания стержней в воду спровоцировал резкое нарастание мощности и взрыв пара? Могу согласиться лишь с одним: операторы знали, что так нельзя, но не знали, насколько это опасно. Правда, и академики поняли это лишь задним числом. 
| 0 vyshetravskiy68, Во-первых, доза в 25 бэр (а не рентген) не считалась "безопасной". Она считалась предельно допустимой дозой облучения личного состава. И взята в, общем-то, от фонаря. Насколько я помню, она была введена Директивой Генерального Штаба (по крайней мере, для военных) Во-вторых, далеко не все ликвидаторы имели «прямопоказывающие» дозиметры (дозу с которых можно считать непосредственно в любой момент времени). В основном там использовались дозиметры типа ИД-11, т.е. т.н. "слепые" (лень копаться в записях, чтобы найти точную модель). Это значит, что персонал, носивший такой дозиметр, не имел возможности самостоятельно увидеть набранную дозу. Дозу с дозиметра считывали медики, помещая его в специальное считывающее устройство уже по возвращении в расположение. В-третьих, последствия подобной катастрофы не ликвидированы до сих пор, учитывая количество топлива, выброшенного в окружающею среду в виде т.н. "горячих частиц" с периодом полураспад в тысячи лет. В-четвёртых, информации об аварии на Тримайл-Аленде - море. Если у Вас есть, что к ней добавить, было бы очень интересно. Просто от той аварии у нас мало пишут. А если Вы читаете на аглицком просто наберите в поисковике “ three mile island accident”. И книг на эту тему напечатано много. В-пятых, мне Горбачёв тоже глубоко несимпатичен, но "мечеть в XIV веке" все же не он развалил, а если и он, то не в одиночку. В-шестых, случись нечто подобное сейчас (не дай бог!), я бы и не только я, все равно опять бы туда поехал. 
| 0 Majorind, Не совсем так. В то время обычная допустимая годовая доза составляла 5БЭР. А допустимая предельная доза для персонала, задействованного на аварии - 25БЭР. Понятия "авария" и "персонал" были давно описаны в нормативных документах, так, что, Генштаб и его директивы здесь совершенно ни причем. Никаких "прямопоказывающих" дозиметров в те времена ни там, ни на других АЭС союза тогда не было. Первые "прямопоказывающие" дозиметры (так называемые РАДы), появились лишь где-то в начале 90-х, на Ленинградской АЭС - финны нам заимствовали. Они тогда косяками ехали на ЛАЭС, ультразвучили трубопроводные стыки и башляли на прочие ремонты, лишь бы не случился второй чернобыль у них под боком. В Чернобыле же мы тогда получали обычные алюминиевые "карандаши" (марку уже тоже не помню). После смены они сдавались не медикам, а "дозикам" (дозиметристам), которые никогда не говорили, сколько ты хапнул за смену. Разве только по знакомству и шепотом. И лишь много позже вышла послабуха в этом вопросе и приборы, на которых можно было "отстрелить" свой "карандаш", появились в открытом доступе. Но так было не только на аварии, но вообще на всех АЭС союза. Но это вовсе не значило, будто человек работал с перебором 25БЭР. Стоило ему приблизиться к этому порогу, а на обычной станции хапнуть дозу, превышающую разрешённую дневную, как его махом брали в оборот и выводили в чистую зону. Как ни парадоксально прозвучит, но когда людям дали прямой доступ к считывающим устройствам, то стало гораздо хуже. Проблема в том, что задействованным на грязных работах работникам, платили весьма хорошие деньги. И как только появилась возможность самостоятельно контролировать свою дозу, люди начали мухлевать - ведь никто не хотел слететь с денег и быть выведенным в чистую зону. Делалось так. Рабочий заходил в фонящее помещение с допуском на час или полчаса - как дозик разрешил. Работал там некоторое время, лишь бы "засветить" свой "карандаш". Потом выходил в третью зону (то бишь, чистую), смотрел по своему дозиметру, сколько хапнул, снимал его и возвращался на рабочее место уже без него. Впахивал там столько времени, сколько нужно было для выполнения задания (потому что разрешённого времени, как правило, никогда не хватало), выходил и шёл к дозику сдавать свой дозиметр. Всё. И волки сыты и овцы целы. Дозик делал вид, будто поверил, что работник управился быстрее разрешенного времени, а работник делал вид, будто честный труженик. 
| 1 В этой статье самый главный последний пункт. Статья написана ради него. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 shiv, Пятый пункт все равно главнее 
| 0 nik_anat15, что у нас не так с турбогенераторами (я не специалист)? 
