Говорят, что социальные психологи не умеют применять полученные знания на практике. У исследователя социальной психологии Суви Уски (Suvi Uski) такой проблемы нет.

Когда Уски, называющая себя доктором социальных сетей, начинает рассказывать о своей карьере, она не стесняется говорить, что ее услуги пользуются спросом. Постоянно звонит телефон, приходят сообщения, в голове — полно мыслей.

«Пару лет назад мне пришлось тщательно изучить, как я использую свое время. Поскольку оно ограничено, мне нужно посвящать его тем вещам, которые помогают миру развиваться в правильном направлении».

Уски — генеральный директор в стартапе «Сометурва» (Someturva, «Безопасность в социальных сетях», фин.), который предлагает юридическую помощь пользователям социальных сетей. Она выступает с лекциями и ведет курс в Хельсинкском университете, на котором студенты, изучающие социальную психологию, ищут ответы на реальные вызовы, с которыми сталкиваются предприятия.

Она также помогает министерствам понять, что представляет из себя цифровая Финляндия.

«В беседах, которые ведут инженеры, я занимаю сторону человека».

Кроме этого, доктора социальных сетей просят дать профессиональный комментарий по разным темам: от преследования в интернете до зависимости от смартфона.

Все началось с плей-листа и выбора музыки. Около десяти лет назад социальные сети только появлялись. Фейсбук пришел в Финляндию в 2007 году. Уски училась в университете и с интересом следила за развитием социальных сетей.

Теории социальной психологии, о которых она читала в книгах и на вопросы о которых отвечала в тестовых заданиях, вдруг ожили и стали применяться на практике.

«Все странности людей вдруг оказались на поверхности», — говорит Уски.

Один из примеров — музыкальные предпочтения. Когда на музыкальных интернет-страницах стало возможным открывать свой плей-лист для других, люди начали более тщательно подходить к выбору музыки, чтобы показать, что их музыкальный вкус лучше, чем у других. Уски написала диплом о феномене самопрезентации.

Тема заинтересовала. Она подтолкнула Уски к тому, чтобы стать исследователем и аспирантом.

Пользователи сайта «Ласт.фм» (Last.fm), которые приняли участие в исследованиях, признавали, что они притворялись. Они пытались поднять свой статус, указывая музыку, которая создавала бы о них хорошее впечатление — нажимали на «плей», но сами эту музыку не слушали.

Некоторые ставили в плейлист несколько хороших песен, чтобы устранить урон, нанесенный своему имиджу после прослушивания «некачественной» музыки.

Уски написала диссертацию о создании образа в социальных сетях три года назад. По ее словам, создание образа в соцсетях — новая часть самосознания, которая требует постоянных усилий. От этого тяжело отказаться.

Она использует сравнение со «свадьбой 24/7». В социальных сетях за нашими действиями постоянно следят такие же люди, как и мы сами, нашу одежду и прическу оценивают, и мы пытаемся вести себя максимально корректно.

«В отличие от обычного свадебного торжества трудно сказать, как долго все это продлится — 10 или 50 лет. „Свадебный фотограф" фиксирует каждое мгновение, и все, что ты говоришь, потом могут использовать против тебя».

Нет ничего удивительного в том, что молодежь уже переместилась в приложения, в которых больший акцент сделан на переписке и звонках — например, в «Снэпчат».

Люди старше 30 лет остались в Фейсбуке, чтобы рассказывать о себе аудитории, которая становится все более разнородной.

Аудитория состоит из бывших и возможных будущих работодателей, коллег, соседей, бывших партнеров и одноклассников из начальной школы.

Будь самим собой

Наполовину — машина, наполовину — капиталистическое существо. Таковым, по мнению Уски, является образ человека в мире технологий.

«Я немного побеседовала с инженерами о своей работе. Я поняла, для чего я нужна в этом мире».

Уски говорит, что больше всего на свете она любит проводить исследования, но в ней также есть дух предпринимательства, и она хочет работать там, где действительно можно добиться изменений.

Знания исследователей общества считают менее важными, чем знания инженеров. Они особо никого не интересовали до недавнего времени, пока стадный инстинкт людей и их странности не открылись всем окружающим.

По мнению Уски, задача исследователей общества заключается в том, чтобы объяснить, какими люди являются и почему они ведут себя так, как ведут. Подумать, как это можно применить, например, в развитии цифровых услуг.

Человека часто представляют разумным существом, которое принимает решения. Также считается, что чем больше людей объединяется, тем умнее становится группа.

Вот еще!

Взрослый человек ищет в соцсетях быстрые способы удовлетворить свои тщеславные потребности. Потроллить в комментариях. Перепостить фейковую новость, которую сам-то не прочел. Опубликовать в рабочие часы фотографию через приложение, которое делает пользователя похожим на персонажа аниме.

Чем больше группа, тем громче ее действия и заявления. Радикальные течения начинают выглядеть значительнее, чем они есть.

Алгоритмы продвигают «горячее»: все мерзкое, лакомое и ужасное. Поэтому нашему взору постоянно попадаются те публикации, к которым уже в первую минуту появляется огромное количество комментариев.

По мнению Уски, это необязательный сценарий. Услуги и алгоритмы создаются человеком. Они все основываются на выборе.

Многие думают, что не имеет никакого значения, если кто-то рекламирует сам себя. По мнению Уски, это говорит о том, что многие не понимают, где они находятся.

«В этом аспекте все пошло не так. Не удалось объяснить, что такое частная жизнь, и почему людям важно иметь что-то, что другие о нас не знают», — говорит она.

Человечество много сделало для защиты частной жизни. Созданы различные системы, начиная с тайны выборов.

Сейчас многие пользователи соцсетей решили в какой-то степени смириться: раз уж мы уже начали передавать свои данные, то можно сообщить и остальную информацию.

