Начало 1980-х. Годы, когда Санкт-Петербург еще был Ленинградом (свое историческое наименование город получил в 1991 году). Хотя на единственном в то время государственном телеканале постоянно рассказывается о славных победах, достижениях, историях «мы чудо», «мы храбрые», «мы сильные», каждый в глубине души понимает, что близится конец Советов и в мире наступает новый период.

В этой обстановке в Ленинграде на почве интереса к рок-музыке формируется особый круг людей. Вольнолюбивые идеи, возгласы свободы, общественная критика, гитарные соло, любовь, вечные вопросы о жизни переплетаются друг с другом. С одной стороны, следят за панк-направлением, которое все еще на пике популярности на Западе, с другой — такими иконами альтернативной культуры тех лет, как Боб Дилан (Bob Dylan), Лу Рид (Lou Reed), Дэвид Боуи (David Bowie). Впитывается самый широкий спектр музыки и идей вплоть до «Лед Зеплин» (Led Zeppelin) и «Блонди» (Blondie). Молодые люди, которых старое поколение укоряет в преклонении перед Западом, через рок-музыку выражают свой протест против порядка, ставшего уже пародией на самого себя. Конечно, при ограниченных возможностях и достаточно подавляющей атмосфере.

Художественный вымысел преобладает

Сюжет фильма строится вокруг истории известного музыканта рассматриваемого периода Виктора Цоя. Но, на мой взгляд, главный герой — еще одна важная звезда того времени Майк Науменко, которого можно назвать наставником Цоя. Хотя эта кинокартина содержит реальные биографические подробности, преобладает художественный вымысел. Это не документальный фильм. Это кино, в центре внимания которого — определенная эпоха и общество глазами режиссера Кирилла Серебрянникова. Серебрянников — режиссер театра и кино, который с 2012 года является художественным руководителем «Гоголь-центра» в Москве. И визуальная эстетика фильма отражает этот его исходный багаж.

Оставит после себя след

Одна из самых любопытных вещей, которые мы узнаем по фильму «Лето», — поддержка рок-движения государством. То есть интерес государства к проекту «раз они уже находятся под влиянием Запада, лучше мы вмешаемся и возьмем их под свой контроль». Но, конечно, контролировать не получится. Это тоже не сработает, как не сработал в свое время безболезненный проект «арабеска» нашего государства в 1980-х годах, но, безусловно, оставит после себя след. Во время просмотра этого фильма я вспомнил наши 80-е годы, постпутчевый период в Турции и нашу сцену рок-музыки. Те, кому знакомо это время, думаю, тоже найдут определенные параллели, сходства. Полагаю, что, если я перечислю некоторые из заметок о фильме, которые я набросал в свою записную книжку, это будет лучший метод передать вам его дух.

Не убедишь — не сможешь исполнить песню

— Истории, сфокусированные на молодежной культуре Советского Союза 1980-х годов, на вес золота. Отношение людей к Западу, трудности, связанные с привнесением оригинальности в перенимаемое с Запада, кажутся очень знакомыми. Рок-группы кладут тексты своих песен на стол цензорам. Напротив сидит государственный чиновник и требует объяснения тех или иных фрагментов. Не убедишь — не сможешь исполнить песню.

— Один из главных героев фильма, рок-звезда Майк Науменко слушает таких исполнителей, как Боб Дилан, Лу Рид, Дэвид Боуи, переводит тексты их песен на русский язык и записывает в тетрадь. Раньше это было распространено — переводить иностранные песни. Науменко очень вдохновлен творчеством этих исполнителей и некоторые их песни даже адаптирует без изменений.

— Несмотря на известность и выступления на рок-сцене, Науменко работает сторожем. Он живет на зарплату сторожа в здании, за которым присматривает.

— Сценарий к фильму был написан на основе воспоминаний жены Науменко Натальи. Наталья играет в фильме ключевую роль.

— Переход от рока к нью-вейву после того, как барабанщика группы забирают в армию, чтобы отправить в Афганистан, должно быть, является характерной в целом для Советов музыкальной ситуацией. Так возникает самобытное звучание группы Виктора Цоя, еще одной звезды того времени и другого главного героя фильма. Как знакомы нам все эти истории.

— Частью видеоряда в фильме являются отдельные видеоклипы, снятые к песням таких исполнителей, как Лу Рид и Игги Поп (Iggy Pop), каждый из которых великолепен. Как и сцены, подготовленные на основе обложек известных рок-альбомов. Здесь, я думаю, показывается театральная грань режиссера.

— По мере просмотра фильма постепенно привыкаешь к року на русском языке. Язык, который в первых сценах фильма может показаться странным, к концу картины начинает даже нравиться.

— К настоящему времени мы посмотрели много американских фильмов о музыке и альтернативной молодежной культуре разных десятилетий. Мы всегда видели события из одного и того же источника. Успех фильма «Лето» заключается в том, что он представляет историю из закрытого ящика того времени. Даже одно это делает фильм крайне интересным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.