Авиакатастрофа под Москвой — очень некстати для президента Владимира Путина, который через месяц будет добиваться переизбрания.


Самолет был относительно новый, модель самолета известна своей надежностью. Пилот был опытный, а погода в Московской области — не хуже, чем обычно в это время года.


И тем не менее пассажирский самолет Ан-148 российской компании «Саратовские авиалинии» потерпел в воскресенье крушение через четыре минута после вылета из московского аэропорта «Домодедово». Все 71 человек, направлявшиеся в провинциальный городок Орск на Урале, погибли.


Катастрофа произошла так неожиданно, что пилот не успел информировать диспетчеров о проблеме, и это вызвало множество различных теорий среди экспертов и комментаторов.


Некоторые российские СМИ сообщают, что пилот отказался от проведения противообледенительной подготовки самолета, и это могло стать причиной крушения.


В подробной статье, посвященной катастрофе, московская газета «Коммерсантъ» указывает, в частности, на то, что у этой модели самолета Ан уже и раньше были проблемы с двигателем


Следственный комитет, своего рода российское ФБР, в понедельник опроверг в своем заявлении предположения о возможном теракте.


«Установлено, что судно на момент падения не разваливалось в воздухе, пожара на борту не было, а взрыв произошел после крушения самолета», — написал Следственный комитет в своем заявлении для прессы.


Впрочем, российский следственный орган известен тем, что превыше всего ставит политические интересы, поэтому к его быстрым выводам надо отнестись с некоторой долей скепсиса.


Как авиакомпанию, так и государственную власть больше бы устроило, если бы трагедию получилось приписать человеческому фактору — как это было в случае многих прежних катастроф.


Если же окажется, что крушение объясняется техническими причинами, это может вызвать много неприятных вопросов по поводу больших проблем с безопасностью в российский авиации.


«Речь идет о системном сбое в гражданской авиации», — заявил пилот Андрей Литвинов в беседе с независимым российским телеканалом «Дождь» в понедельник.


Против теории о технических проблемах и плохом состоянии самолета говорят несколько факторов. Построенный на Украине самолет был сравнительно нов — он летал всего семь лет, и как у самой модели самолета, так и у авиакомпании — превосходная репутация.


Если бы речь шла о терроре в том или ином виде — а интернет-издание Gazeta.ru писало в первые часы после трагедии, что «террор исключить нельзя», — то это бы вновь вызвало серьезные вопросы по поводу компетентности российских спецслужб.


Это особенно неуместно в момент, когда президент Владимир Путин, известный своей жесткой риторикой о беспощадной борьбе с террором, готовится к президентским выборам, которые состоятся через каких-то пять недель — 18 марта.


Связь с Сирией


В разрез с тенденциями в глобальной авиации, где количество катастроф со смертельным исходом падает, российские пассажирские самолеты в последние годы фигурировали в нескольких авариях, несущих на себе большой налет мистики.


В октябре 2015 года российский чартер с 224 пассажирами и членами экипажа на борту рухнул на Синайском полуострове на севере Египта.
Сначала российские власти и государственные СМИ сделали все, чтобы замолчать катастрофу, которая произошла всего через несколько недель после того, как Россия начала свою воздушную войну в Сирии.


Только в середине ноября 2015 года Москва под жестким давлением со стороны Запада признала, что речь, по всей вероятности, шла о бомбе, заложенной террористами, и прекратила все полеты в Египет.


На тот момент ответственность за бомбу, которую, как считают, тайно пронесли на борт в аэропорту популярного среди туристов Шарм-эль-Шейха, взяла на себя группа, связанная с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.).


В декабре 2016 года упал еще один российский самолет — и на этот раз тоже была связь с Сирией.


Трагедия произошла накануне Нового года, когда самолет Ту-154 советской постройки, принадлежавший Министерству обороны России, потерпел катастрофу и упал в Черное море вскоре после вылета из аэропорта на юге России. В общей сложности на борту находились 92 человека, в том числе 64 участника известного хора имени Александрова. Они направлялись в Сирию, чтобы выступить там перед российскими силами.


По данным официального российского расследования, которому доверяют не все наблюдатели, причиной этого труднообъяснимого падения самолета стала ошибка пилота.

 

Авиакатастрофы в России


• Пассажирский самолет компании «Саратовские авиалинии» в воскресенье потерпел крушение недалеко от Москвы, все 71 человек, находившихся на борту, погибли.


• В декабре 2016 года в Черное море упал самолет российского Министерства обороны, на его борту было 92 человека.


• В октябре 2015 года на Синайском полуострове в результате взрыва бомбы потерпел крушение чартер с 224 пассажирами и членами экипажа на борту.


• В ноябре 2013 года 50 человек погибли, когда самолет «Татарских авиалиний» потерпел катастрофу при посадке в Казани.


• В мае 2012 года «Сухой Суперджет разбился во время демонстрационного полета в Индонезии.


• В апреле 2012 года из-за плохой противообледенительной подготовки вскоре после взлета рухнул самолет «Тюменских авиалиний», 33 человека погибли.