Личную информацию сейчас используют для создания направленной рекламы, и это очень неприятно. Однако в будущем ситуация может измениться. А если придет другая политическая система? Начнется кибервойна?

Безобидные данные соцсетей могут стать очень важными, если их объединят с другой информацией — например, со взломанными данными о состоянии здоровья.

Мы не знаем, у кого сейчас находятся собранные о нас данные. Мы также не знаем, кому в будущем придется заплатить за это.

«Если бы сто лет назад, в годы гражданской войны, было доступно столько же информации о людях, никто бы не выжил», — говорит Уски.

В марте выяснилось, что данные десятков миллионов пользователей Фейсбука попадали в руки компании «Кэмбридж Аналитика» (Cambridge Analytica), которая использовала их для создания таргетированной рекламы — как во время проведения президентских выборов в США в 2016 году, так и во время голосования о Брексите в 2017 году.

Фейсбук владеет приложением для фотографий Инстаграм и мессенджером Вотсап. Похоже, у Фейсбука все вышло из-под контроля.

Наверное, Фейсбук и сам бы не хотел, чтобы у него было столько власти, как сейчас, рассуждает Уски.

«Если иметь данные о поведении более чем двух миллиардов человек, ничего хорошего из этого не выйдет. Люди проводят где-то там значительную часть времени, и это влияет на то, какую прическу я хочу, где хочу путешествовать, что я считаю правильным, а что — неправильным».

Уски вздыхает.

«Немного по-философски, да? Но это угнетает, очень сильно угнетает».

«Тубкон» (Tubecon), «Суоми-ареена» (Suomi-areena), «Слаш» (Slush). Суви Уски принимает участие во всех мероприятиях, связанных с ее деятельностью.

Причина — стартап «Сометурва». Эта идея возникла несколько лет назад в сотрудничестве с двумя коллегами, которые учились в Хельсинкском университете.

Негативные стороны социальных сетей — такие как травля в соцсетях и риск сексуальных домогательств в отношении детей через соцсети — стали более заметными явлениями.

Суви Уски, классный руководитель в школе Минтту Салминен (Minttu Salminen) и юрист Дженни Ронту (Jenny Rontu) пришли к выводу, что пользователям соцсетей — как детям, так и взрослым — должна предлагаться юридическая помощь. Удивительно, что до этого еще никто не додумался.

Сначала эта идея была оставлена на уровне теории, поскольку у всех были другие заботы. Но в прошлом году финские фонды организовали призовое соревнование «Строители столетия», и «Сометурва» приняла в нем участие.

Сначала Уски и ее коллеги занимались развитием услуги из дома: вручную и лишь в свободное время. Второе место в конкурсе принесло финансирование в полмиллиона евро. Благодаря этому «Сометурва» стала организацией, работа в которой потребовала полной вовлеченности.

«Сометурва» ‒ объединение и акционерное общество. Сейчас в нем работает десять сотрудников.

Когда с организацией связывается человек, которому необходима помощь, юридическая команда выясняет, есть ли в его вопросе признаки преступления — например, клеветы, преследования или сексуальных домогательств.

Команда предлагает варианты действий, проводит досудебное расследование и порой может выступить посредником.

Услуга бесплатная, что, по мнению Уски, является важным вопросом равноправия. Финансирование поступает от фондов и частных инвесторов. Дальнейшая цель — продавать свои услуги социальным сетям, чтобы те могли решать различные вопросы во время хакерских атак и появления фейковых новостей.

Наших детей это не касается

Суви Уски говорит с родителями школьников. Реакция родителей — быстрая, ответ — уверенный.

Уски советует родителям проверить настройки аккаунта ребенка в Инстаграме. Рассказать ему, как поступать, если незнакомый человек попросит фотографию без футболки или предложит встретиться.

Но многие родители качают головой. Наши дети еще слишком малы для этого.

Уски спрашивает, есть у их детей аккаунт в Инстаграме, и родители отвечают, что есть и уже много лет.

«Я не занимаюсь просвещением в вопросах секса, и я не терапевт, но, будучи доктором социальных сетей, я замечаю, что родители не подготовлены к тому, что является для детей повседневностью», — говорит она.

Уски рассматривала эти вопросы применительно и к своей жизни. Ее дети еще не ходят в школу, но у их друзей уже есть Вотсап.

Помощь по вопросам безопасности в сети предлагается пользователям, начиная с восьмилетнего возраста.

Когда ребенок просит помощи, обычно самое важное — обеспечить ему защиту полиции. Первый шаг — побудить ребенка рассказать о проблеме взрослым.

Это нелегко. Обычно дети боятся.

Ребенок может подумать, что обвинят его самого. Что он сам допустил ошибку, и родители разозлятся.

Еще заберут телефон насовсем или заставят удалить аккаунт в Инстаграме.

Суви Уски рассказывает об опасностях соцсетей в школах, но надеется, что ее не посчитают противником технологий: вот она, та самая женщина, которая рассказывает об опасностях социальных сетей в школах.

Конечно, соцсети — это важно, говорит она. Уски относится к вопросу развития технологий с оптимизмом. Негативные стороны социальных сетей не являются причиной отказа от них. Их просто нужно улучшить.

«Сометурва» сейчас занимается развитием систем с искусственным интеллектом, которые в будущем должны заменить команду юридической помощи. Тогда юридическую помощь можно будет оказывать еще активнее, чем сейчас.

Программы должны будут распознавать угрозы в сети, домогательства и издевательства, а также связанные с ними признаки преступлений.

«Наверное, некоторые думают, что я — леди из старой команды, которая выступает против социальных сетей. Но я наблюдала развитие социальных сетей с самого начала, и в этом вопросе я нахожусь на шаг впереди».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.