| 0 shiv, 5-й пункт - национальность в паспорте) 
| 2 Вероятно, после успешного проведения испытания работники начали заглушать реактор---и это типа специалист пишет?вроде"всё хорошо,прекрасная маркиза",только потом всё взорвалось? Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 argus, на 100% соглашусь с вашим мнением. Буквально вчера освежал в памяти события тех лет. Реактор разгоняли, пренебрегая всеми нормами безопасной эксплуатации. Программа проведения испытания предусматривала мощность 700Мвт. А проводить фактически решили на 200Мвт. Кто принял решение? Конструкторы реакторы? Чушь! Конструкторы реактора начали выводить "отравленный" реактор из йодной ямы? Чушь! Погибшие сотрудники АЭС - операторы проявили мужество при аварийных работах. Но кто довёл до аварии... 
| 2 argus, этот "специалист" не знаком ни с актом комиссии ни даже с воспоминаниями участников... вот такие в там специалисты. 
| 2 argus, когда поняли, что случилась авария и пытались заглушить реактор, то глушить его было нечем, стержни успели расплавиться и уже упали в активную зону. В статье упоминается ситуация, когда пытались охлаждать реактор водой.. Все, кроме руководства понимали, что реактор к тому времени, уже не существует и заливали водой - пренебрегая жизнями людей которые это делали, расплавленную реакторную зону и графитовые обломки, ещё более усугубляя ситуацию! Перед совещанием, с участием комиссии из Москвы, которое и приняло такое решение, один из его участников шёл на него и наблюдал разбросанные в сотнях метрах от реактора графитовые блоки, но на его доводы не обратили никакого внимания.. 
| 4 В любом аппарате есть недостатки. Главное знать их и вовремя предотвращать их влияние. 1986 был годом, когда бардак в головах из-за перестроечных настроений начал приносить плоды: Чернобыль, столкновение "Нахимова" с "Васевым", на Дальнем Востоке сгорел пароход. 
| 5 Вероятно, после успешного проведения испытания работники начали заглушать реактор. ------------ Странно это слышать от инженера ядерщика 4 реактора. Как-то это расходится с любыми версиями о произошедшем. --------- Напрямую из Москвы поступило распоряжение о том, что подачу воды для охлаждения реактора прекращать нельзя, хотя работы пришлось проводить вручную с угрозой для жизни работников. -------- Японцы пошли другим путем. Все забросили и делают вид, что все нормально. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 "Японцы пошли другим путем. Все забросили и делают вид, что все нормально." Ну не совсем так. Кое что они все-таки сделали. 
| 0 GreyCat, Москва, из-за преступных действий руководства станции, была не в курсе того, что реактора на тот момент уже не существовало, поэтому и отдавала такие указания! 
| 0 kdmitrii1966, там вообще был мало в чем в курсе. Все-таки первая такая авария в СССР. 
| 0 GreyCat, утром, после аварии, руководство станции - вопреки всему, боялось само себе признаться, что реактора больше нет, хотя всё указывал на это и не сообщало в Москву о реальном масштабе катастрофы! Затем был отдан приказ, восстановить систему охлаждения реактора, которого на тот момент уже не существовало и люди работали зря, под воздействием огромных доз радиации, восстанавливали проводку , насосы и всё остальное.. Сотни тонн воды потекли в расплавленную зону, охлаждать было нечего,громадные объёмы воды испарялись и столько же уходило в грунт, загрязняя громадную территорию.. Ещё ночью, когда случилась авария и операторы ничего не могли сделать с реактором, послали 2 стажёров,посмотреть, что там с ним случилось.. Они там увидели разрушенные бетонные конструкции, невероятное свечение исходившее от реактора, после этого пришли и сказали - реактора больше нет! 
| 0 Так в итоге - персонал виноват или нет? Если нет, почему рвануло в Чернобыле, а на аналогичных станциях, работавших раньше, - нет? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 3 aswan37, виновато руководство станции, которое разрешило такой эксперимент и персонал,который на него отважился, не понимая последствий этого и Вопреки всем инструкциям! На других станциях, таких глупостей не делали.. 
| 4 Странно слышать бред МАГАТЭ, что персонал не виноват - ведь даже из текста видно, что работали в том числе и 23 летние пацаны, которые по определению опыта не могли иметь, естественно ориентироваться в нештатной ситуации они не могли. А это прямейшая вина руководителя работ 
| 5 Этот Бреус такой-же атомщик, как я китайский император. Ни одно описание не соответствует действительности. Не удосужился даже в сети посмотреть материалы по аварии. Единственная цель статьи - в очередной раз облить грязью атомную энергетику России, которая, однозначно, лучшая в мире. Это просто недобросовестная конкуренция.
Показать новые комментарии (0)soundap
четослышал
Михрю
and_ivanov
Баритон
stankach
Забойщик с полундры
vyshetravskiy68
Баритон
Majorind
Забойщик с полундры
shiv
nik_anat15
shiv
nik_anat15
argus
stendstend
четослышал
kdmitrii1966
pavliksokolof
GreyCat
РуссоТуристо
kdmitrii1966
GreyCat
kdmitrii1966
aswan37
kdmitrii1966
VoltPavel
stankach
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)