1 марта 2018 года в Центральном выставочном зале «Манеж» Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному собранию, затронув в основном экономические проблемы, социальное развитие и вопросы обороны. Фактически, в своей речи он обозначил предвыборную программу, разъяснил ключевые пункты политики, которую он будет проводить, став президентом в четвертый раз. Судя по нынешней политической обстановке в России, нет никаких сомнений в том, что Путин выиграет выборы и вновь займет пост президента. Однако переизбраться легко, а стоять у власти — гораздо труднее. Структурные проблемы национального развития России не решатся сразу с победой Путина.


Во-первых, падение совокупной мощи РФ не совсем соотносится с устремлениями великой державы, и это будет приводить к систематическим проблемам в сфере национального развития и внешнеполитической стратегии. После распада СССР мощь страны падала. Что касается социально-экономической сферы, то тут проблема была в аномальной, устаревшей структуре экономики и возрастающей зависимости от энергетики. Начиная с 2008 года, из-за влияния множества факторов (падения цен на крупнооптовые товары, западных санкций, неэффективных реформ и так далее) российская экономика впала в кризис — темпы прироста ее были ниже среднемировых, она стала терять свое положение в мировой экономической системе.


В сфере человеческого капитала наблюдается тенденция к понижению совокупной численности населения, структура населения также ухудшается. Как показывает опрос, проведенный «Левада-Центр» в 2016 году, 25% россиян хотят эмигрировать в другую страну (не включая бывшие советские республики). Фактически ежегодно более 300 тысяч представителей российской интеллигенции и олигархов переезжают за границу. В военной сфере несмотря на то, что 10-летний план переоснащения армии в определенной степени повысил уровень ее модернизации, а конфликты в Грузии, Крыму и Сирии показали, что боеспособность российской армии выше, чем у ее противников, дисбаланс в стратегической мощи между РФ и ее главным соперником — США продолжает увеличиваться, ведь пытаться сохранить стратегический баланс с Америкой, тратя на военные расходы одну десятую от ее военных расходов — невыполнимая задача. Что касается сферы международного права, число средств, которыми может воспользоваться Россия для участия в глобальном управлении, постоянно снижается, статус Постоянного члена Совета безопасности ООН и право вето не могут гарантировать РФ всестороннее и широкое участие в управлении гуманитарной сферой и борьбой с изменением климата, а также мировой экономикой и финансами. Несоответствие реальной мощи и амбиций державы вынуждает Россию использовать то, что западные ученые зовут «острая сила» (sharp power). Именно эта сила и представляет из себя огромный вызов для запада. Однако насколько устойчива «острая сила» России, насколько серьезно она может улучшить международную обстановку — вот вопросы, которые люди не могут не задавать.


Во-вторых, российская внутренняя и внешняя политика, накладываясь друг на друга, серьезно ограничили пространство для маневра в национальном развитии. В эпоху глобализации внутренняя и внешняя политика любой страны взаимозависимы и часто взаимозаменяемы — внутренняя политика легко превращается во внешнюю и наоборот. В общем и целом, между этими двумя видами политики должна формироваться благоприятствующая развитию связь — дипломатия должна способствовать нормализации внешней обстановки для проведения внутренней политики, развитие которой в свою очередь должно повышать международное влияние государства, делать политический строй и культуру этой страны привлекательнее. Однако с началом кризиса на Украине между двумя видами политики в России сформировалась неблагоприятная для развития связь: западные санкции, вызванные силовым присоединением Крыма, ухудшили внешнюю обстановку, необходимую для развития экономики. Чтобы отвлечь население от материальных трудностей и падения уровня жизни, власти создали образ врага, молча соглашались и потворствовали ультранационалистическим настроениям — все это было сделано, чтобы сохранить контроль над властью, и в это в значительной степени замедлило трансформацию режима и процесс экономической модернизации. В то же время все большая консервативность и закостенелость внутренней политики дала толчок «силовой дипломатии», вызвала у мирового сообщества и запада в особенности сомнения, беспокойство по поводу России, таким образом, снова ухудшив для РФ международную обстановку. Сколько времени Россия будет пребывать в этом «порочном круге», когда и при каких обстоятельствах его можно будет разорвать? Ответ на эти стратегически важные вопросы определит будущее направление развития страны и станет огромным испытанием для российской правящей верхушки.


В-третьих, неясность международного положения России, отрыв ее идеологии от времени привели к тому, что стратегические цели и политический курс этой страны совершенно не сходятся и даже противоречат сами себе. Несмотря на то, что со времен развала СССР прошло четверть века, процесс трансформации в России все еще не закончен, а при попытке определить международный статус РФ возникает множество вопросов.


Является ли Россия национальным государством или же она представляет собой остатки «империи»? Россия — это развитая страна, развивающаяся или страна с формирующимися рынками? Она уже вступила в информационное общество, находится на стадии пост-индустриализации или же деиндустриализации? Всесторонне ли участвует Россия в процессе глобализации, повышает ли она свое место в международном разделении труда путем развития технического прогресса или же хочет стать замкнутым, самообеспечивающимся «островом», жители которого надеются на манну небесную? С точки зрения культурной принадлежности Россия надеется стать частью запада или же, потерпев неудачу, будет вынуждена снова встать под знамя «евразийства»? А может она хочет стать «Европейско-Тихоокеанским государством»? Она будет равноправным членом международного сообщества или снова попытается спасти мир, продвигая идеологию «Мессии»? Россия критикует идею национальной исключительности США, но неужели внутри нее самой нет такой идеи? Она будет участвовать в развитии, руководить существующим международным порядком или же бросит ему вызов, совершит переворот? Нужно ли России деконструировать существующий мировой порядок, и хватит ли у нее на это сил? Допустим, что она сможет разрушить старый мир, но сможет ли она вести за собой в строительстве мира нового?


Российские элиты ставят под сомнение западный порядок, западные правила и идеи, они даже хотят создать «антизападный бастион». Но что в данном случае означает «анти», и чем отличается от западной концепция, выдвинутая этими людьми? Можно сказать, что неясность статуса России и ее обособленность, которые определяют направление ее развития, делают ее неспособной вести мир за собой.


В-четвертых, важный вопрос состоит в том, сменится ли поколение в верхушке российской власти и обновится ли идеология. В своих последних речах Путин подчеркивал важность воспитания молодых кадров, заявлял, что «важная задача для него самого — это подготовка «слуг народа», а не преемников. Эти люди должны считать работу во имя общества, государства и народа делом, достойным уважения, должны быть патриотами и профессиональными специалистами с высокими моральными качествами и силой воли». Фактически по мере приближения выборов Путин ускоряет реорганизацию кадров и усиливает подготовку «новичков» и все чаще использует их, сохраняя в то же время и «старую гвардию». Как утверждают российские аналитики, ответ на вопрос «не повернется ли все сделанное Путиным вспять, зависит от качества работы российских административных органов».


Однако ключевой вопрос состоит не только в том, что России нужно «новое лицо», еще ей нужны новые механизмы развития и новая идеология. Эта страна сможет реагировать на все более сложные внешние и внутренние вызовы, только когда элита полностью осознает, что кроме геополитики, экспорта ресурсов и расширения военной силы есть еще научно-технический прогресс и творческие силы народа, которым необходимо «дать волю». Элита должна принять надлежащие меры, создать честную и эффективную систему административного управления, наладить отношения между государством и бизнесом. Только тогда Путин сможет выполнить свое предвыборное обещание данное народу — дать ему жизнь в достатке и процветающую страну, идущую во главе всего мира. Однако будет ли все это так, покажут следующие шесть лет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.